Последние новости

НЕОБХОДИМА ЧЕТКАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

Недавно проект закона о музеях и музейных фондах вошел в НС РА для утверждения. Но по мнению специалистов, принятие документа в существующем  виде недопустимо. Cтруктура представленного  закона не выдерживает критики.

На днях состоялась встреча министра культуры Армении Лилит Макунц с руководителями музеев. На ней были подняты проблемы, связанные с их деятельностью. Обсуждался проект закона о музеях и музейных фондах. О подробностях встречи корр. "ГА" попросил рассказать директора музея-заповедника "Эребуни", председателя организации ИКОМОС-Армения Гагика ГЮРДЖЯНА.

 НЕОБХОДИМА ЧЕТКАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА- Недавно законопроект о музеях и музейных фондах был введен в оборот НС РА, но, по мнению специалистов, принятие документа в существующем  виде недопустимо. Cтруктура представленного  закона не выдерживает критики. Все главные пункты почему-то находятся не в начале текста, а в конце. Я уже не говорю о языке. Такое ощущение, что его перевел с иностранного автомат - без учета наших реалий. Мы на протяжении 10 лет  предлагали прежнему руководству написать внятный полноценный закон. Но тщетно. Например, деятельность музея, дома- музея и музея-заповедника отличается друг от друга. Это непременно надо учитывать, но законопроект эту разницу не отражает. В Армении сегодня имеются государственные и частные музеи. Их деятельность также разнится. Это тоже не учтено. Известно ,что музеи имеют основные и вспомогательные фонды. Об основных фондах в законопроекте все сказано, о вспомогательных - ни слова. Я выделил только некоторые ляпы. Как можно было такой проект закона посылать на обсуждение в парламент? Это же позор - иметь такой закон.

- А что вы предложили министру?

- Я посоветовал отозвать законопроект обратно, внести необходимые изменения, переписать достойным языком и только после этого вновь представить в НС. Со мной были согласны и коллеги. К нашей радости, министр прислушалась к предложению.

- Гагик Гургенович, а что стало с законопроектом об археологии и археологических раскопках? Вы неоднократно заявляли что археологам нужен отдельный закон, потому что без него невозможно грамотно проводить раскопки, в том числе совместно с зарубежными специалистами.

- У нас сейчас новый министр, и я бы хотел еще раз поднять эту проблему. Несколько лет назад в раздел "Археологические памятники" Закона о сохранении культурно-исторических памятников были внесены поправки, ужесточающие правила проведения раскопок, сохранения артефактов и т.д. Но этого недостаточно. И сегодня все большую актуальность приобретает вопрос принятия отдельного закона об археологии. На страницах печати археологи периодически обсуждают разные аспекты этого важного документа, стараются учесть все стороны сложного дела охраны археологических памятников.

Я долгие годы возглавлял Управление по охране культурно-исторических памятников при правительстве РА и межведомственную археологическую комиссию и не понаслышке знаю, с какими проблемами сталкиваются специалисты при проведении раскопок и насколько важно сегодня принятие закона об археологии. Проблема состояла прежде всего в разрешении на проведение раскопок. Выдавался так называемый открытый листок, по которому комиссия следила за ходом работ, а затем принимала письменный отчет о проведенных исследованиях.

Но дело в том, что в законе о правилах проведения раскопок, о дальнейшей консервации памятника практически ничего не говорится. Сейчас, когда в Армении ежегодно проводится большое количество археологических экспедиций, раскопок, он просто необходим. В свое время Министерство культуры разработало проект закона, который не только регулировал весь процесс  раскопок, но и решал вопрос дальнейшей судьбы находок. Идеальным для археологической коллекции можно считать вариант, когда она приобретает безопасное и комфортное место хранения, заботливого и понимающего хранителя, отлаженную систему учета и документации. Важно также, чтобы был обеспечен свободный доступ к коллекции всех заинтересованных исследователей, ибо только в этом случае можно рассчитывать на то, что ее научный, музейный и образовательный потенциал рано или поздно будет раскрыт полностью. Однако, как показывает практика, такая счастливая жизнь коллекций становится в нашей стране скорее результатом случая, чем естественным следствием действующих законов и норм.

Отмеченный способ организации хранения коллекций является, скорее всего, порождением тех времен, когда в нашей науке безусловно главенствовал типологический метод и все в археологии было подчинено ему. Но сейчас времена иные, и с точки зрения последующего научного изучения самым оптимальным способом хранения является тот, который не нарушает порядок извлечения артефактов из раскопа, что, по-видимому, и должно быть закреплено в специальных инструкциях. Главным объектом заботы охранной археологии в нашей стране, к сожалению, являются прежде всего сами археологические памятники (поселения, могильники и т.п.). Между тем весь пафос мировой охранной археологии направлен на то, чтобы остановить разрушение памятников, предотвратив тем самым утрату научных и культурных ценностей. Отсутствие в законодательной базе ответов на вопросы, кто и как должен хранить археологические коллекции, кто, когда и как должен ставить их на музейный учет, также ведет к утрате археологического наследия.

 НЕОБХОДИМА ЧЕТКАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА- Но ведь в 2016 году были приняты поправки к Закону о сохранении культурно-исторических памятников?

- Эти поправки, на мой взгляд, еще больше усложнили работу. В них нечетко определены права и обязанности археологов, людей, случайно нашедших артефакты, не квалифицирована юридическая и законодательная база. Например, что делать с ценностями, обнаруженными на территории того или иного заповедника? Ясно, что они должны быть переданы в лабораторию заповедника. Этого сейчас не делается. Экспедиция хранит их у себя, и дальнейшая судьба артефактов зачастую неизвестна. Это недопустимо. А что делать с артефактами, найденными в частных домах? Механизм передачи их в музей или в Институт археологии также не определен. На ереванском вернисаже продаются керамика, бронза, представляющие различные эпохи. Они зачастую представляют собой серьезные археологические ценности, но свободно продаются. Думаю, что их перемещение в музей является очень важным вопросом, потому что нередки случаи, когда их вывозят в соседние страны, где их выдают за свои.

Несколько лет назад Закон о сохранении культурно-исторических памятников был разработан на основе аналогичных законов Египта, Ирана, Италии, Греции, Израиля, России, но по непонятным причинам до сих пор не представлен в парламент. Очень надеюсь, что новое руководство Министерства культуры обратит на это внимание. В ближайшем будущем я приглашу Лилит Макунц в штаб-квартиру ИКОМОС-Армения на встречу с членами нашей организации. Мы  непременно затронем и эту тему. Повторяю, без  закона об археологии  невозможно грамотно проводить археологические раскопки, в том числе и совместно с зарубежными специалистами. Нужна четкая законодательная база, позволяющая ориентироваться во всех возникающих ситуациях.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВСПОМИНАЯ САМВЕЛА САФАРЯНА
      2022-09-29 09:52
      1200

      24 сентября в Национальном Музее-институте архитектуры имени А. Таманяна прошел вечер, посвященный 120-летию со дня рождения выдающегося армянского архитектора Самвела Сафаряна. Почтить память зодчего пришли его родственники, ученики, студенты.

    • АРМЯНСКИЕ СЛЕДЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
      2022-09-27 08:44
      6438

      Археологи обнаружили почти 1000-летний тайник с золотыми и серебряными монетами за храмом в Эсне – египетском городе, расположенном вдоль реки Нил, сообщил научный журнал Live Science. В ходе раскопок, начавшихся в прошлом году, было найдено 286 серебряных монет королей и королевств той эпохи, множество золотых монет, в том числе армянская монета, которая была отчеканена во время правления первого короля Киликийской Армении Левона II из династии Рубинянов (XII-XIIIвв.), а также бронзовые и латунные монеты Османской империи

    • Андрей ИВАНОВ: КОНД – ЦЕННЕЙШЕЕ НАСЛЕДИЕ ЕРЕВАНА
      2022-09-20 09:40
      6145

      В московской галерее "Никогосян" открылась фотовыставка профессора Международной академии архитектуры, урбаниста Андрея Иванова, посвященная самому старому району Еревана – Конду. Автор сделал более 6000 фотографий, из которых для выставки были отобраны лучшие. Андрей Владимирович удивительным образом подмечает такие тонкие детали, мимо которых мы обычно проходим, не замечая либо не придавая значения. А он видит ценность и красоту там, где некоторые говорят: "Да ну... Рухлядь какая-то, надо снести".

    • В ПОМОЩЬ АРМИИ
      2022-09-15 09:34
      2357

      С утра 13 сентября у памятника Араму Хачатуряну группа молодых людей под руководством писательницы Ани Карапетян организовала сбор средств первой необходимости для армянских бойцов. По словам Карапетян, буквально через час после публикции призыва на страницах Fасевооk люди стали приносить лекарственные средства, сигареты, сладости, теплую одежду.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • УРОВЕНЬ РИСКА ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ МОЖЕТ ВОЗРАСТИ
      2022-08-30 08:52
      1457

      Власти захотели сыграть в азартные игры на деньги рядовых граждан На фоне минусовых показателей доходов по пенсионным фондам, которые уже стали в Армении нормой, а не исключением из правил, Центробанк решил разработать новый законопроект, предлагая тем самым смягчить некоторые ограничения для инвестиций фондов. По оценкам финансового регулятора, такой расклад расширит возможности для инвестиций, ну и соответственно - получения доходов пенсионными фондами. К тому же, как уверяют в ЦБ, будет создана возможность полноценно направлять сбережения граждан на финансирование реального сектора местной экономики.

    • МУЗЕЙ, ОВЕЯННЫЙ СВЕТОМ
      2022-08-18 09:16
      6564

      Среди круглых знаменательных дат этого года – полувековой юбилей Музея современного искусства. Летом 1972 года произошло событие, которое ознаменовало собой новый этап в художественной жизни не только Армении, но и всего бывшего Союза. Открытие первого и единственного в СССР Музея современного искусства в Ереване всколыхнуло и взбудоражило всех. Это был подлинный прорыв в художественной жизни страны и свидетельство ярчайшего подвига его создателя – Генриха Игитяна.

    • ПОД ЗНАКОМ "ГАЯНЭ"
      2022-05-20 10:13
      4233

      Знаменитому балету "Гаянэ" Арама Хачатуряна исполняется 80 лет. Эта дата легла в основу Международного дня музеев, прошедшего в ереванском доме-музее А.Хачатуряна под знаком "Гаянэ". Был задуман необычный формат празднования юбилея, в котором традиционные подходы и технологические новшества слились воедино, собрав вокруг творчества Маэстро аудиторию разных возрастов.

    • МУЗЕЙ КОВРОВ ШУШИ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
      2022-02-03 10:28
      3523

      Музей ковров Шуши вновь остался без крова. В начале января истек срок договора, согласно которому этот уникальный очаг армянской культуры Арцаха приютил у себя ереванский Музей-институт архитектуры им.А.Таманяна. Как создавалась эта сокровищница арцахского ковроткачества? Как предотвратить угрозу ее распыления? На эти и другие вопросы в рамках пресс-конференции в ИА "Спутник Армения" ответил основатель и директор Шушинского музея ковров Вардан АСЦАТРЯН.