Последние новости

Робер ГЕДИГЯН: "Я СТРЕМЛЮСЬ СНИМАТЬ КИНО, ПОНЯТНОЕ ВСЕМ"

Один из интереснейших авторов современного французского кинематографа, признанный режиссер, чьи фильмы не раз удостаивались наград престижных фестивалей, Робер Гедигян недавно побывал в Ереване. В столичном Центре креативных технологий ТУМО в сотрудничестве с кинотеатром "Москва" была организована встреча нашего именитого соотечественника с поклонниками его творчества. Отрадно, что большую часть гостей вечера составили студенты кино- и театральных факультетов, а также старшеклассники, планирующие связать свое будущее с профессией режиссера.

РОБЕР ГЕДИГЯН - РЕЖИССЕР ДОВОЛЬНО ПЛОДОТВОРНЫЙ: ОБ ЭТОМ ГОВОРИТ не только статистика, но и он сам. Практически ежегодно он сдает в прокат новый фильм и чуть ли не сразу приступает к экранизации очередного проекта: Гедигян обладает уникальной способностью видеть темы для кино во всем, прощупывать в них идейную канву и, разобрав ее на детали, складывать в кинематографическое полотно в контексте того, что он хочет сказать зрителю.

Робер Гедигян также нередко обращается к армянской тематике. Автор нашумевших картин "Мариус и Жанет", "В городе все спокойно", "Прогулки по Марсову полю" и других, он в 2006 г. снял "Путешествие в Армению" по проекту и сценарию Ариан Аскарид, воплотившей в этом фильме образ французской армянки, приехавшей на историческую Родину в поисках внезапно исчезнувшего отца. Заметный интерес у зрителя вызвала драма "Армия преступников", рассказывающая о французском антифашисте армянского происхождения, участнике французского Сопротивления Мисаке Манушяне. Главную роль в картине сыграл наш соотечественник из Франции популярный актер Симон Абгарян, который вновь появился у Гедигяна в главной роли в дуэте с Ариан Аскарид в другом фильме на армянскую тему - "История безумия". Кстати, эта картина в 2015 г. была показана в рамках МКФ "Золотой абрикос" и имела большой успех у фестивального зрителя. "История безумия" была снята на основе автобиографического романа La Bomba испанского журналиста Хосе Антонио Гурриарана, ставшего жертвой взрыва, организованного в Мадриде в 1981 г. тайной армией освобождения Армении (АСАЛА). Литературный материал привлек Гедигяна тем, что испанский журналист, получив ранение, не ожесточился, а решил изучить историю армянского народа и, в частности, событий 1915 г., после чего сам стал активным участником борьбы за международное признание Геноцида армян.

НА ВСТРЕЧУ В ТУМО РОБЕР ГЕДИГЯН ПРИШЕЛ С СУПРУГОЙ, ИЗВЕСТНОЙ актрисой и своей музой Ариан Аскарид, которая играет практически во всех его фильмах. Ариан призналась, что с огромным удовольствием работает на съемочной площадке с Робером. Но не потому, что их связывает супружество.

"В работе мы оба абстрагируемся от личных отношений, и я стараюсь максимально профессионально выполнить поставленные передо мной актерские задачи, - сказала она. - Иной вопрос - творческие условия, в которых мы работаем. Основной костяк нашей съемочной группы не меняется практически 20 лет: если вы внимательно проследите за титрами фильмов Робера, то увидите имена, кочующие из фильма в фильм. Это создает атмосферу единомыслия, взаимопонимания коллег и обеспечивает успех фильмов. Вне съемочной площадки все мы друзья и даже родные друг другу люди, а в процессе работы мы похожи на оркестр, где каждый исполнитель играет свою партию и во время выступления сосредоточен на работе".

Вечер в ТУМО прошел в формате вопрос - ответ. Прежде чем удовлетворить любопытство присутствующих, Робер Гедигян сказал, что Центр креативных технологий, куда пришел впервые, его поразил, и отметил, что ТУМО сегодня - пример подражания для многих стран. Подобный центр скоро будет открыт и в Париже.

- Центр достоин похвалы, а его наличие в Армении доказывает, что во все времена и при любых условиях можно создавать и творить, было бы желание и стремление к образованию и развитию. ТУМО радует и тем, что здесь дети и молодежь получают альтернативное образование с помощью особых методов, которые не применяются в классических, традиционных школах. Замечательно также, что здесь обучают навыкам создания кино.

НА ВОПРОС, МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ СНИМАТЬ КИНО, РОБЕР ГЕДИГЯН ОТВЕТИЛ: "И да и нет. Можно научить снимать кино технически, но идейно и художественно - нет. Человек, готовый посвятить себя киноискусству, должен всегда знать, что он хочет сказать своим фильмом, какой мессидж он вкладывает в него. Режиссера обязательно должно что-то взволновать, и если он подберет правильную форму и язык для выражения своих мыслей, идей, чувств, то его работа обязательно будет понята и оценена публикой. Снимая кино, надо всегда верить, что зритель воспримет его и поверит тебе. В то же время полагаться лишь на мнение публики неверно: необходимо учитывать и критику, а также рейтинг фильма на фестивалях. Если фильм получает высокую фестивальную оценку, а затем продается, то, значит, он успешен и ты работал не зря. Я бы не рекомендовал людям неподготовленным заниматься кино: надо смотреть хорошее кино, учиться на картинах мастеров и пытаться найти свой путь в киноискусстве. И еще много читать - газеты, книги. Все, когда-либо прочитанное, однажды проявится в том или ином виде в твоем фильме".

- А как вы пришли в профессию режиссера?

- Однажды некий деятель искусства, с которым сотрудничала Ариан, предложил мне написать сценарий. Я с интересом взялся за работу и вдруг по ходу понял, что в голове рождаются идеи, которые не обязательно выдавать в этом сценарии. Я подумал, что лучше их придержать, чтобы потом на их основе написать сценарий для себя. Так я и пришел в кино, ставшее для меня формой общения. Я родился в простой семье, мой отец работал в доках и был не особо образованным. Я всегда стремился снимать кино, понятное всем, в том числе и людям, подобным моему отцу. Фильм - это своеобразный рассказ, разговор языком кино, который должен быть понятен на своем первом уровне и в то же время давать возможность зрителю-собеседнику погружаться глубже как минимум еще на один уровень. Это диктует и написание сценариев, изложенных проще, доступных публике любого уровня.

- Какие из армянских фильмов вам нравятся?

- Одним из последних я смотрел армяно-французский фильм "Браво, виртуоз" Левона Минасяна - режиссера родом из Гюмри, проживающего во Франции. Довольно удачная картина. Высоко ценю творчество Сергея Параджанова, Артавазда Пелешяна, нашего соотечественника из Канады Атома Эгояна.

- Почему героями армяно-французских фильмов, как правило, становятся люди, биографии которых связаны, например, со Спитакским землетрясением, Арцахской войной и подобными драматическими событиями?

- Режиссер должен говорить о сегодняшних событиях, если это не историческое кино. Людям должна быть знакома современная информация, чтобы фильм был понят, а его создатели достучались до зрительских сердец. Кстати, мой подход к кино - работа с одним и тем же коллективом и, в частности, актерским составом, который, переходя из фильма в фильм, становится роднее зрителю, также позволяет нарастить реалистичность происходящего и повысить тем самым степень доверия публики.

- Есть ли у вас любимые актеры?

- Мне нравится игра десятков актеров, поэтому я затрудняюсь кого-то назвать лучшим. И потом, это вопрос поколения: к примеру, мое поколение больше ценило итальянское кино с гениальными актерами и, кстати, режиссерами, сейчас очень сильным стало азиатское кино - корейское, тайваньское, иранское. Это также вопрос национальной культуры, а не техническая сторона творчества.

- А режиссеры?

- Ясудзиро Одзу, японский режиссер, который был вне внимания при жизни и с которым мир познакомился спустя годы после его смерти. Это гений, чьи фильмы стали объектом моего поклонения: я бы ввел его в десятку лучших режиссеров мирового кино. Сегодня он признан мастером авторского кино, сумевшим с подчеркнутой значительностью показать в своих фильмах повседневные явления и сделать объектом кино сюжеты из простой жизни с демонстрацией тонкого психологизма взаимоотношений героев. Кстати, японское кино сильно и сегодня. Взять хотя бы картину "Магазинные воришки" режиссера Хирокадзу Корээда, получившую в этом году "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах, где я работал в составе жюри.

- Как вы относитесь к ширпотребным фильмам и разным жанрам кино?

- Для меня они больше скетчи, чем кино. Во Франции принята классификация: кино для развлечения и кино для того, чтобы заставить публику задуматься над чем-то важным и взять из фильма что-то для своего развития, осуществления перемен в жизни и т.д. Первая категория - фильмы для досуга, вторая - киноискусство, которое интересно мне и к которому я как режиссер себя отношу. Что касается жанров, то нет плохих или хороших жанров, есть качественная игра актеров, сильная идея и ее профессиональное режиссерское воплощение. Удается мне это или нет - решать вам, зрителям. И сделать это можно будет совсем скоро, в дни кинофестиваля "Золотой абрикос", на котором будет показан мой последний фильм "Вилла".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.

    • ДЕЛО ДВУХ СОЮЗОВ, ИЛИ КАК ЗАПРЕТИТЬ РИСОВАТЬ АРАРАТ
      2024-04-20 12:31

      Уже месяц, как в двух крупных творческих центрах Армении - Союзе художников и Союзе писателей начались волнения. Организован он ни много, ни мало на правительственном уровне и проводится руками главного надзирателя за соблюдением законов государства, прав и свобод граждан - Генеральной прокуратуры, взявшейся за спешную национализацию зданий обоих Союзов.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ГРАН-ПРИ ДОСТАЛСЯ ГРЕЧЕСКОМУ «ЧЕРНОМУ КАМНЮ»
      2023-07-17 14:06

      От юбилейных событий всегда ожидаешь чего-то особенного, яркого, запоминающегося. Но они, как правило, проходят без помпы, порой уступая в красочности рядовым событиям, не связанным с круглыми датами. Так случилось и с 20-м МКФ «Золотой абрикос», который по своей насыщенности уступал многим «абрикосовым» киносмотрам прошлых лет. Тем не менее, ереванский праздник кино сохранил главную черту – гостеприимство, которое отмечали все гости: и те, кто уже не раз бывал на фестивале, и те, кто впервые оказался в его теплых объятиях.

    • СЕРГЕЙ ДВОРЦЕВОЙ: «ВАЖНО НЕ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ПИШЕШЬ, НО И ТО, ЧТО ВЫЧЕРКИВАЕШЬ»
      2023-07-15 10:29

      Встреча с кинорежиссером Сергеем Дворцевым, состоявшаяся в рамках 20-го МКФ «Золотой абрикос», стала одним из долгожданных фестивальных событий. Прошедшая в ереванском офисе AGBU, она собрала полный зал. Послушать этого скромного, непубличного и в то же время снискавшего мировую известность мастера кино пришли как коллеги по цеху и начинающие кинематографисты, так и множество зрителей, ценящих характерное кино.

    • НА ЭКРАНЕ «ЗОЛОТОГО АБРИКОСА»
      2023-07-12 13:07

      20-й Ереванский международный кинофестиваль «Золотой абрикос» в самом разгаре. Он открылся в воскресенье, 9 июля, и включает в свою программу множество самых разных ярких событий - встречи с режиссерами мирового класса, мастер-классы, выставки, производственные дискуссии и, конечно же, показы лучших фильмов как последних двух лет, так и из сокровищницы мирового кинематографа.

    • «ЗОЛОТОМУ АБРИКОСУ» 20 ЛЕТ
      2023-07-04 10:16

      Недалек тот день, когда Ереванский международный кинофестиваль «Золотой абрикос» уже в 20-й раз распахнет свои двери перед широкой публикой. Основанный в 2004 г. он прошел серьезный путь, полный трудностей и преград, добившись не только успеха у зрителей, но и признания на мировой фестивальной кинокарте.