Последние новости

КОГДА ВРАГИ ВЫЖИДАЮТ

"Любая нестабильность в Армении приведет к повторению событий апреля 2016-го, возможно, в большем масштабе", - заявил в интервью "ГА" заместитель директора Института стран СНГ, военный эксперт Владимир ЕВСЕЕВ

- Г-н Евсеев, чем важно прошедшее в Ереване первое заседание Лазаревского клуба именно сегодня, в условиях внутриполитических предвыборных реалий и геополитических вызовов, стоящих перед Арменией?

- Я выражу свою личную точку зрения. Я считаю, что официальный диалог между Россией и Арменией сейчас стал более сложным. Подтверждение этому мы видим, например, по сложной ситуации с генсеком ОДКБ. Полагаю, сейчас оптимальным вариантом является не назначение нового генсека ОДКБ, а возложение обязанностей на того человека, который их сейчас исполняет. Такая практика уже раньше имела место. Напомню: перед тем как представитель Армении стал генсеком ОДКБ, было сильное противодействие по назначению, в частности, со стороны Казахстана. И тогда в течение некоторого периода времени был исполняющий обязанности. После Россия смогла эту проблему решить, и генсеком стал именно представитель Армении. Сегодня правильным является неназначение нового генсека. Это позволит избежать проблем, учитывая тот факт, что внутри ОДКБ есть разные точки зрения в отношении того, может ли новая кандидатура быть предложена Арменией в качестве генсека. Между тем это лишь одно проявление того, что отношения между РА и РФ являются непростыми.

В этих условиях мы считаем, что Россия не имеет права вмешиваться во внутриполитическую ситуацию - новый состав парламента должны, конечно, определять именно граждане Армении. Но ввиду того, что официального диалога между нашими странами явно недостаточно, ряд организаций выступил с инициативой создания дополнительного трека - неформального диалога. Неформальный диалог не является направленным против какой-то страны, он не является направленным, например, против США или Великобритании. Мы говорим о том, что мы хотим укрепить российско-армянские отношения не против кого-то, а чтобы было лучше и России, и Армении. Во-вторых, этот диалог инициирован не для того, чтобы навязать Армении каких-то политических лидеров, которых народ не хочет видеть. И, конечно, речь не идет о попытке навязывания какой-то элиты. Мы говорим о том, что хотим укреплять отношения в первую очередь в сфере безопасности, ибо сегодня именно этот фактор является ключевым. Как военный эксперт я считаю, что ситуация в зоне карабахского конфликта остается крайне сложной…

- В чем особенность?

- Могу предположить, что сейчас Азербайджан просто выжидает благоприятного момента, и он ждет какой-то нестабильности в Армении. Если в Армении будет нестабильность, то возможна попытка повторения событий апреля 2016 года может быть более масштабная. Помимо этого, Азербайджан очень надеется на то, что будет происходить постепенная сдача территорий в зоне безопасности - передача районов, возможно, нескольких. Это было бы самой большой ошибкой. Любое изменение границы в зоне Нагорного Карабаха фактически будет стимулировать Азербайджан к повторению попыток вооруженного захвата, причем захвата не зоны безопасности, а захвата всего Нагорного Карабаха, включая Степанакерт. В условиях, когда Азербайджан наращивает свой военный потенциал, баланс, качественно восстановленный в результате предоставления Россией Армении современных видов вооружений, снова меняется. Сейчас Азербайджан пытается закупить в Израиле ракетные системы, в чем-то являющиеся аналогами "Искандеров", закупает оружие в Беларуси - речь о тяжелых ракетных системах залпового огня, мы видим попытки закупок ряда других видов вооружения.

Что получается? Когда Россия, верная своим союзническим обязательствам, пытается поддерживать Армению, в это же время Азербайджан пытается нарастить военный потенциал, покупая вооружение не у РФ, а у других стран, которые таких обязательств не имеют. В этих условиях нам очень важно укреплять сотрудничество России с Арменией, именно военное сотрудничество, основанное на том, что у нас есть совместная группировка войск. И здесь еще важно, чтобы жители Армении знали: пойдя на создание группировки и подписав, ратифицировав соответствующие документы, Россия фактически взяла на себя обязательство по обеспечению сохранения суверенитета Армении в условиях военных действий.

- Как это на практике будет реализоваться?

- В том случае, я рассуждаю гипотетически, если начнется война, а война в зоне Нагорного Карабаха неизбежно приведет к войне на территории самой Республики Армения, так вот, в этих условиях, когда под угрозой уже будет безопасность Армении, руководство группировкой войск перейдет к российской стороне. Ее возглавит командующий Южным военным округом. И Россия проведет усиление этой группировки за счет собственных войск, которые есть в ЮВО. Таким образом, Россия берет на себя обязательство по обеспечению РА в условиях боевых действий. Подобных обязательств Россия перед другими государствами практически не имеет на территории постсоветского пространства.

Понимая эти обязательства, понимая, что у нас есть пограничники, обеспечивающие защиту границы между Арменией и Турцией, важно, чтобы мы не ослабляли наши военные связи. Потому что ситуация вокруг Армении, к сожалению, ухудшается по нескольким направлениям. Первое - зона Нагорного Карабаха, в связи с которой Азербайджан продолжает подготовку к возобновлению боевых действий, закупает современное вооружение и уже принял законы, позволяющие регламентировать деятельность на прилегающей к Азербайджану территории в условиях войны. Но нельзя не замечать и другие направления, тоже вызывающие беспокойство. Это, во-первых, зона Нахиджевана, где чрезвычайно активна Турция, имеющая там военные подразделения, которые возьмут на себя роль вспомогательного удара в случае боевых действий с Арменией. Помимо этого, мы должны отдавать себе отчет в том, что последняя победа Эрдогана на выборах во многом обеспечена поддержкой националистов.

- Влияние которых всегда будет антиармянским…

- Безусловно. Поэтому я полагаю, что можно ожидать обострения ситуации и с турецкой стороны, которая также выжидает. Любая нестабильность в Армении будет подталкивать ее врагов как минимум к провокациям на границе. Это можно сдерживать только на основе очень крепкого сотрудничества с Россией в военной сфере. Поэтому, проводя первое заседание Лазаревского клуба, мы говорим о том, что российско-армянское военное сотрудничество, во-первых, не должно подвергаться даже сомнению, потому что это нужно и России, и Армении. И это сотрудничество является гарантом сохранения территориальной целостности Армении. Во-вторых, мы говорим о том, что есть очень серьезные вызовы, и к ним нам нужно готовиться совместно, продумывая различного рода сценарии, которые могут разворачиваться в соседних государствах. При этом сценарии могут предполагать, например, вступление Грузии в НАТО - мы должны думать, что в данном случае делать.

Мы должны исходить из того, что после вытеснения боевиков из сирийской провинции Идлиб возможен приток значительного числа радикалов на территорию Азербайджана, причем через территорию Грузии, что тоже может привести к какой-то нестабильности Азербайджана. Мы должны учитывать и то, что США ввели в полном объеме санкции против Ирана, и здесь опять Армения оказывается под ударом, потому что есть созданная зона свободной торговли, есть Иран, который является тылом для Армении. И любое массированное давление на Иран ставит Армению в уязвимое положение в условиях закрытых границ. То есть ситуация для Армении является неблагоприятной, как, впрочем, и для России. Нужно думать, как с этими угрозами бороться, что мы можем предложить реально.

- Что бы вы сказали о политических силах, идущих на внеочередные парламентские выборы в Армении под лозунгами в духе "закрыть российскую военную базу в Гюмри"?

- Люди, призывающие к ослаблению военного сотрудничества с Россией, не являются патриотами для Армении - на мой взгляд. Они пытаются получить некие политические дивиденды в нынешней ситуации, но при этом совершенно не думают о том, в какой ситуации может оказаться Армения. Важно, чтобы граждане Армении видели за такого рода призывами реальность. Приведу следующий пример. Может ли помочь Армении американское оружие, если оно будет поставлено бесплатно? Можно сказать: да, конечно, ведь оно будет способствовать укреплению безопасности Армении. Но сразу возникает целый ряд вопросов, требующих ответа. Спрашивается: есть ли у Армении ресурсы на обслуживание этой военной техники, на обучение технического персонала, формирование ремонтной базы, обеспечение совместимости этих вооружений с теми, которые уже состоят на вооружении республики, и т.д.? Такого рода действия должны быть продуманы. Потому что, может статься, оружие будет бесплатным, но обслуживание окажется настолько дорогим, что в ущерб покупке необходимых вооружений придется обслуживать технику, которая на самом деле не является настолько нужной. Если вы приобретаете любое оружие, надо понимать, что оно имеет период устарения. Его нужно, повторюсь, модернизировать, обслуживать, готовить персонал, обеспечить совместимость с другими образцами вооружений, его нужно отрабатывать на уровне тактики. И мы здесь попадаем в такое количество проблем, которые Армении не нужны. Скажу больше: я считаю, что даже бесплатно предоставляемое американское оружие может привести к ухудшению обороноспособности Армении.

- Вот вы говорите, что ситуация в зоне карабахского конфликта остается крайне сложной, тогда как и.о. премьер-министра Никол Пашинян заявляет, что, напротив, ситуация значительно спокойнее, и к тому же у него налажена оперативная телефонная связь с Алиевым…

- Как я уже сказал, Азербайджан просто выжидает, ждет благоприятного момента. В Азербайджане исходят из следующего сценария: они считают, что внутриполитическая ситуация в Армении будет ухудшаться. В этих условиях руководство Армении будет вовлечено больше во внутриполитические процессы. И безопасности должного внимания уделяться не будет. В определенный момент может не оказаться ресурсов для поддержания обороны. И когда в Баку поймут, что Армения сейчас находится в ослабленном положении, ей будет нанесен удар в зоне Нагорного Карабаха. Любые линии связи не являются  гарантией безопасности Республики Арцах - я в это не верю. Безопасность Арцаха обеспечится другими средствами. Например, за счет отвода тяжелых вооружений на определенное расстояние, причем это должно быть подтверждено, зафиксировано наблюдателями. Вот это действительно снизит градус напряжения в зоне конфликта, а не какая-либо телефонная линия.

- Но отвода ведь нет…

- Вот именно. Наличие телефона при сохранении вооружений на линии фронта не является какой-либо гарантией от повторения событий апреля 2016-го. Отвода нет, напротив, есть насыщение зоны линии фронта тяжелым вооружением, которое при определенных условиях может привести к возобновлению боевых действий. Надо ставить вопрос по-другому: давайте будем ослаблять напряженность вдоль линии фронта. Потому что если несколько лет можно было говорить: давайте отведем снайперов, то сейчас отвод снайперов не является основным. Помимо снайперов есть более серьезные проблемы, могущие привести к возобновлению боевых действий.

И второе: категорически, повторюсь, нельзя даже рассматривать вопрос об изменении линии фронта. Далее… по поводу Степанакерта. Да, я считаю, что Степанакерт должен быть за столом переговоров, но сейчас Азербайджан на это не пойдет. Об этом надо было говорить в апреле 2016  года. И я считаю, что Ереван должен нести всю ответственность в зоне Нагорного Карабаха. Здесь нельзя допустить даже малейшего переноса ответственности на Степанакерт. Потому что Степанакерт просто не выдержит - слишком разные силы. Он не сможет выстоять против военного наступления Азербайджана. Нужно обязательно, чтобы Ереван осознавал всю полноту ответственности за ситуацию в зоне конфликта.

Основная тема:
Теги:
  • К.С. 04-Дек-2018
    С трудом верится в то, что узурпировавшая власть хунта во главе с рюкзаконосным вождем способна хоть что-нибудь осознавать. Тем более, что их хозяева перед ними поставили совсем другую задачу: продать и Армению, и Карабах с потрохами. И эту задачу они выполняют с большим рвением.
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ЕСЛИ «ДЕМОКРАТИЯ – НАША ЕДИНСТВЕННАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ», ТО ЭТО ПРОСТО СТРАШНО
    2024-03-28 10:10

    В западных столицах обеспокоены тем, что армянское правительство заходит слишком далеко, отворачиваясь от России На днях в Женеве, в рамках 148-й ассамблеи Межпарламентского союза (IPU) делегация во главе со спикером Национального собрания Армении Аленом Симоняном встретилась с делегацией Великобритании в IPU, возглавляемой Карен Брэдли. И в ходе этой встречи спикер армянского парламента Ален Симонян рассказал удивительные вещи. Опустим реверансы во славу «двусторонних отношений между Арменией и Великобританией», которые, по словам Симоняна, развиваются на уровне «стратегического диалога». Хотя было бы, конечно, интересно узнать, в каком месте этот диалог «стратегический».

  • ЛОЖЬ И ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЛАСТИ
    2024-03-27 09:50

    «Когда глава государства заявляет публично, что начнется война, есть конкретные процедуры в этой ситуации – ни одну из них Пашинян не осуществил», - говорит в интервью «ГА» военно-политической аналитик Айк НАГАПЕТЯН.

  • "ЭТО ПЛАН УНИЧТОЖЕНИЯ АРМЕНИИ"
    2024-03-21 09:18

    "Даже западные аналитики открыто говорят, что никакой значительной помощи от Запада не будет, никакого союза с Западом не будет, никаких гарантий безопасности от Запада не будет. Почему мы не слышим?" - отмечает в интервью "ГА" доктор политических наук Артур ХАЧИКЯН.

  • ИДЕТ ДВУСТОРОННИЙ НЕГАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, И ЕГО НАДО ОСТАНОВИТЬ
    2024-03-20 11:51

    С 3-го места на 10-е за три года: Армения в рейтинге дружественности к России В 2024-ом коммуникационный режим Армении с Россией будет оставаться противоречивым и наиболее изменчивым на постсоветском пространстве, – констатируют эксперты. В конце февраля сего года российский Национальный исследовательский институт развития коммуникаций (НИИРК) презентовал результаты исследования на предмет рейтинга дружественности коммуникационных режимов постсоветских стран за 2023 год – подобное исследование НИИРК проводит уже третий год подряд.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ПОД ДУДКУ ЛОНДОНА, АНКАРЫ И БАКУ В УЩЕРБ АРМЯНСКИМ ИНТЕРЕСАМ
    2024-03-14 10:52

    Масштабные военные учения в Нахиджеване не оставляют сомнений в том, что Алиев планирует удовлетворение территориальных претензий к РА путем военных действий. Реакция правящей верхушки на вызовы Баку и Анкары тоже не оставляет сомнений в том, что Пашинян не откажется от курса, нацеленного на удовлетворение требований тандема, – от территориальных уступок до новой Конституции. Эти требования – его единственная зацепка за власть. Пашинян больше не может опереться на народ, который жаждет избавиться от диктатуры ГД.

  • "СПАСИТЕЛЬ" ПРОДОЛЖИТ "СПАСАТЬ"
    2024-03-12 18:44

    Спаситель в своем репертуаре, ну ничем не проймешь товарища. Знаете, чем, оказывается, занимается Никол Пашиняна с 2018-го года? Кто не знает, пусть послушает его очередную пресс-конференцию, созванную для того, чтобы Воваевич мог обосновать скорую сдачу Азербайджану требуемых 4 сел, затем проведение требуемой Азербайджаном конституционной реформы, затем отказ от всяких претензий к Баку в международных организациях и судебных инстанциях, если Азербайджан подпишет с Арменией мирный договор.

  • «ПЛОЩАДКА ХОВАЕВА» ЕРЕВАНУ НЕ ИНТЕРЕСНА
    2024-03-04 12:00

    Сергей Лавров в ходе дипломатического форума в Турции вел переговоры с главой МИД Турции Хаканом Фиданом. Обсуждалось в том числе и армяно-азербайджанское урегулирование. Сергей Лавров провел также переговоры с главой МИД Азербайджана Джейхуном Байрамовым. Обсуждалось в том числе и армяно-азербайджанское урегулирование. А вот с Араратом Мирзояном обсуждений по армяно-азербайджанскому урегулированию у Лаврова не было, что говорит о многом.  

  • ТРЕПЛО ОБЫКНОВЕННОЕ
    2024-02-29 12:47

    Целый спикер МИД РФ Мария Захарова взялась опровергать Никола Пашиняна. В том числе его заявление в Париже о том, что, дескать, официальные лица России недавно открыто призывали народ Армении выйти на улицы и свергнуть его, Пашиняна, власть. Захарова ответила, что таких призывов российских официальных лиц не было ни в отношении Пашиняна, ни бывших властей Армении, ни в отношении избранных властей какой-либо другой страны.