Последние новости

НЕПОСТИЖИМАЯ ЗАГАДКА МАСТЕРСТВА

В этом году художнику Эдуарду КАКОСЯНУ исполнилось бы 70 лет

Никогда не была лишена радости общения с крупными поэтами, музыкантами, художниками, пользовалась добрым отношением многих из них. Среди них удивительный мастер, ювелир, художник Эдуард Какосян, которому в этом году исполнилось бы 70. Не скажу, что это самый крупный художник из тех, с кем мне приходилось общаться в течение долгих лет. Но он - один из самых чистых и благородных истинных мастеров и в том, что сделал, и в тех замыслах, что не успел осуществить.

ПРИ ЖИЗНИ ОБ ЭДУАРДЕ КАКОСЯНЕ ПИСАЛИ ОЧЕНЬ МАЛО, потому что он был очень скромен. Робость в творчестве - это бескрылье, ведущее к эпигонству, скромность - путь к самокритичности, а потому и к плодотворности в работе. Эдуард был тружеником в искусстве и не думал о славе. Ему в высшей степени были присущи порядочность, честность, так необходимые для художника. Его совестливость и бескорыстие, искренность и требовательность к себе были поразительны. Он был из тех людей искусства, которые, несмотря на признание, ухитряются оставаться в тени. Ведь его выставки в республике и за рубежом имели большой успех.

Порой он искал признания не там, где надо, не понимая, что вся его жизнь - это образец поведения Художника. Был счастлив, когда на одной из выставок его отметили премией. Но еще более счастливым был в тот день, когда нашел нить к творческому замыслу. Он даже выпил. И был просто в ударе от хорошего настроения. И это бодрило: он испытывал прилив энергии. Работал он с утра до ночи, пропадал днями в мастерской, понимая, что только кропотливая работа поможет ему разобраться в сумятице, понять, что к чему.

Ювелир по специальности, Эдуард во многих смыслах был истинным художником. По своему отношению к искусству. По преданности ему.

...Музей древностей хранят шедевры армянских ювелиров. Они и по сей день поражают самых искушенных специалистов, а их художественное совершенство говорит об уходящей в глубокую старину культуре этого древнего ремесла. Особенно неотразимы работы ванских ювелиров. Их мастерство до сих пор остается непостижимой загадкой. В искусстве ванцев таится неразгаданная впечатляющая сила, хотя все кажется предельно ясным, удивительно простым по замыслу и воплощению. Источник этой силы как бы скрыт, и остается непонятным, откуда исходит это очарование.

Первое впечатление таково, что их изделиям легко подражать, легко их повторить. Все формы, детали и линии не содержат ничего непривычного. Известна и природа материала, и техника. Все просто - и тем не менее все загадочно. И невольно возникает вопрос: может ли человечество, которое прошло большой путь общественного и эстетического развития, отказаться от попыток овладеть вершинами художественных достижений, осмыслить их во взаимосвязи с открытыми новыми истинами, новыми общественными и эстетическими идеалами? Найдутся ли силы создать новое на том же художественном уровне? Не иссякло ли воображение за долгие жестокие века? И что вообще значит быть достойным своего прошлого? Продолжить ли его в наши дни или начать нечто новое?

ВОТ С ТАКОЙ НЕЛЕГКОЙ НОШЕЙ ВОПРОСОВ СТУЧАЛАСЬ Я впервые в мастерскую Эдуарда Какосяна, наслышанная о его уникальных работах. Однако на пороге его мастерской пришлось распрощаться с представлениями о романтической обители муз. Здесь фантазия умирает на пороге своего существования и начинается труд, дело, ремесло. Странное искусство, в котором фантазия и мастерство работают не вместе, а одно за другим, без слияния, без взаимодействия. Не потому ли в искусстве украшения так велика власть инерции, которую с уважением именуют традицией. Это традиционное искусство поглощает мастера целиком и превращает его в ремесленника высокой квалификации.

Из-под инструментов такого мастера выходят вещи красивые, но бездушные, лишенные свежего своего замысла. Именно эту бездуховную силу инерции смог преодолеть Эдуард Какосян, а  потому и был он не просто виртуозом, а подлинно свободным художником. Его фантазия была великолепна. Она превращала самое условное искусство в носителя настроения автора - очень живого, умного и проницательного художника, новаторски работающего в самом традиционном из национальных ремесел. Лучшие его работы - скажем, его разнообразные колье, браслеты, кольца - поневоле смотришь так же внимательно, как холсты живописцев.

Украшения Эдуарда Какосяна - это сложные и содержательные композиции, в которых детали связаны с замыслом автора, а не только нитью металла. Они необыкновенно выразительны, выполнены с тонким вкусом.

Все новые изделия из серебра показывал мастер, спокойный, сосредоточенный, неторопливый. Порой его лицо освещала улыбка, и я как-то по-новому увидела окружающий нас мир. И где-то в глубине сознания возникло чувство уважения к человеку, движимому вдохновением и поисками нового. Где, когда, у кого он учился и кто мог научить его той несравненной одухотворенности, которая отличает его работы? Откуда у него было это стремление "приручить" металл, вдохнуть в него "душу".

- Не исключено, что сработали гены, - улыбался Эдуард, - ведь предки мои из Вана, и, видимо, кто-то из моих близких занимался ювелирным делом. Обработка металла, ремесло ювелира почитались и в роду Какосян. Но отец не занимался этим ремеслом. Поэтому непосредственных учителей у него не было.

- Мне хотелось, - объяснял он, - лишь попытаться одолеть преграды, возникшие после утраты традиций ванских мастеров. Мы должны признать, что они обладали особым даром проникновения в сущность материала, его природу, композиционные возможности. Но кто сказал, что надо повторять прошлое? Оставить свой след, сказать свое слово - вот чем мы должны заниматься.

РАБОТЫ ЭДУАРДА ИМЕННО ОБ ЭТОМ И СВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛИ. Во всем здесь обнаруживались своеобразие художественного строя, стилистическая оригинальность, которые в значительной степени определялись оригинальностью мастера, специфичностью его мироощущения. Заботясь о создании интересной и выразительной композиции, добиваясь неповторимости формы, он стремился приблизиться ко всему тому, что сотворено гением природы. Ради этого стоило не спать ночами, терзаться, мучительно отыскивая смысл формы. Он вновь и вновь возвращался в мастерскую, и внутренняя горечь обращалась в жажду, в жгучую потребность заставить кусок металла подчиниться его стремлению пробудить в нем импульс, наполнить этот холодный кусок металла движением жизни.

Недаром ведь говорят: кто не знал заблуждений и неудач, тот не узнал истины. Нет, надежды и счастье творчества были принесены ему не на крыльях журавлей. В неуспокоенности, вечном поиске были смысл и счастье его творческого волнения. Быть может, это и были его самые сокровенные минуты - бессловесный диалог с металлом, что-то и от изумления и желания победить, вдохнуть в бесчувственную массу тепло чувств, слить переживания с осязаемым.

"Ощущение прекрасного не должно утрачиваться, теряться за каждодневной суетой, - говорил он, - этот браслет мной выполнен в духе классических ванских образцов. Сложность таилась в том, что излишняя детализация могла неизбежно привести к нарушению ритма, помешать полноте художественного восприятия. Изображение случайных, нетипичных вещей привело бы к пестрой хаотичности.

Эдуард пробовал свои силы и в живописи. И потянулась вереница характеров, лиц, явлений, самых разнообразных событий - печальных и радостных, захватывающих и волнующих. Домики, деревья, луга... Где-то ласково светит солнце, пасутся стада овец, улыбаются влюбленные. Им созданы также многочисленные портреты друзей и близких. В них нет стремления приблизиться к оригиналу, но есть главное - умение передать характер, суть человека. Таков, например, портрет нашего замечательного поэта и живописца Аревшата Авакяна.

А как он волновался, показывая свои работы! Этот удивительный человек вовсе не хотел казаться равнодушным. Закидывая вас вопросами, пристально вглядывался в глаза. Ну как?

Нет, вы не можете представить, какая искренность, какая непосредственность, какое отношение к мнению другого! Почти непонятно, как ему удалось сохранить эту детскость, чистоту души, эти качества до конца жизни?

И сейчас, после ухода художника, двери его мастерской не запираются. Здесь продолжает творить его сын - дизайнер Айк Какосян. Как и отец, он наделен талантом - ищущий, беспокойный, влюбленный в искусство. Ну а если обладающий таким достоинством художник продолжает гореть, он обязательно достигнет большего. Не об этом ли мечтал его отец?

Основная тема:
Теги:

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ЧЕМ ТЕПЛИТСЯ ДУША...
    2025-04-25 09:46

    Самвел Паркевович Мурадян - личность уникальная. Известный литературовед, доктор филологических наук профессор ЕГУ, отметивший недавно свое 80-летие, до сих пор сохранил в себе детское восприятие жизни. Для многих он - соединение ребенка с мудрецом. В его книгах, монографиях, многочисленных статьях, научных исследованиях присутствует тот же праздник смысла, формы и колоссальных знаний, что и много лет назад. Вся его деятельность - и лекции, и книги, комментарии по случаю, споры, в которые он ввязывается, всегда имеют прямую и благородную цель: защитить базовые ценности литературы. Защитить наши исторические культурные завоевания, оживить коллективную память, чтобы не затерялась в ней чья-то драматичная судьба, не пострадала, не искривилась чья-то репутация от злого навета или пустой молвы.

  • ПОСВЯЩЕНИЕ СКОРБНОЙ ДАТЕ
    2025-04-24 10:47

    В ночь с 23-го на 24 апреля в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна Национальный филармонический оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Эдуарда Топчяна исполнением «Реквиема» Моцарта отметил скорбную дату нашей национальной боли. В концерте кроме филармонического оркестра приняли участие Государственный камерный хор «Овер» (художественный руководитель и хормейстер Сона Оганесян), Ереванский государственный камерный хор под управлением Кристины Восканян и солисты – Анна Аглатова (сопрано), София Туманян (меццо-сопрано), Тигран Мелконян (тенор) и Милан Сильянов (бас). Дирижер – Эдуард Топчян.

  • СОЗЕРЦАНИЕ ТИШИНЫ
    2025-04-21 09:35

    Замечено, что мировая культура не ведает сиротства. Для нее в отличие от политики не бывает метрополий и провинции, нет сверхдержав и отсталости. Ваграм Гайфеджян, родившись в тихой, консервативной грузинской провинции, небольшом городке Тифлисской губернии России Ахалцихе (1879 г.), одной из крупнейших армянских общин за пределами Армении, стоял у истоков авангардизма, которому, по формулировке искусствоведа Эллен Гайфеджян, выпала судьба определить облик и своеобразие путей развития национального изобразительного искусства первой половины двадцатого столетия, навести мост между дореволюционным и советским искусством, стать одним из основоположников советской армянской художественной школы. На протяжении многих десятилетий творчество этого выдающегося художника определяло художественный уровень наших выставок, было эталоном профессионального качества. Но, вероятно, в том и состоит тайна и сила подлинного искусства, что каждое новое соприкосновение с ним открывает нам новые грани, меняет ракурс восприятия, обогащает зрителя эмоционально и нравственно.

  • ИМ БЫЛА ДОСТУПНА МАГИЯ ИСКУССТВА
    2025-04-12 11:35

    Этапы большого пути: филармоническому оркестру Армении 100 лет Существует понятие социальной сущности понятия интонация, “интонационного фонда нации”, который является достоянием культуры народа и не менее важен, чем язык, архитектура, письменность. Поскольку уже по интонации можно определить принадлежность музыки к тому или иному народу, времени, эпохе. Именно таким “интонационным фондом нации” можно назвать Национальный филармонический оркестр Армении, который в этом году отмечает свою круглую дату – 100 лет со дня основания.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ОТЕЦ ВСЕХ ТУРОК АТАТЮРК БЫЛ ЕВРЕЕМ-ВЕРООТСТУПНИКОМ (ДЕНМЕ)
    2025-04-23 10:36

    Дабы не отстать от моды, ибо образование, как считают Пашинян и его жена, сегодня в тренде, автор счел не лишним опубликовать сугубо научные данные о происхождении отца всех турок Ататюрка. Мы не станем по примеру Анны Акопян приписывать слова Вано Сирадегяна Гранту Матевосяну, в нашем раскладе все ссылки точные.

  • ПАМЯТЬ О НЕМ НИКОГДА НЕ УМРЕТ!
    2025-03-21 10:52

    21 марта Марату Аванесяну исполнилось бы 52 года. С виду простой парень, но с большой душой и бесстрашным сердцем, он успел стать активным участником как митинговой стадии Карабахского движения, так и войны, развязанной Азербайджаном против самоопределившегося Арцаха. Марат словно олицетворял свое поколение – поколение молодежи конца девяностых – был горячо любим всеми, кто близко знал его, имел счастье быть его другом и товарищем. Увы, недолго прожил герой – всего 19 лет.

  • Армен ТАХТАДЖЯН – УЧЕНЫЙ ПЛАНЕТАРНОГО МАСШТАБА
    2025-03-17 10:42

    В нынешнем году исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося советского, российского, армянского ботаника с мировым именем Армена Леоновича Тахтаджяна (1910-2009). О его вкладе в науку много сказано и написано коллегами, большое внимание уделяла ученому пресса. Хочется к юбилейной дате кратко представить заслуги человека, воспитавшего множество учеников и оставившего огромное научное наследие.

  • Григорий КУСИКЬЯНЦ: "НЕТ ЧЕЛОВЕКА, СДЕЛАВШЕГО ДЛЯ БОКСА БОЛЕЕ..."
    2025-03-12 06:41

    12 марта исполнилось 110 лет со дня рождения Заслуженного тренера СССР по боксу, судьи всесоюзной категории Григория Кусикьянца. Уроженец российского Армавира (Краснодарский край) прожил непростую, но содержательную жизнь. На тренерском поприще он в первую очередь хорошо известен своим учеником Валерием Попенченко – олимпийским чемпионом Токио-1964 и двукратным чемпионом Европы.