ДЕПУТАТ ОТ ФРАКЦИИ "АЙАСТАН" ЛИЛИТ ГАЛСТЯН: "НЕСЕРЬЕЗНО НАЗЫВАТЬ ТОЧНЫЕ СРОКИ НАЧАЛА ВСЕНАРОДНОЙ БОРЬБЫ"

"Европа не отреагировала…"

- Почему оппозиционные фракции решили не выдвигать своего кандидата на пост 5-го президента Армении, ведь изначально речь шла о равнозначной кандидатуре с богатым политическим прошлым, нагнеталась интрига и даже назывались конкретные имена?

- Это было совместное решение фракций "Айастан" и "Честь имею". Мы исходили из того, что в условиях воинствующего большевизма любая, даже самая достойная кандидатура, будет принята большинством в штыки. В итоге ситуация выглядела бы так, что парламентская оппозиция своим участием обеспечила легитимность выборов. Не стану касаться персональных качеств кандидата власти: попытка скрыть факт своей биографии, связанный с работой в должности советника Тер-Петросяна, говорит сама за себя. Выбор политического большинства - еще одно свидетельство той общественно-политической атмосферы, которая сделала востребованными таких деятелей…

- Из 350 участников пленарного заседания ПАСЕ за резолюцию по Армении проголосовало всего 50 человек. Это показатель потери интереса к нашей стране или Совет Европы, в самом деле, считает, что режим Пашиняна сделал большой шаг в сторону демократии?

- Вокруг сложившейся в Армении ситуации есть некий международный компромисс: на нарушения норм демократии и права со стороны власти просто закрывают глаза. Влиятельные международные структуры руководствуются двойными стандартами, а потому не реагируют на нарушение права армянского народа на жизнь, не реагируют на посягательства на наше культурное наследие. Я невольно сравниваю ситуацию, которая сегодня сложилась в мире, так сказать, "за 5 минут до предполагаемого вторжения России на Украину". А ведь азербайджано-турецкая агрессия длилась 44-дня, ведь суверенная Армения вот уже 9 месяцев находится в состоянии оккупации, а цивилизованный мир молчит, глядя на нарушение права армянского народа на жизнь! Европа никак не отреагировала на фосфорные бомбы и применение химического оружия, на уничтожение христианских ценностей, на зверское обращение с армянскими пленными. Это молчание привело к девальвации некогда влиятельных европейских институтов.

"Политическое большинство разговаривает тезисами Алиева"

- Может, реакция европейских институтов обусловлена сокращением субъектности Армении?

- Это сокращение напрямую связано с тем, что глава исполнительной власти публично воспроизводит риторику Эрдогана и Алиева, выступая проводником их интересов. По большому счету, оппозиция не может предъявить свои требования влиятельным европейским институтам, которые в ответ могут сослаться на политическое большинство, которое разговаривает тезисами Алиева. Наша партия неоднократно приводила факты вопиющих нарушений демократии со стороны правящей силы в ходе встреч с послом США и главами других посольств. Увы, нас не слышат, и на то есть свои причины.

Когда режим отказывается от территориальной целостности, когда 9 месяцев в стране находятся оккупанты, которые убивают наших солдат и нарушают права мирного населения, когда представители фракции большинства а-ля Овик Агазарян публично заявляют, что они не вправе говорить, что Арцах не может быть в составе Азербайджана, то какой с нас спрос? Эта публичная риторика несколько лет назад вызвала бы всенародное возмущение, а сегодня она в порядке вещей. Сегодня правящая верхушка боится отметить 30-ю годовщину армянской армии - большего унижения для армянской государственности придумать трудно. Правящая верхушка демонстрирует, что для нее потеря государственности ничего не значит…

"Люди напуганы. Я это чувствую по отношению к себе…"

- В интервью газете "Жоговурд" ваш товарищ по партии и фракции Артур Хачатрян на днях заявил, что парламентская оппозицию ведет работу в массах, готовя людей к предстоящей уличной борьбе. Что скажете по этому поводу?

- Мы часто бываем в марзах, встречаемся с населением. Партия отмечает 131 годовщину, у нас есть, что сказать народу. Та морально-нравственная атмосфера, которую власть навязала армянскому обществу, не может существовать долго. Не может общество долгое время находиться в крайне униженном состоянии под беспрецедентным давлением репрессий. Люди напуганы. Я это чувствую по отношению к себе: некоторые знакомые быстро здороваются и спешат пройти мимо, чтобы их контакт с депутатом от оппозиции никто не зафиксировал. Партия организовала слушания в связи с законопроектом о среднем образовании. Многие директоры школ и преподаватели не присутствовали, они попросили извинить их, ссылаясь на то, что посещение офиса оппозиционной партии может обернуться потерей работы. Это правда наших дней, и мы не имеем права оставлять народ в этом состоянии. Несмотря на все, я уверена, что это еще не приговор!

- А что вы можете сказать о Движении Сопротивления, ведь на исходе осени его штаб-квартиры (порядка 40) вели активную запись участников?

- Движение продолжает свою работу, функционируют территориальные подразделения. Я не вижу иного выхода из сложившейся ситуации, кроме ежедневной работы с людьми. Поверьте, сегодня это очень сложно. Люди парализованы страхом перед репрессиями. В столице и марзах часто приходится слышать, что на дворе 1937 год. В этих условиях очень трудно мобилизовать народ на борьбу, но мы не вправе опускать руки, не вправе мириться с утратой государственности, сознавая, что в армянском обществе есть ресурс сопротивления. Есть часть народа, которая не хочет мириться с навязанными режимом реалиями.

"Не хочу раскрывать скобки"

- Время работает против оппозиции, ведь, если с наступлением теплого времени года станет очевидным, что массы не готовы к борьбе, то винить в этом будут не массы, а оппозицию внутри парламента, у которой больше ресурсов, нежели у внепарламентских сил, не так ли?

- Голос оппозиции с трибуны парламента часто не доходит до масс. Причиной тому – атмосфера уличного хулиганства, которая сложилась по вине большинства. Фракция правящей силы делает все, чтобы обесценить парламентскую трибуну, а заодно и сам институт законодательной власти, лишить содержания политические выступления оппозиции. У АРФ "Дашнакцутюн" есть программа по работе с массами и работе за пределами страны. Не хочу раскрывать скобки, но мы активно работаем с тем фрагментом общества, который не хочет мириться с утратой государственности, и не видит в эмиграции единственный выход из создавшейся ситуации, хотя реальные масштабы эмиграции обрели поистине устрашающий характер. Я не считаю, что это уже приговор: за Арцахом сохраняется право на самоопределение, и мы сделаем все, чтобы способствовать обретению статуса и права граждан Арцаха на безопасную жизнь на своей родине.

Считаю несерьезным называть точные сроки начала всенародной борьбы. Я уверена, что катастрофическое падение можно и нужно остановить, хотя ситуация очень напоминает ту, что сложилась в начале прошлого века. В 1918 году мы смогли создать из хаоса государство, но потеряли его вследствие внутренних причин и внешнего воздействия. Короткая история Первой республики полна созидательной энергии: люди успели построить университет, театр, школы.

- Антагонизм со стороны уличной оппозиции ощущается даже на страницах газет. Эти силы пытаются перевести стрелки на парламентские партии, выдвигают против вас какие-то обвинения, как вы прокомментируете эти телодвижения?

- Мы оказались перед столь глобальными вызовами, что не время отвлекаться на какие-то мелкие укусы. Беда оппозиции в отсутствии единства и политическом эгоцентризме. Силы, о которых вы говорите, предприняли несколько стартов, точнее фальстартов, численность их уличных акций оставляла желать большего. Уличный ресурс можно растратить впустую несвоевременными и непродуманными действиями, а в результате народ почувствует себя обманутым...

Основная тема:
Теги: