Михаил ГОРБАЧЕВ: ОТ ГЛАВЫ СУПЕРДЕРЖАВЫ ДО РЕКЛАМЫ ПИЦЦЫ

Об ушедших или хорошо или ничего. Последний Генеральный секретарь ЦК КПСС, первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев скончался на девяносто втором году жизни в Москве. Что тут скажешь?

НИ РЫБА НИ МЯСО, НИ ДАТЬ НИ ВЗЯТЬ, ни право наций на самоопределение, ни нерушимость территориальной целостности, короче говоря, ни то ни се. А ведь первое лицо некогда могущественной державы, низведенной по его воле до средней руки государства, которое можно снисходительно похлопывать по плечу. Зачем он это сделал? Первое, что приходит в голову, чтобы понравиться Западу, и сразу же вопрос: а зачем Западу нравиться?

Нравиться хорошо бы своей стране, своему народу. А народу было обещано все: от права свергать бывших директоров и с помощью советов трудовых коллективов назначать новых, до изгнания всех первых лиц союзных республик, Карена Серобовича Демирчяна в том числе. Новые, как правило, оказывались послушнее, слабее, невзрачнее.

В Армении Горбачев был всего лишь раз, но в самый страшный и драматичный для нашего народа час Спитакского землетрясения. В декабре 88-го, прервав официальный визит в США, он прилетел в Ереван и сразу же отправился в зону бедствия: ознакомился с ходом только-только разворачивающихся спасательных и восстановительных работ, провел совещание с руководителями союзных министерств и ведомств, обсудил первоочередные задачи по оказанию необходимой помощи, пообщался, как принято было тогда говорить, с «простым народом».

Главным на дело был поставлен Николай Рыжков, тогда председатель Совета Министров СССР. После завершения миссии «простой народ» поставил Рыжкову в Спитаке прижизненный памятник, к Горбачеву же отношение было неоднозначным. С одной стороны, незамедлительный приезд первого лица страны люди оценили, с другой – нервная реакция Горбачева на вопрос о будущем Карабахского движения заметно поумерила пыл благодарности. Плюс присутствие «где надо и не надо» супруги Раисы Максимовны. Многих это раздражало.

Между тем благодарить было за что. На восстановительные работы отмобилизовали все материальные, финансовые и трудовые возможности СССР. Приехали сорок пять тысяч строителей из всех союзных республик. В Армению один за другим стали прибывать врачи и спасатели из Франции, Швейцарии, Великобритании, ФРГ, США. В аэропортах Еревана и Ленинакана приземлялись самолеты с грузом медикаментов, донорской крови, медицинского оборудования, одежды и продовольствия из Италии, Японии, Китая и других стран. Гуманитарную помощь оказали сто одиннадцать государств со всех континентов.

Впервые в истории СССР армянское небо было объявлено открытым для всех стран, и в этом тоже заслуга Михаила Горбачева.

ЭПОХА ГОРБАЧЕВА – ЭТО ЭПОХА ПЕРЕСТРОЙКИ И НАДЕЖД. Гласность, вырубка виноградников, авария на Чернобыльской АЭС, вывод войск из Афганистана, распад Организации стран Варшавского договора, конец «холодной войны» - это все страна пережила при нем. А еще при нем были «сумгаит», операция «Кольцо» в Карабахе, геноцид армян в Баку …

«Но он плохо знал свою страну и номенклатуру СССР, а распад Союза стал для политика трагедией», - скажет тотчас после кончины Горбачева глава протокола первого президента СССР Владимир Шевченко. Как оказалось, плохо знал Горбачев не только свою страну, но и Америку, которой протянул руку, а потом обвинял США в высокомерии, что, по его словам, повлекло за собой расширение НАТО.

 Позже бывший президент СССР скажет, что в холодной войне США объявили победу: «А ведь мы вместе вытаскивали мир из конфронтации, из ядерной гонки». И продолжит: «Именно имперские настроения американцев стали причиной того, что они сами себя объявили «победителями».

Далеко не все, что обещал людям Горбачев, он выполнил, что-то из обещанного было невыполнимо изначально. В предпоследний день лета его не стало, вместе с ним ушла в прошлое целая эпоха.

…Ни рыба, ни пицца (в 2019 году Горбачев снялся в рекламе пиццы), ни дать ни взять… Вот и на час написания заметки еще не было известно, устроят ли покойному государственные похороны или проводят в последний путь по-божески. Во всех случаях, мир праху его.