ХОТЬ СУХОЙ, ХОТЬ МОКРЫЙ

В Ширакской области будет создан сухой порт. Об этом заявил в беседе с корреспондентом NEWS.am министр экономики Армении Ваан Керобян, отвечая на вопрос, почему так и не было реализовано решение о создании свободной экономической зоны в Гюмри, принятое еще в 2019 году.

ОН СООБЩИЛ, ЧТО СЕЙЧАС ИМЕЕТСЯ ПРОЕКТ СУХОГО ПОРТА ШИРАКА. «У нас уже есть готовая концепция, и мы обсудим реализацию этой программы на ближайшем заседании общественного инвестиционного комитета. Предварительные данные позволяют говорить о том, что правительство проявит  положительное отношение, но все будет зависеть от общественного инвестиционного комитета, заседание которого пройдет до конца года.

Если комитет даст положительное заключение, мы перейдем к этапу детального технико-экономического исследования. Если и тут будут положительные результаты, то есть если окажется, что проект выгоден для Армении, мы должны будем посредством сотрудничества государство - частный сектор, привлечь оператора, который начнет инвестировать и приглашать в эту промышленную зону различные компании для учреждения своих производств. Если все пойдет по правильному пути, то в течение 2-3 лет в Гюмри будет создано 20-40 000 рабочих мест», - заключил министр.

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: К ПОРТОВОМУ ПРОЕКТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА АРМЕНИИ, озвученному Керобяном, скептики отнеслись с нескрываемым недоверием и юмором. А зря. Во-первых, от этого правительства можно ожидать каких угодно планов. Не будем забывать, что речь идет о правительстве, руководитель которого планирует, что до 2050-го года сборная Армении по футболу станет чемпионом мира или Европы. Речь идет о правительстве, разработавшем стратегию экономического развития, одним из двух компонентов которого (развития) должно стать выращивание конопли. На этом фоне вовсе не удивительны идеи создания сухого порта. Скорее удивительно, что сухого, а не мокрого – настоящего морского. Хотя, возможно, это входит в долгосрочные планы. Скажем так, до 2050-го. А пока в ближайшей перспективе обойдемся портом сухим.

В контексте этой истории, пожалуй, стоит вспомнить о том, что вообще-то у Армении есть (по крайней мере лет 10 назад еще был) морской флот. И это не шутка. В лихие 90-е те, кого сегодня именуют бывшими, купили два морских судна. И стали армянские корабли, зафрахтованные зарубежными компаниями, бороздить просторы мирового океана. Что конкретно от этой идеи получила Армения, до сих пор остается загадкой. Зато весь мир узнал, что у горной страны, лишенной выхода к морю, есть свои корабли.

С тех пор прошли десятилетия, и теперь мир узнает, что в Армении, в Ширакской области, на высоте 1500 метров над уровнем моря создается порт. Согласитесь, это просто эпично.

Впрочем, справедливости ради стоит обратить внимание на термин «сухой порт». Вовсе не обязательно, чтобы он располагался на берегу моря. Сухой порт – это  терминал, связанный автомобильным или железнодорожным сообщением с морским портом. Он выполняет функции центра для перевалки морских грузов. Это определенное звено в логистической цепочке интермодальных грузоперевозок. Таким образом, выходит, что Армения претендует на роль такого ключевого звена. Чисто теоретически и при наличии богатого воображения это может выглядеть реалистично. Особенно при реализации проекта транспортного коридора Север-Юг. Но на практике ожидать, что сегодняшняя Армения может занять столь ключевую логистическую нишу равносильно вере в победу сборной Армении по футболу в финале чемпионата мира.

Всего два факта приведем в качестве аргументации. Первый: уже почти два месяца на КПП Верхний Ларс в многокилометровых пробках стоят десятки армянских фур. Правительство Армении никак не может разрулить эту проблему. Второй, самый свежий: пару дней назад 270 большегрузов застряли в пробке на межгосударственной дороге, связывающей Армению с Ираном из-за аварии на участке Татев-Агавни. Тут кое-что подчеркнем особо. Этот участок дороги стал альтернативным прежнему довоенному маршруту трассы, 21 километр которой эта власть фактически подарила Азербайджану. Объездной участок Татев-Агавни должен был быть построен в самые кратчайшие сроки, но работы затягивались. В итоге как-то что-то построили, но явно не то.

Несколько месяцев назад, точнее, в мае этого года на заседании правительства Никол Пашинян оправдывался: «В прошлом году дорога Татев-Агвани в Сюникской области была построена в чрезвычайном режиме, при проектировании мы не предусмотрели, что весь объем грузоперевозок придется на этот участок. Дорога предназначалась больше для сообщения  межобщинного и туристического значения, потому и возникли проблемы. Мы будем работать над тем, чтобы дорогу привести в надлежащий вид». Работали над этим или нет, не важно. Факт в том, что спустя полгода дорога наглухо закрывается для 270 фур из-за обыкновенной аварии. В пути застревают сотни тонн грузов.

Да, в Шираке можно построить сухой порт. Но для реалистичности этой задумки прежде всего необходима нормально функционирующая  система государственного управления. Действующая власть эту систему разрушила практически до основания. И уж точно в силу вопиющей некомпетентности и безответственности не способна создать что-то новое. Так что, особой разницы нет в том, какой порт планируют создать в Шираке – сухой или мокрый. Из области фантастики оба варианта…