Последние новости

ОН УШЕЛ, КОГДА С НЕБА ПАДАЛ СНЕГ

В расположенной на одном из этажей Ереванского государственного института театра и кино мастерской Рубена Григоряна царил полумрак. На рабочем столе с опустевшим стулом – скромный букет цветов и фонарики с горящими свечами. Тишину нарушала только музыка, точнее песни, которые любил слушать "парон Григорян". Так его воспитанники встретили свой очередной учебный день – первый без Мастера.

 ОН УШЕЛ, КОГДА С НЕБА ПАДАЛ СНЕГОН ПОКИНУЛ ЭТОТ МИР ИМЕННО ЗДЕСЬ, В ЛЮБИМОЙ ИМ и его студентами мастерской, не выдержало сердце. Большое сердце талантливого человека и патриота своей страны, служению которой он посвятил свою жизнь.

Достаточно вспомнить его фильмы "День за полярным кругом" об ученом-океанологе Артуре Чилингарове, "Девятый чемпион: Тигран Петросян" о выдающемся шахматисте, "Библейские чтения" к 1700-летию принятия Арменией христианства, цикл документальных фильмов "История восточных армянских земель. Арцах", имеющий важное историко-познавательное и информационно-фактографическое значение, телецикл на канале Հ2 "Духовная безопасность с архиепископом Паргевом Мартиросяном", успешно выходивший в эфир 20 лет, десятки других документальных фильмов, телепрограмм, рубрик, сериалов, авторских циклов и т.д.

"Рубик не смог пережить то, что произошло с Арцахом и происходит с Арменией. С первого дня войны он следил за информацией, не сдерживал слез при виде фотографий погибших и пропавших без вести ребят - ровесников его студентов. Он не мог видеть, как кусками отдают врагу армянскую землю, тяжело переживал предательство, так как был предельно честным, прямолинейным и смелым", - рассказывает супруга Рубена Григоряна, режиссер и сценарист Аида Агаронян.

Рубен Григорян пришел в кино из ереванского "Политеха". Студент факультета радиофизики, он влюбился в экранное искусство с его возможностями говорить о важном, поднимать глобальные вопросы и выводить на передний план человека – с его проблемами и мечтами, его делом и своим местом под солнцем, неповторимой судьбой. По окончании Политехнического института, он поступил на "Арменфильм" рабочим, расставляющим декорации, затем пробовал себя в роли ассистента режиссера, но в итоге понял: киноискусству надо учиться. Так Рубен оказался во ВГИКе, где обратил на себя внимание преподавателей "свободомыслием", отраженным в его курсовой картине "Время, свободное от взрослых" о панках и торгующих собой девушках из провинции, рассказав с экрана об их проблемах и причинах выбора безрадостного пути.

В 1989 г. Рубен Григорян снял документальный фильм "40 дней спустя" о судьбе человека на фоне Спитакского землетрясения - постоянно ввязывающегося в драки и оказывающегося за решеткой. В дни землетрясения его отпускают из тюрьмы для поиска оставшейся под завалами семьи. Как поведет себя в трагической ситуации отрицательный герой? – об этом и снял одну из первых своих картин Рубен Григорян. Тонкое чутье молодого режиссера проявилось и в фильме "Слепой" о незрячем музыканте.

 Рубен ГригорянОКОНЧИВ ВГИК, РУБЕН НАЧАЛ АКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в разных ТВ-компаниях Москвы, основав нашумевшие в свое время рубрики "Здравствуйте, это я", "История секретных служб России", "Операция "Шуба": криминальная Россия", где впервые наряду с документальными кадрами использовал игровые фрагменты. Рубен Григорян также автор цикла "Армяне России", в его рамках он снял телефильмы об Артуре Чилингарове, Тигране Петросяне и др. Ему принадлежат также картины "Размышления. Портрет режиссера Фрунзе Довлатяна" (1989) и "Возвращение. Паруйр Айрикян" (1991).

В 2000 г. Рубен с семьей вернулся в Армению, где встал у истоков создания телеканалов "АЛМ", "Еркир Медиа", организовав и укрепив которые, уходил в поисках нового места, где пригодятся его опыт, талант, знания. В качестве режиссера и автора передач Григорян работал также на ТВ "Кентрон" и "Армения" и запомнился зрителям циклами "Коллаж" о старых зданиях Еревана и "История одного фильма" о создании хитов "Арменфильма". В послужном списке Р.Григоряна значится и пара сериалов, но режиссер отошел от этого жанра, объясняя, что сериал также серьезный жанр, нуждающийся в профессиональном сценарии с глубокой идеей, который должен иметь посыл обществу, а не быть только развлечением для домохозяек.

В 2001 г. Рубен Григорян инициировал еженедельную рубрику "Духовная безопасность с архиепископом Паргевом Мартиросяном", имевшую высокий рейтинг не только в Армении, но и других странах, где транслируется канал Հ2. В рамках эфира архиепископ Паргев в доступной для широкой аудитории форме отвечает на вопросы зрителей о христианстве. Сегодня отснято еще две программы, которые выйдут в эфир уже без Григоряна. Особый успех принес режиссеру и его супруге Аиде Агаронян цикл документальных фильмов "История восточных армянских земель. Арцах", начатый в 2008 г.

"Мы успели снять и подарить зрителю 5 картин цикла: "Возвращающийся город: Тигранакерт", "Азохская пещера", "Гтчаванк - скромное величие", "Амарас" и "Чардахлу - честь имею" в сотрудничестве с компанией Real Road Production, а также историками, архитекторами, археологами, учеными разных профессий. Это Бабкен Арутюнян, Эдик Минасян, Гамлет Петросян, Люба Киракосян, Левон Епископосян, Нвард Кочар и многие другие. Огромное спасибо тогдашнему министру обороны РА Сейрану Оганяну и архиепископу Паргеву Мартиросяну, которые, осознав важность цикла, всячески помогли нам в работе. За последний фильм Рубик был награжден медалью "Маршал Баграмян", что считал лишним, так как лучшей оценкой своего труда считал положительные отзывы зрителей, - рассказывает Аида Агаронян. – Мы создали историческую кино-энциклопедию, в каждом фильме которой дана вся информация о том или ином древнеармянском памятнике Арцаха. К сожалению, Рубик ушел, оставив до 20 часов отснятой пленки, в том числе о Шуши и Цицернаванке. И если фильм про Гтчаванк мы посвятили памяти Бабкена Арутюняна, то картину о Цицернаванке я хочу посвятить Рубику. Более того, фильм о Шуши будет посвящен памяти погибшего в нынешней войне сына нашего друга, оператора Григора Андреасяна, до конца защищавшего этот прекрасный армянский город. Так хотел Рубик, для которого гибель парня стала еще одним шрамом на сердце".

 ОН УШЕЛ, КОГДА С НЕБА ПАДАЛ СНЕГОСОБОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ РУБЕНА ГРИГОРЯНА ЗАНИМАЛА преподавательская деятельность. В последние 11 лет самым родным местом для него была мастерская в ЕГИТК, где создавалось одно из величайших чудес мира – кино. Здесь всегда царило согласие, прерываемое разве что философскими дебатами и творческими спорами, во время которых Мастер делился с учениками обширными знаниями и огромным опытом в кинематографе, раскрывал перед ними занавес в мир киноискусства и, самое главное, учил жизни. Студенты с чем-то соглашались, что-то оспаривали, предлагали свое, нередко настаивая. А Мастер делал вид, что ничего не замечает, и продолжал будоражить в них нерв, заставляя мыслить шире, чувствовать глубже, смотреть дальше, раскрепощая внутреннее "я", сбрасывая оковы и клише, обретая свободу мысли и творчества. И тогда, хитро улыбаясь глазами, он незаметно нахваливал учеников, позволяя им расправить крылья и подняться над обыденным, чтобы сверху увидеть все детали и мелочи, на которых строится истинное искусство. Мастер своего дела Рубен Григорян молча вел своих подопечных к большому кинематографу. Не случайно многие его студенты окончили вуз, уже будучи лауреатами и призерами ряда международных кинофестивалей.

"Кино делается для того, чтобы сохранить в человеке человечность" - это один из многих афоризмов, запомнившихся студентам Рубена Григоряна. В нем его кредо – жизненное и творческое.

"Каждый прожитый с Мастером день, а с Мастером мы именно проживали дни, - длинная история о том, как оставаться человеком. Если же собрать все 7 лет моего знакомства с ним и выразить их одним словом, то получится – свобода. Именно свободе он учил нас, заставлял ее пробуждать, так как он был самым свободным человеком из всех, кого я знаю, - свободным и в творчестве, и в преподавании, и в жизни", - так охарактеризовал Рубена Григоряна один из лучших его учеников Артур Саакян.

"Парон Григорян" был не только руководителем, мастером курса, но старшим другом, вторым отцом для своих воспитанников.

"Мастер... как много радости и тепла ты дал нам, каждый день с тобой был праздником, каждая минута полна радости...". – пишет в своем "послесловии" учителю Ика Эмирян.

"Я любил философствовать с Мастером о профессии и жизни вообще, мы часто беседовали по вечерам или после уроков. Однажды в аудитории мы завели разговор о добре и зле... В конце беседы я спросил: "Как вы думаете, зло когда-нибудь исчезнет?", на что он ответил: "Корни зла таятся глубоко, не там (в преисподней), а здесь, у нас", и показал на сердце", - пишет студент Григоряна Грант Сардарян.

... Ученики рассказывают, что Мастер часто повторял, что безумно любит, когда с неба падают хлопья снега. Во время последней лекции, когда Рубену Григоряну вдруг стало плохо, с неба повалил снег. Через пару минут снега не стало. Как и Мастера. Рубен Григорян ушел, оставив не только прекрасные фильмы, но и талантливых учеников, обещающих продолжить дело Учителя.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.

    • ДЕЛО ДВУХ СОЮЗОВ, ИЛИ КАК ЗАПРЕТИТЬ РИСОВАТЬ АРАРАТ
      2024-04-20 12:31

      Уже месяц, как в двух крупных творческих центрах Армении - Союзе художников и Союзе писателей начались волнения. Организован он ни много, ни мало на правительственном уровне и проводится руками главного надзирателя за соблюдением законов государства, прав и свобод граждан - Генеральной прокуратуры, взявшейся за спешную национализацию зданий обоих Союзов.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НЕ СТАЛО ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ
      2023-09-06 06:30

      В Ереване в возрасте 94 лет ушел из жизни трехкратный олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира, двукратный чемпион Европы по спортивной гимнастике Альберт Вагаршакович Азарян. Об этом на официальной странице Федерации гимнастики Армении в Фейсбуке сообщил ее президент Гагик Ваноян. "Дорогие соотечественники, с глубоким прискорбием сообщаем о смерти величайшего армянского спортсмена всех времен Альберта Азаряна. Было честью и счастьем стать ТВОИМ современником. Покойся с миром, дорогой мастер", – написал президент ФГА. Причины смерти не уточняются.

    • ПРОЩАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД (Видео)
      2022-02-07 10:32

      Ушел из жизни… Эти слова в наши дни стали непростительно обыденными. С некоторых пор жизнь – сплошное расставание. Вот теперь с композитором - песенником, народным артистом республики, организатором и художественным руководителем Государственного театра песни Артуром ГРИГОРЯНОМ.

    • УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ САМВЕЛ АРУТЮНЯН
      2022-01-22 15:32

      На 66-м году жизни в Ереване скончался заслуженный работник физкультуры и спорта РА, заслуженный тренер РА, арбитр международной категории по борьбе Самвел Геворгович Арутюнян.

    • АРХИПЕЛАГ ВЕРНОСТИ
      2021-12-15 10:07

      Верно замечено: искусство режиссера складывается из многих талантов. Он не так, как все, ощущает движение времени. Не так, как все, чувствует другого человека - будто экстрасенс, угадывает его на расстоянии, ощущает и норму, и отклонение от нее. Как гипнотизер он знает, как можно увлечь, успокоить или что-то внушить другим людям. Но особенности эти свойственны лишь подлинным режиссерам-художникам.