ПАРЛАМЕНТ, ГДЕ В БОЛЬШИНСТВЕ СОРОСОВЦЫ, БУДЕТ РЕШАТЬ СУДЬБУ НАУКИ?
В интервью «ГА» президент Национальной академии наук Армении Радик МАРТИРОСЯН говорит о новых угрозах науке.
- Г-н Мартиросян, как вы прокомментируете прошедшее в НС обсуждение по вопросам науки?
- Обсуждение называлось «Наука как опора национальной безопасности», что было продиктовано печальными итогами войны. Прозвучали и очень интересные выступления, и резкая критика. Отношение к науке в Армении сравнивалось со сдачей Шуши. И с этим трудно не согласиться.
Новый закон об образовании и науке уже подготовлен, причем он будет принят в первом чтении. Но у нас уже действует два закона о науке и не вполне ясно, зачем принимать еще один.
- Какие это законы?
- Это Закон о науке и научной политике от 2002 года и Закон о Национальной академии наук, принятый в 2011 году. И с этими вопросами нужно серьезно разобраться. Если предполагаются радикальные изменения, то стоит принять новый закон, а если изменения не очень существенные, то их лучше внести в действующие законы. Но, я думаю, что соросовские депутаты, составляющие большинство в нашем парламенте, примут имеющийся проект закона, который вряд ли сможет решить проблемы науки.
- Но неужели колоссальные потери, которые мы понесли в результате технологического отставания, никого не насторожили?
- Очевидно, что так продолжаться не может. Отношение к науке необходимо радикально менять, иначе невозможно обеспечить технологическое развитие, а значит и обороноспособность. Но, начиная с 1991 года наука Армении фактически не финансировалась. В советские годы науке выделялось примерно 2% от ВВП СССР, это были огромные деньги, но в период независимости мизерное финансирование науки Армении уже не могло обеспечить ее нормальное существование и технологическое развитие страны. Научное сообщество ждало лучших времен, которые так и не наступили, а 90% потерь, которые мы понесли во время войны, было обусловлено именно технологическим отставанием. Разработка Байрактара обошлась в 297 миллионов долларов. А это финансирование нашей науки в течение 10 лет! Вот реальность!
Как противостоять такому противнику? А у агрессора было много и другого современного оружия, которое было частично разработано в Турции, частично куплено. У нас было больше возможностей для приобретения вооружения, поскольку, когда началась война и стало известно о многих нарушениях противника, некоторые поставщики оружия отказались продавать вооружение Азербайджану и Турции. При этом наш стратегический партнер – Россия мог бы больше поддержать нас, но нынешнее правительство умудрилось серьезно подпортить отношения с Россией. Слабая экономика, отсутствие современной промышленности крайне ограничили наши возможности как в отношении финансирования науки, так и приобретения современного вооружения. А без науки мы не сможем ни поднять экономику, ни создать современную систему образования, ни обеспечить обороноспособность страны.
И что еще очень важно – государство должно осознать важность выполнения тех или иных задач и всячески способствовать этому. В течение многих лет у нас занимались беспилотниками и в государственных, и в частных организациях. Но смогли ли они выполнить хоть одну боевую задачу? Денег на важную задачу, как всегда, не хватало. А ведь нужны и управляемые ракеты, и другие виды вооружения. Государство должно всячески поддерживать военные разработки, контролировать процесс их внедрения в производство и соответствие выполнению боевых задач.
- Но, наверное, мизерное финансирование исследовательской деятельности – не единственная проблема науки?
- Нужны не только деньги, но и научные кадры. А научные кадры готовят в аспирантуре. Но у нас очной аспирантуре выделяется 32 места в год, а у нас 32 академических института, то есть на каждый институт по одному месту. Так сколько же лет понадобится для подготовки необходимого для развития науки и технологий числа специалистов? Есть и еще одна серьезная проблема: специалистов надо не только подготовить, но и удержать, что крайне сложно при нынешних зарплатах научных работников. В России зарплата сотрудника РАН составляет 200% от средней зарплаты по региону. А в Армении средняя зарплата - порядка 180 тысяч драмов, а в академии - 100 тысяч, то есть это практически половина средней зарплаты. В Китае зарплата ученого в 10 раз выше средней зарплаты, поэтому там так эффективно развиваются наука и экономика. А у нас люди, особенно молодые и перспективные, вынуждены уходить из науки в лучше оплачиваемые сферы, потому что при таких заработках они не в состоянии ни создать и содержать семью, ни купить квартиру, ни обеспечить самые элементарные нужды. При этом надо учесть, что Армения может сохраниться как государство только в том случае, если станет сильной и технологически развитой.
Надо учитывать и исправлять ошибки прошлого. Печальный опыт войны показал, что мы должны коренным образом изменить нашу жизнь, ввести новые подходы, соответствовать современным требованиям, чтобы выполнять весь комплекс задач, связанных с обеспечением национальной безопасности по всем направлениям и в первую очередь - обороноспособности. Однако нужно обратить внимание на еще один вопрос, связанный с финансированием науки. Деньги, выделяемые на развитие науки, должны распределяться прозрачно и честно, но все мы знаем, что распределение этих средств всегда вызывает недовольство научного сообщества.
- Но нужно изменить внутреннюю политику…
- Это обязательное условие. Нужно изменить и законы, и сделать обязательным их исполнение, причем не только в сфере науки. Нужно изменить всю нашу жизнь, обеспечить объединение всех армян мира для сохранения нации и государства. Важную роль должны играть и грамотно сформулированные госзаказы в области обороны, экономики, образования…
- Как вы считаете, что обязательно должно быть оговорено в законе с целью изменить ситуацию к лучшему?
- Необходимо решить вопрос статуса НАН. Это структура, в которой сосредоточен основной научный потенциал страны. И если закон будет принят в том виде, в котором он разработан, это означает разрушение НАН, поскольку академические институты становятся самостоятельными и их подчинение не оговорено. Сейчас институты подчиняются отделениям, где есть специалисты и можно компетентно обсудить научные планы и результаты. Министерство с этой задачей не справится. Некоторое время назад была идея подчинить академические НИИ вузам, но научное сообщество этому воспротивилось и реализовать очередную опасную инициативу министерства не удалось. Не исключено, что к этому хотят снова вернуться. Принятие такого закона грозит серьезными последствиями, повлечет за собой еще большее отставание. Я очень надеялся, что война вразумит, но судя по планам государства в сфере науки, этого не случилось. Основной вопрос, который хочет решить министерство, – это назначать директоров академических институтов, прибрать и это к рукам. А я уверен, что вопросы профессиональной компетентности, научного авторитета отойдут на второй план и директоров будут назначать по совершенно другим критериям.
- Как обеспечить более тесную связь между наукой и образованием?
- Это очень актуальный вопрос, но его так и не удалось решить в течение всех лет независимости. Когда я был ректором ЕГУ, мы перешли на систему образования двух уровней. Это было сделано вынужденно. Денег и тогда не хватало, и я обратился за помощью к Спюрку. Мне ответили, что, если сохранится советская система образования, помощи не будет. Однако мы не были готовы к переходу на новую модель образования. Пришлось создать на факультетах комиссии, которые составляли программы по содержанию образования. В советские годы первые три года обучения в вузе были посвящены общей подготовке, а четвертый и пятый годы – спецкурсам. Практически это и была магистратура. Но разработать эффективную магистерскую программу тогда не удалось, что повлекло за собой резкое снижение уровня вузовской подготовки. А теперь, в соответствии с новым законом о науке, и академические институты будут лишены права готовить аспирантов. Но аспирантура – третья ступень образования, которая и обеспечивает подготовку научных кадров.
- То есть принятие нового закона еще более усугубит ситуацию, ведь преподаватели вуза настолько перегружены, что не могут заниматься наукой…
- Если учебная нагрузка преподавателя вуза составляет 800-900 часов, то о научной работе говорить не приходится. А готовить научные кадры должны ученые. Система высшего образования и подготовки научных кадров должна быть радикально реформирована, причем особое внимание следует уделить объему и качеству учебного материала. А эти вопросы нужно решать совместно с действующими учеными. Во многих случаях к преподаванию стоит привлекать и ведущих специалистов высокотехнологичных предприятий. Нужен госзаказ на специалистов с точным указанием их числа и тех знаний, которыми они должны обладать. Но все эти вопросы в новом законе не оговорены, и если он будет принят, состояние науки и образования только ухудшится, а это чревато самыми опасными последствиями для нашей страны.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2023-05-31 09:541989
Понтийские греки живут рядом с армянами уже тысячи лет. В их далеком прошлом немало неизвестных страниц, событий, затерянных в перипетиях истории. Однако известно, что на Армянском нагорье понтийские греки стали селиться еще во времена Тиграна Великого. Но понятно, что их история начиналась не с этого.
-
2023-05-29 09:332063
В интервью «ГА» директор Энергетического стратегического центра Научно-исследовательского института энергетики Ваган САРКИСЯН говорит о перспективах развития энергосистемы Армении.
-
2023-05-27 11:433890
В интервью «ГА» доктор исторических наук, профессор Государственного педагогического университета Ашот ПИЛИПОСЯН говорит о роли Армянского нагорья в развитии торговли на Ближнем Востоке в эпоху поздней бронзы и раннего железа (XV-IX вв. до н.э.).
-
2023-05-17 11:111292
В интервью «ГА» руководитель проектов по климату Программы развития ООН Диана АРУТЮНЯН говорит о мерах, принимаемых для снижения негативного воздействия глобального потепления.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-04-19 10:202964
Наш Государственный Русский театр им. Станиславского оказался в первой десятке зарубежных театров, которые в этом году получат серьезную финансовую поддержку от Российской Федерации - на техническое переоснащение и на постановки.
-
2023-01-30 10:478714
«Культуру» отказа от пластиковых пакетов в розничных сетях внедрили. Не забыли внедрить также «культуру» забоя скота исключительно в скотобойнях. В зоне внимания держали и незаконопослушных водителей, нарушения которых, согласно новой «культуре», должны были фотографировать законопослушные водители и отправлять снимки в Дорожную полицию для назначения штрафов этим самым нарушителям. Потом ввели новую «культуру» - полного отказа от курения в кафе и ресторанах. А чего стоит (на радость банкирам) «культура» безналичных расчетов и ограничения безнала! Достаточно просто поехать в села Армении, где «благодарные» пенсионеры, мечущиеся в поисках банкоматов для обналички своих пенсий, с толком и расстановкой расскажут о своем отношении к новой «культуре». Это еще они не знают о том, что уже внедрена другая «культура» – тотального декларирования доходов, или проще говоря – «налоговая культура».
-
2022-12-22 09:4221776
После трехлетнего перерыва, связанного с пандемией коронавируса, Институт синхротронных исследований КЕНДЛ возобновил живые контакты с самым крупным в Германии исследовательским центром ДЭЗИ, который занимается физикой частиц. Коллаборация КЕНДЛ-ДЭЗИ действует в течение всех двадцати лет существования КЕНДЛ, а личные контакты ученых обеих сторон возникли значительно раньше. Недавно директор института КЕНДЛ Баграт Григорян побывал в Гамбурге, встретился с директором ДЭЗИ Гельмутом Дошем и руководителями разных подразделений этого научного центра, что дало реальный практический результат, который послужит дальнейшему развитию научных связей и расширению спектра исследований, проводимых с использованием ускорителей.
-
2022-10-21 16:323338
Впервые за десять лет существования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) главы правительств стран ЕАЭС на заседании Евразийского межправсовета выработали согласованные подходы по источникам и механизму льготного финансирования промышленной кооперации за счет дополнительно сформированных бюджетных средств Союза.