ЖАН ЖАНСЕМ С НАМИ НАВСЕГДА
Мы живем без оглядки. Остановиться нет времени, полюбоваться - тем более. Иногда забываешь, что судьба осчастливила нас городом, где много музеев и галерей. Появляются они часто и в самых неожиданных местах. И, слава богу, что в наше рыночное время, далекое от искусства, открываются не только торговые точки - магазины, рестораны, кафе с зазывными вывесками, но и музеи, галереи, созданные усилиями, энергией, а главное - средствами подлинных патриотов.
Так, недавно откровением для меня стал Центр искусств "Бояджян" в самом центре столицы, на улице Спендиарова. Основан он семьей Вардкеса Бояджяна с целью максимальной популяризации армянской культуры. По мысли организаторов здесь должны проходить персональные и групповые выставки, литературные вечера, лекции, встречи с интересными людьми, концерты, презентации - словом, образовательные и культурные мероприятия.
В АПРЕЛЕ ЭТОГО ГОДА В ЦЕНТРЕ ИСКУССТВ "БОЯДЖЯН" одной из первых в рамках Музея армянской графики открылась экспозиция "Жансем 100+1. Одна отложенная выставка". Эта выставка должна была состояться в минувшем году, когда мастеру исполнилось 100 лет. Но, к сожалению, разразившаяся пандемия внесла свои коррективы, и выставку пришлось отложить. Она целиком была представлена графическими работами из коллекции семьи Бояджян.
Многочисленные графические работы представили зрителю одну из значительных сторон творчества крупнейшего французского художника армянского происхождения, чья биография уже вошла во второе столетие своей жизни. Среди блестящей плеяды художников зарубежья, получивших всемирное признание, Жансему (Ованес Семирджян) принадлежит особое место. Представитель творческого направления мизерабилизма (певцов обездоленных), лидерами которого во Франции были Франсуа Грюбер, Бернар Бюффе, Гарзу, он шел в искусстве своим путем.
В чем своеобразие работ Жансема? В его работах есть своеобразная красота и большой интерес к какой-то особенной простоте. В представленных нашему вниманию графических работах, уникальных рисунках художник проникает в интимную жизнь и внутренний мир изображенных лиц. Надо быть художником-драматургом, чтобы с такой наглядностью передать графическими средствами самое трудное для изобразительного искусства: внутреннюю жизнь, интенсивность мышления изображенных лиц, (притом не абстрактного мышления), передать это в неподвижной, замкнутой в своей скорбности фигурах. В них видно мучительное, страстное раздумье.
Выставки этого обладателя многих престижных премий с огромным успехом проходили в Париже, Нью-Йорке, Токио, Риме, Брюсселе, Лозанне, Бейруте, России. Искусство Жансема покорило и далекую Японию. Об этом свидетельствуют и музеи, открытые в двух городах Японии, посвященные его творчеству. Завидная слава. XX век, в котором жил и творил художник, во многом определил своеобразие его мировосприятия и художественного мышления. Но он был одаренным мастером, и потому все, отмеченное печатью его личности, выходило за грани характерного для определенного времени.
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЖАНСЕМА УНИКАЛЬНО. Он автор около пяти тысяч произведений, ценность которых еще предстоит осмыслить. Чтобы совершить такой творческий подвиг, надо было обладать не только его дарованием, но и поразительной работоспособностью, величайшей скромностью, сочетающейся с неизменной верой в свое призвание, а также убежденностью во все возрастающем общественном назначении искусства. Сейчас немного найдется художников, которые так блестяще владели бы мастерством, так виртуозно - рисунком, пластикой, как Жансем.
Этого цельного, правдивого, обладающего высокой пластической культурой художника, прошедшего свой непростой творческий путь мужественно и бескомпромиссно, хорошо знают и на его исторической родине, в Армении.
По словам самого художника, его живопись - это и его духовная биография "Живопись для меня - духовная история, которую я открыл любовью. А любовь связана с семьей, с предками, с отцом и матерью, которые спаслись в суровые дни 1915-го, и мне передалась горчайшая судьба их и моего народа. Во мне их кровь и душа, и я продолжаю языком живописи без утайки рассказывать о пережитом". Графические по стилю изображения обездоленных людей, аскетичные пейзажи, лодки и дома, нелегкий быт людей - вот мир Жансема, который неоднократно представал и на его выставках в Армении. Последняя из них прошла в галерее "Араме" несколько лет назад. Она знакомила нас с художником, глубоко искренним, чье искусство проникнуто духом подлинной человечности, в котором жива энергия творческой души художника, с одержимостью преданного своему делу, размышляющего о неразрешимых вопросах жизни искусства, с болью совести, свойственной не только крупным мастерам, но и всей культуре в целом.
Свойства его таланта чрезвычайно национальны - ясный ум соединяется в нем с чуть ироничной, но не злой, грустной усмешкой, подлинный лиризм не переходит в сентиментальность, отточенное мастерство не оборачивается самоцелью, а служит выявлению идей и чувств, волнующих художника. Недаром излюбленные герои Жансема - простые люди. Произведения Жансема имеют те качества, которые не поддаются односложному определению. Ведь подлинное искусство всегда несет в себе такой творческий заряд, который рождает бесконечное количество ассоциаций, вызванных переживаниями драматических жизненных ситуаций. Поэтому его искусство волнует и глубоко трогает людей, будоражит самые затаенные, глубокие чувства. И происходит это потому, что у художника есть много своих сокровенных чувств, слов, переживаний, с которыми он так душевно делится со зрителями.
КАРТИНЫ ЖАНСЕМА ТРЕБУЮТ ДЛИТЕЛЬНОГО РАССМОТРЕНИЯ. Они выдерживают это долгое соприкосновение с ними только тогда, когда вся система тональных отношений, нюансов, цвета раскрывается для зрителя, когда картина начинает жить для него подлинной эмоциональной жизнью, дышать, вести с ним эмоциональный диалог. У Жансема есть пристрастие к определенным пепельно-голубоватым гаммам, которые придают единство системе цветовых отношений. Но по большей части его полотнам присуща желто-зеленая трепетная атмосфера, которая вспыхивает местами желтоватыми, белыми, оранжевыми тонами. Это обостряет образную выразительность, одновременно создавая то темную, то светлую по колориту гармонию.
Человеческое тело в движении, в противодействии стихии - основное свойство многих картин художника. Даже его пейзажи, извивающиеся упругие линии древесных крон и стволов приобретают те же качества двигающейся, пронизанной ритмом человеческой фигуры формы. Упругие тела прорезают резкие, прямые линии, сообщая фигурам особую динамику. Линия легкого, стремительного рисунка не только очерчивает форму женских тел ("Идущие женщины"), но и передает духовную энергию противодействия, стихийного протеста. В картинах "Шествие Святой Анны", "Красное ожерелье", "Три старухи", "На рынке" соединены восхищение и сострадание, тонкая ирония и нежность. Жансем словно живет одной жизнью со своими героями. Художник утверждает действенное начало в образах людей, воспринимая их как символ мученичества и борьбы, стойкости и мужества.
Все картины Жансема рождают сложную и многоплановую мелодию. Ее звучание - мятежное, трагическое, грустное - не может оставить человека равнодушным. Она пробуждает в нас ответное беспокойство, то волнение, без которого авторский замысел не находит путей к зрителю. И чем пристальнее вглядываешься в произведение, тем яснее начинаешь понимать, что волнение это вызвано не только тревожным диссонансом горячих и холодных тонов, не только нервным и ломким линейным ритмом, который тем не менее не нарушает строгой гармонии. Взволнованность эта - отзвук, ответ на беспокойство, которое переживал автор. Он не позволяет остаться равнодушным к добру и злу, к страданиям людей, к их горьким переживаниям и радостям.
МНОГО ВОПРОСОВ СТАВЯТ ПЕРЕД ЗРИТЕЛЯМИ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - "проклятых вопросов" нашего времени: войны и мира, страдания или счастья - всего, чем богат век сегодняшний и ушедший в историю жестокий XX век, с его трагедиями и войнами. Вопросов, ответы на которые могут быть найдены только сообща, силами всех людей на планете Земля. В этом высокий смысл искусства художника, утверждающего своим творчеством гуманистические идеалы. Произведения Жансема, сама его личность, которая и сейчас для нас является несомненным нравственным авторитетом, могут способствовать воспитанию лучшего в человеке, в художнике, тем более что все созданное им - это замечательная школа мастерства. Недаром 14-ю книгу серии "Узнай и полюби" заслуженный деятель искусств Шаэн Хачатрян посвятил жизни и творчеству этого оригинального мастера.
"Мир Жансема - отзвук, эхо его души, - говорит он, - этот мир художник преподносит пленяющим красотой языком, силой глубокой мысли... Герои Жансема даже в тягостной, драматической ситуации не навязывают вам свое горе. Внутренне родные, полные достоинства, они лишены отчаяния и болезненной безнадежности. Входишь в мир Жансема, углубляешься в него - и перед тобой открывается действительность, которую можно назвать разве что поэтической. Герои художника вроде бы живут, но вроде бы их и нет. Они реальны в той мере, в какой присущи внутреннему миру мастера... Кажется, будто он творит видения и стремится погрузить их в исполненное глубокого смысла безмолвие. Эти особенности, свойственные искусству Жансема, обусловлены его национальным характером. Кажется, герои его картин иллюстрируют строчки Чаренца:
"Не беда, что жизнь промчалась, как в горячке,
Стала бредом и застряла на мели.
Мы довольно улыбнемся, умирая,
Что мечтали в сновиденьях и ушли..."
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-25 09:46
Самвел Паркевович Мурадян - личность уникальная. Известный литературовед, доктор филологических наук профессор ЕГУ, отметивший недавно свое 80-летие, до сих пор сохранил в себе детское восприятие жизни. Для многих он - соединение ребенка с мудрецом. В его книгах, монографиях, многочисленных статьях, научных исследованиях присутствует тот же праздник смысла, формы и колоссальных знаний, что и много лет назад. Вся его деятельность - и лекции, и книги, комментарии по случаю, споры, в которые он ввязывается, всегда имеют прямую и благородную цель: защитить базовые ценности литературы. Защитить наши исторические культурные завоевания, оживить коллективную память, чтобы не затерялась в ней чья-то драматичная судьба, не пострадала, не искривилась чья-то репутация от злого навета или пустой молвы.
-
2025-04-24 10:47
В ночь с 23-го на 24 апреля в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна Национальный филармонический оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Эдуарда Топчяна исполнением «Реквиема» Моцарта отметил скорбную дату нашей национальной боли. В концерте кроме филармонического оркестра приняли участие Государственный камерный хор «Овер» (художественный руководитель и хормейстер Сона Оганесян), Ереванский государственный камерный хор под управлением Кристины Восканян и солисты – Анна Аглатова (сопрано), София Туманян (меццо-сопрано), Тигран Мелконян (тенор) и Милан Сильянов (бас). Дирижер – Эдуард Топчян.
-
2025-04-21 09:35
Замечено, что мировая культура не ведает сиротства. Для нее в отличие от политики не бывает метрополий и провинции, нет сверхдержав и отсталости. Ваграм Гайфеджян, родившись в тихой, консервативной грузинской провинции, небольшом городке Тифлисской губернии России Ахалцихе (1879 г.), одной из крупнейших армянских общин за пределами Армении, стоял у истоков авангардизма, которому, по формулировке искусствоведа Эллен Гайфеджян, выпала судьба определить облик и своеобразие путей развития национального изобразительного искусства первой половины двадцатого столетия, навести мост между дореволюционным и советским искусством, стать одним из основоположников советской армянской художественной школы. На протяжении многих десятилетий творчество этого выдающегося художника определяло художественный уровень наших выставок, было эталоном профессионального качества. Но, вероятно, в том и состоит тайна и сила подлинного искусства, что каждое новое соприкосновение с ним открывает нам новые грани, меняет ракурс восприятия, обогащает зрителя эмоционально и нравственно.
-
2025-04-12 11:35
Этапы большого пути: филармоническому оркестру Армении 100 лет Существует понятие социальной сущности понятия интонация, “интонационного фонда нации”, который является достоянием культуры народа и не менее важен, чем язык, архитектура, письменность. Поскольку уже по интонации можно определить принадлежность музыки к тому или иному народу, времени, эпохе. Именно таким “интонационным фондом нации” можно назвать Национальный филармонический оркестр Армении, который в этом году отмечает свою круглую дату – 100 лет со дня основания.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2025-03-17 10:42
В нынешнем году исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося советского, российского, армянского ботаника с мировым именем Армена Леоновича Тахтаджяна (1910-2009). О его вкладе в науку много сказано и написано коллегами, большое внимание уделяла ученому пресса. Хочется к юбилейной дате кратко представить заслуги человека, воспитавшего множество учеников и оставившего огромное научное наследие.
-
2025-02-27 10:20
К юбилею президента ГК «Neo Metals» Романа ХУДОЛИЯ Совсем не просто писать о сложном, многогранном характере человека, каким является президент группы компаний « NeoMetals» Роман Худолий, стараясь по возможности избегать присущей в подобных случаях юбилейной лакировки. Тем более, что сам юбиляр – человек скромный и немногословный, старающийся не привлекать к себе излишнего внимания, настоящий человек дела. 27 февраля он отмечает юбилей, и предлагаемая вниманию читателя статья вызвана настойчивыми просьбами горячо поздравить своего руководителя от многотысячных коллективов предприятий из городов присутствия компании - Вардениса (Сотский золоторудник), Арарата (Араратская золотоизвлекательная фабрика, АрЗИФ), Мегри и Агарака (Агаракский медно-молибденовый комбинат, АММК), Каджарана и Капана (Зангезурский медно-молибденовый комбинат, ЗММК)…
-
2025-02-04 09:35
Исполнилось 65 лет известному армянскому боксеру, чемпиону Европы 1985 года, финалисту Кубка мира, серебряному призеру Игр доброй воли-1986, пятикратному чемпиону СССР (1979-1983) Самсону Хачатряну. Мастер спорта СССР международного класса за свою спортивную карьеру провел 202 боя, добившись победы в 186 из них.
-
2025-02-03 10:27
Имя заслуженного архитектора Армении, академика МААМ Грача Погосяна убедительно ассоциируется с новым этапом современной армянской архитектуры, начавшемся в 60-е годы XX столетия. Многие его работы отмечены государственными и профессиональными премиями. Грач Григорьевич был верен своему времени и его принципам: созданию архитектуры, основанной на рациональном построении функциональной структуры и пространственных возможностей конструкций. На днях талантливому зодчему исполнилось 90 лет.