Последние новости

ФЕСТИВАЛЬ В ГЮМРИ

Один из вагонов поезда Ереван - Гюмри обрел новый, весьма необычный и привлекательный вид. Украсившие его зверушки и персонажи, созданные в жанре стрит-арт, родились в рамках прошедшего в северной столице Армении фестиваля GroundArtFest. Авторы веселого вагона - армянский фотограф Арег Балаян и прибывший из Германии художник-француз Юлиан Момбуас, объединенные участием в социально-культурном проекте Gurban ("Гурбан").

GROUNDARTFEST, ИЛИ GURBANFEST, ПРОШЕЛ В ГЮМРИ 6-8 АВГУСТА и собрал 24 молодых деятеля современного искусства из разных стран: Армении, Германии, Франции, Японии и других. В течение трех дней в разных уголках Гюмри вспыхивали арт-события разных жанров - от скульптуры, инсталляции и линографии до перформанса, видео и саунд-арта. В качестве арт-локаций были выбраны рынок, вокзал, памятник "Мать Армения", игровая площадка, школа и т.д. К участникам фестиваля присоединились и воспитанники кружков танца и гимнастики Детско-юношеского центра "Айордац тун" и дети из села Айгепар Тавушской области, не так давно принявшие у себя в гостях команду "Гурбана".

Фестиваль социального искусства стал первым детищем проекта "Гурбан", который сами основатели Ваан Матевосян, Мария Матинян, Гоар Мартиросян и Сюзи Гиносян расшифровывают как "Гюмри-урбан", или "Граунд-урбан". Название связано с попыткой привлечь внимание гюмрийцев к социальным проблемам через городское искусство, а также найти необычные формы творчества, рожденные в народе, обогатить их достижениями современного арта и превратить в вид культуры для обычных граждан.

 ФЕСТИВАЛЬ В ГЮМРИ 2Платформа "Гурбан" основана в конце 2019 г. Уроженка Еревана, а ныне студентка Художественной академиии Мюнхена Мария Матинян после трех месяцев жизни в Гюмри - городе искусства и культуры - исследовала его в плане социально-культурных проектов и попыталась связать своих мюнхенских друзей с северной столицей Армении. В 2020 г. платформа была зарегистрирована как социально-культурная общественная организация, началась активная работа как над разработкой и осуществлением в Гюмри арт-проектов, так и над получением финансирования через гранты, краудфандинг, спонсорство и т.д. За неполные два года в рамках "Гурбан" прошли разные мероприятия в живом и онлайн-формате, в том числе и работа с детьми приграничных сел Армении.

"ТОЛЧКОМ ДЛЯ РАБОТЫ В СЕЛАХ СТАЛА АРЦАХСКАЯ ВОЙНА, в дни которой мы вместе с друзьями - студентами Художественной академии Мюнхена организовали выставку Art Works for Peace. Сумму, собранную с продажи экспонатов, мы направили на гуманитарную помощь пострадавшим от войны арцахцам, - рассказывает сооснователь проекта Мария Матинян. - В начале июля мы, участники GroundArtFest, собрались в Гюмри для проведения подготовительных работ и в то же время успели побывать в селах Айгепар Тавуша и Кармир Шука Арцаха. В Айгепаре вместе с 65 местными школьниками мы разрисовали стену, ограждающую школу от границы с Азербайджаном, откуда постоянно стреляют. Стена буквально изранена вражескими пулями и производит удручающее впечатление на детей. Вот мы и решили ответить на зло добром и красочными рисунками. В Айгепаре мы участвовали в посадке деревьев, провели уроки линографии. Сегодня, в дни фестиваля в Гюмри, наши подопечные из Айгепара вновь с нами и участвуют в танцевальном перформансе Майды Казарян из Германии и воркшопе по линографии Ханны Айхенхофер. В селе Кармир Шука Арцаха мы организовали летний лагерь для местной детворы, провели музыкальные мероприятия с участием Армена Едигаряна и вместе с детьми сняли короткометражный фильм. Сегодня мы собираем средства, чтобы иметь возможность каждый месяц отправлять в Кармир Шука члена нашей команды для постоянной работы с детьми".

Но вернемся к фестивалю, ставшему новшеством для гюмрийцев и первым серьезным испытанием для его участников. По словам Марии Матинян, GroundArtFest - это сотрудничество представителей социального арта, проживающих в Гюмри и Мюнхене, с артистами из других стран, связанными с мюнхенцами совместными проектами. Не случайно представленные в рамках GurbanFest проекты осуществлялись, как правило, усилиями двух или трех участников. Так, церемонию открытия 6 августа украсило выступление музыкального дуэта "МЕА" с участием Леи Линдбруннер и Маркеты Дроздковой. Хэндпан, гитара, свирель, бубен - концерт с привлечением не классических инструментов вызвал живой интерес фестивальной публики. А уже на следующий день артисты GurbanFest один за другим стали приводить в движение "механизм" Гюмри.

Каждый из участников фестиваля выбирал соответствующую его проекту локацию, разрабатывал идею, находил жанр и форму его реализации, но все они преследовали одну цель: показать Гюмри как живой организм, сделать акцент на значимых, но заброшенных уголках города, известных исторических местах, посредством искусства оживить их, привлечь внимание общества и городских властей к решению проблем, связанных с ними, и, переосмыслив их, превратить город в площадку независимого искусства. Одними из центральных "действующих лиц" фестиваля стали железнодорожный вокзал и его округа. Гюмриец - специалист по прикладному искусству Артуш Коштоян и немецкая художница Луиза Бальдхубер выбрали для своих проектов подземный переход вокзала. Инсталляция Артуша "Колебание" в виде подвешенной с потолка квадратной пластины с грудой земли стала отголоском осенней войны в Арцахе.

"Я ЗАДУМАЛСЯ НАД ЗНАЧЕНИЕМ И ЦЕННОСТЬЮ ЗЕМЛИ (GROUND) для нас, армян, - раскрывает свою задумку Артуш Коштоян. - Наш народ оказался в пучине мировых колебаний и при каждом из них уже больше ста лет теряет свои исконно армянские земли. И сегодня наша родина-земля находится на чаше весов мировых сил, колебания которых приводят нас к потере территорий, эмиграции населения. Именно поэтому я решил установить инсталляцию в переходе вокзала - закрытом и мрачном пространстве, где сгущается энергия моей идеи".

Луиза инсталлировала в переходе два столба из ткани, создав их по форме архитектуры вокзальной подземки, но в ярких красках. Падающий на столбы свет неонового освещения, меняя цвета, еще больше подчеркнул контраст между творческой задумкой и темнотой подземки, создав новую, привлекающую внимание прохожих реальность. Освещение также обеспечило эффект движения, оживив мрачное пространство хотя бы на период фестиваля. Луиза уверена: все, что создано людьми, может быть изменено и улучшено с помощью искусства, надо лишь этого захотеть.

 ФЕСТИВАЛЬ В ГЮМРИ 3Пока Артуш и Луиза демонстрировали свои инсталляции, на детской игровой площадке напротив вокзала разворачивался социальный перформанс Офелии Фласигиз из Мюнхена. Художница создала костюмы в форме и цветах заброшенного спортивного оборудования для детей. Прогуливаясь по площадке и меняя яркие костюмы, она привлекала внимание к проблеме заброшенных территорий Гюмри. В духе традиционного японского аскетизма работал над своей инсталляцией Казунори Кура. За 5 дней он установил 120 металлических прутьев с белыми ленточками на концах, исписав их армянским словом "ԱՅՍՈՒՀԵՏ" - аналогом английского From Now. По словам Казунори, человек постоянно меняется - физически, духовно, ментально, но в каждый новый миг жизни он все равно остается самим собой. Поиск собственной идентичности привел его к идее инсталляции, для реализации которой японец выбрал холм рядом с памятником "Мать Армения".

"Здесь постоянно дует ветер - то холодный, то теплый, здесь я ощутил гармонию духа перемен и постоянства, которые вместе и составляют идентичность данного места. К тому же ветер звучит как мелодия природы, под которую "айсухет" танцуют мои флаги", - философски сказал Казунори.

ГЮМРИЙСКАЯ "МАТЬ АРМЕНИЯ" ПРИВЛЕКЛА И НАШУ СООТЕЧЕСТВЕННИЦУ из Германии, хореографа Майду Казарян, чья постановка "Театр танца" с участием воспитанников Детского центра "Айортац тун" и детей Айгепара постепенно переросла в площадку для танцевальной импровизации с участием собравшейся публики. Необычным оказался и перформанс "Послушай" Марии Матинян и Офелии Фласигиз, организованный с раннего утра на рынке, куда приходят самые разные люди и где разворачиваются разные события. Звучание рынка как живого организма легло в основу перформанса, дополненного ассоциативными звуками, которые попытались воспроизвести участники действа.

"Рынок - территория для всех и всего, здесь протекает жизнь продавцов, в которую попеременно входят разные люди. В "голосе" рынка можно уловить все - от скрипа ящиков и шлепков по арбузам до личных рассказов и всяких пересудов собравшихся здесь людей. Как воспринимает каждый из нас этот "голос"? Это мы и попытались выяснить своим проектом", - заметила Мария.

Добавим, что GroundArtFest грозит стать постоянным и будет проходить попеременно в Армении и за рубежом. Следующий планируется в Баварии, Министерство образования и культуры которой оказало серьезную финансовую поддержку новорожденному фестивалю. GurbanFest поддержан также Художественной академией Мюнхена, офисом Гете-института в Ереване. Среди партнеров также гюмрийские организации "ЛОФТ" и "Берлин Арт Отель".

 Фото: Айк ПАПИКЯН

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.

    • ДЕЛО ДВУХ СОЮЗОВ, ИЛИ КАК ЗАПРЕТИТЬ РИСОВАТЬ АРАРАТ
      2024-04-20 12:31

      Уже месяц, как в двух крупных творческих центрах Армении - Союзе художников и Союзе писателей начались волнения. Организован он ни много, ни мало на правительственном уровне и проводится руками главного надзирателя за соблюдением законов государства, прав и свобод граждан - Генеральной прокуратуры, взявшейся за спешную национализацию зданий обоих Союзов.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • HIGHFEST - "КРУТЫЕ В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ!"
      2023-10-11 09:14

      В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!

    • SUMMEET - "ФЕСТИВАЛЬ ЕСТЬ ГЛАВНЫЙ ДРАЙВЕР ПРОДВИЖЕНИЯ"
      2023-08-29 11:06

      В рамках третьего Международного летнего фестиваля современного танца SUMMEET в Ереван и Гюмри уже показались дансантные компании из России, Армении, США, Франции.... Контемпрори, классический модерн, хип-хоп...

    • «АРТ СЕТ» - МАЯК КУЛЬТУРЫ В МАРЗАХ
      2023-04-08 11:28

      На днях третий межмарзовый конкурс-фестиваль искусств «Арт Сет»  подвел итоги. На гала-концерте, устроенном в Доме культуры г.Веди Араратского марза Армении были объявлены победители и состоялась торжественная церемония вручения призов и дипломов.

    • НАШ "КОРОЛЬ..." – НА ТЕАТРАЛЬНОЙ "ПЛОЩАДИ" МИЛАНА
      2023-02-22 10:48

      Долгая овация, которой два вечера подряд удостаивала видавшая виды миланская театральная публика Милана спектакль "Король на площади" Ереванского Государственного театра музыкальной комедии им. А. Пароняна - таков первый итог участия нашего театра в Международном фестивале-конкурсе имени Терезы Помодоро.