Последние новости

СКВОЗЬ ВОЙНУ, СКВОЗЬ КАМНИ - СКВОЗЬ ВЕКА!

Ровно через месяц после премьеры спектакля "С неба упали три яблока", поставленного Каринэ Кочарян по повести Наринэ Абгарян на сцене Степанакертского драматического театра им. Папазяна, состоялся его показ в Ереване. Все повторилось - и аншлаг в зале, и смех и слезы, и нескончаемые крики "браво!" И этот большой успех арцахцев заставлял не только в очередной раз восхититься стойкостью их духа. Он заставлял поверить - снег не может идти вечно, рано или поздно непременно выглянет солнце...

"У МЕНЯ ДАВНО БЫЛО НАМЕРЕНИЕ КАК-НИБУДЬ ПРИЕХАТЬ и сделать что-то в Армении. Но после такого страшного финала войны я поняла, что не могу сидеть сложа руки. Не сомневаюсь, что это была трагедия для каждого армянина, но я, наверное, излишне эмоциональна - бессонные ночи с кошмарами, у меня ночевали родственники, чтобы быть рядом, если мне станет плохо... Здесь я окончила курс Аджемяна, в Нью-Йорке прошла режиссерские курсы и сделала немало постановок. Я знала, что многие актеры степанакертского театра приехали в Армению, что он в бедственном положении. Подумала - поеду и сделаю с ними постановку. Стала искать подходящий материал. На мой взгляд, пока слишком рано обращаться к последней войне - это какая-то спекуляция. Пройдет время, история всех рассудит, и еще родятся произведения искусства на эту тему.

Мне показалось, что повесть Наринэ Абгарян - именно то, что нужно сегодня. С середины ноября связалась с Наринэ Абгарян, которая с большой готовностью дала мне право на постановку. Я начала работать над инсценировкой, прочла повесть раз пятнадцать, чтобы каждая строчка стала на свое место. На премьере в Степанакерте присутствовала министр соцобеспечения Мане Тандилян, и она оставила запись в книге впечатлений: "Этот спектакль имеет огромное стратегическое значение. Настаиваю - постройте дорогу от Хндзореска к Нижнему Хндзореску. Если не знаете зачем, пойдите и посмотрите спектакль "С неба упали три яблока". Эта оценка мне очень дорога", - говорит режиссер спектакля, давно уже проживающая в Нью-Йорке, некогда звезда Национального театра им. Сундукяна и красавица Каринэ Кочарян.

В авторском слове, открывающем "С неба упали три яблока", Наринэ Абгарян написала: "Не знаю, сколько мне отпущено дней и наступит ли когда-нибудь завтра. Но в одном я уверена совершенно точно: небеса пахнут так, как пахли руки моей бабушки. Свежевыпеченным хлебом, сушеными яблоками и чабрецом"... Этим замечательным букетом ароматов пахнет и история затерянной высоко в горах деревни Маран и ее немногочисленных обитателей. А еще она полна добра, нежности и боли. Она полна верой и надеждой - ведь даже у того, кто отчаялся и собрался умереть, впереди может быть много прекрасных дней.

"Я ПРИЕХАЛА В АРЦАХ С МЫСЛЬЮ, ЧТО ПОДСТАВЛЮ ИМ ПЛЕЧО, придам сил, но это арцахцы дали мне силы! - рассказывает Каринэ Кочарян. - Я неоднократно бывала в Арцахе, но в качестве туриста, у меня не было ни одного настоящего знакомого. Я шла по улицам Степанакерта и со всеми здоровалась, потом познакомилась с соседями. Каждое утро по дороге в театр встречала мужчину, сын которого пропал без вести. Обнимала его за плечи, пыталась как-то обнадежить, а он только твердил: "Матах, только бы я его нашел и похоронил по-человечески"... Актеры пришли на первую читку. Молчаливые, никто не говорил о своем горе, а ведь они прошли ад, погибших не было только у тех, кто всех схоронил еще в первую войну. Одна моя актриса, шушинская, пришла на первую репетицию - в окно виднелось кладбище. Она разрыдалась и не смогла продолжить. На ее глазах разбомбили Дворец культуры Шуши, она помогала вытаскивать тела из-под завалов... Каких усилий мне стоило уговорить участвовать в спектакле Офелию, сыгравшую главную роль, она просто дневала и ночевала на Ераблуре! Ее муж погиб в Шуши 8 ноября, еще бы один день... Все говорят: совершенно замечательный парень. Двое детей осталось. Сын другой нашей актрисы все еще находится между жизнью и смертью, непонятно, выкарабкается он или нет. И все актеры-мужчины воевали, у самого молодого трое детей, сейчас ждет четвертого... Когда вокруг все такие настоящие, сам себе начинаешь казаться фальшивым. Одним словом, я сжала зубы, ведь неприлично показывать эмоции перед людьми, окаменевшими от горя, но сохранившими достоинство. А сегодня они улыбаются!"

Актеры степанакертского театра не только улыбаются. Они играют темпераментно, можно сказать, лихо, смакуя свой арцахский диалект. Они заставляют зал взрываться хохотом и утирать слезы. Местами звучит живой дудук, и сцена, оформленная арцахскими коврами, словно из Музея ковров в Шуши, превращается то в очаровательную сельскую пастораль, то в героическую фреску. Они уже трижды сыграли в зале степанакертского Дворца культуры и молодежи на 450 мест и заручились не только поклонниками, но и обиженными. Это те, кому не удалось достать билетик. Впрочем, в середине октября Наринэ Абгарян приедет в Арцах, и уже поставлено два спектакля, которые увидит не только автор.

"У МЕНЯ ТЕПЕРЬ НОВАЯ ИДЕЯ ФИКС: СОБРАТЬ ДЕНЬГИ НА РЕМОНТ степанакертского театра. Вот вернусь в Нью-Йорк и возьмусь за это дело. Я уже наехала с этой идеей на Перча Седракяна из Общеармянского благотворительного союза, который помог нам в организации гастролей спектакля по Армении и которому я очень благодарна. Хочу выразить огромную благодарность Союзу театральных деятелей и лично Акопу Казанчяну, который, едва узнав о намерении повозить спектакль по Армении, отреагировал мгновенно, и директору театра им. Пароняна, который сделал так, что мы здесь чувствуем себя как дома.

А вообще у меня амбициозные планы. Хочу повезти "С неба упали три яблока" в Россию и в Штаты, оттуда подняться в Канаду и спуститься в Аргентину. Показать искусство Арцаха, его язык и прокричать, что у нас есть Арцах и он жив", - говорит Каринэ Кочарян. А пока, после Еревана, Степанакертский драматический театр им. В. Папазяна покажет спектакль "С неба упали три яблока" в Арташате, Раздане, Гюмри и Ванадзоре, а также в Ташире и Алаверди - в рамках фестиваля "Театральный Лори". Гастроли организовал Союз театральных деятелей, Министерство НОКС разрешило, чтобы сцены арцахцам были предоставлены бесплатно.

"Это первый спектакль, поставленный на сцене театра имени Папазяна после войны. И тут невозможно не снять шляпу перед Каринэ Кочарян, которая приехала, шесть месяцев прожила в Степанакерте и на собственные средства сделала этот спектакль. Мы как-то считаем, что "патриотический поступок" звучит пафосно, но как еще это назвать? А самое главное, что актеры театра смогли работать, и это очень важный шаг. Ими нельзя не восхищаться - ведь нет ни одного, кого война обошла стороной. Но это героические люди, которые нашли в себе силы подняться на сцену и подарить зрителю надежду", - считает председатель СТД Акоп Казанчян.

Короткий диалог из "С неба упали три яблока".

- Наш народ другой, - задумчиво протянула она, - мы крупные, основательные, горбоносые, неповоротливые. А вы порхаете, словно бабочки.

- Вы очень красивые, - отозвалась Настасья. - И… словно каменные. В Маране, по-моему, все каменное. Дома. Деревья. Люди. И… - Она пощелкала пальцами, вспоминая слово. - Высечены, да. Высечены из камня...

Высеченный из камня портрет горы и портрет деда, портрет вола и портрет чабреца, а обобщая - всего армянского, армянина, собирательный портрет армянского народа. И эти безыскусные портреты, созданные сдержанными, скупыми средствами, одновременно так монументальны, что напоминают знаменитых львов Гегарда и барельефы армянских храмов. И, как было сказано великим Амо Сагияном, у звезды, под которой родился армянский народ, было каменное сердце, только ее жизнь конечна, а наша - нет, и длиться она будет вечно, сквозь камни и века.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ ГАСЯТ - ЭТО КОМУ-НИБУДЬ НУЖНО
      2022-01-24 10:11
      101

      Послушайте, ведь если учреждения культуры закрывают, значит это кому-нибудь нужно! И не только в глобальном смысле - чтобы лишить нас этического канона, памяти и превратить в манкуртов. Это нужно, чтобы сделать кому-нибудь отдельно взятому и ненасытному - красиво! Поэтому, если учреждения культуры закрывают, прикрываясь "реформами", мучительно стремишься открыть для себя - кто на этом разживется, нагреет руки, прихватизирует. И как правило, каминг-аута приходится ждать недолго.

    • "ГАМЛЕТ" КАК СУДНЫЙ ЧАС
      2022-01-19 09:42
      2274

      "Быть или не быть - вот в чем вопрос... Ну, а что там дальше вы все хорошо знаете"... Так, без пиетета произносится самый знаменитый монолог всех времен и народов в спектакле ереванского Камерного театра "ГАМЛЕТ", который даже сложно назвать трагедией. Верный собственной театральной теории отождествления режиссер спектакля, народный артист РА Ара ЕРНДЖАКЯН добивается того, что трагедия происходит не на сцене, а в душе зрителя. На сцене - грешный час лжи, вероломства и убийств, в душе зрителя - час осознания неискупимого греха, час нравственных мук, час расплаты.

    • ПОЭТ, КОТОРЫЙ БЫЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ
      2022-01-13 10:22
      4947

      "...Меня раздаривают щедро – Моё веселье и слова. Я чью-то душу чище ветра Отмою, чтоб была жива. А если завтра боль уложит В постель или беда пригнет, Что ж, завтра кто-нибудь, быть может, Хоть искру смеха мне вернет".

    • ...И НАСТУПИТ ГОД ПРОЕКТОВ ЖИЗНИ!
      2021-12-30 10:00
      5083

      "Глазами клоуна" - так называется великий поствоенный роман лауреата Нобелевской премии Генриха Белля. В период между двумя мировыми войнами в Европе стал популярным весьма неожиданный жанр - портреты клоунов. Не политиков, не богатых заказчиков, не прекрасных дам пишут представители нового искусства. Они пишут лица шутов под толстым слоем белил. Пикаcсо, Руо, Кес Ван Донген, Бюффе - все они рисуют растерянного человека, стоящего на круглой, как земной шар, и пустой, как пустыня, арене. Этот человек вообще-то должен, как предписано шутам историей культуры, говорить нам правду и нас смешить, но ему нестерпимо грустно...






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ГАМЛЕТ" КАК СУДНЫЙ ЧАС
      2022-01-19 09:42
      2274

      "Быть или не быть - вот в чем вопрос... Ну, а что там дальше вы все хорошо знаете"... Так, без пиетета произносится самый знаменитый монолог всех времен и народов в спектакле ереванского Камерного театра "ГАМЛЕТ", который даже сложно назвать трагедией. Верный собственной театральной теории отождествления режиссер спектакля, народный артист РА Ара ЕРНДЖАКЯН добивается того, что трагедия происходит не на сцене, а в душе зрителя. На сцене - грешный час лжи, вероломства и убийств, в душе зрителя - час осознания неискупимого греха, час нравственных мук, час расплаты.

    • ЦЕЛЬ, КОТОРАЯ СТАНЕТ ИСПОЛНЕНИЕМ МЕЧТЫ...
      2021-12-29 10:34
      4650

      Время на всем оставляет свой отпечаток. На смену шутливых и радостных, легко и просто отскакивающих от зубов новогодних пожеланий "здоровья и счастья в личной жизни" пришло глубокое понимание того, что жизнь - общая на всех, и желать и хотеть надо не "от зубов", а как-то по-настоящему. И тогда исполнения своих желаний не придется бояться. По крайней мере, деятели культуры уверены, что если подходить именно так, Новый год имеет шансы стать годом начала выздоровления и обретения себя.

    • НАГРАДА - ЗА БЛАГОУХАНИЕ "ГАРДЕНИИ"!
      2021-12-09 09:57
      4548

      Спектакль ереванского Государственного Русского театра им. Станиславского "ГАРДЕНИЯ" и его постановщик Гор МАРКАРЯН встали на пьедестал почета IV Молодежного театрального форума стран Содружества, Балтии и Грузии, проходившего в первую неделю декабря в Ташкенте. Ура молодому режиссеру и красавицам-актрисам Русского театра, которые стали настоящими звездами фестиваля! Впрочем, все по порядку.

    • HIGHFEST - ТЕАТР КАК АТТРАКЦИОН
      2021-11-23 09:41
      2671

      Взял старт ереванский Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST. Начался не в срок. Потому что обстоятельства. В том числе уход из жизни художественного руководителя фестиваля Евгении Подпомоговой. Жеки. Которую можно характеризовать долго и с нежностью, а можно совсем коротко и точно - "ходячий креатив".