ПОРТРЕТ В ТВОРЧЕСТВЕ ФАРАОНА МИРЗОЯНА
Является ли портрет одной из сильных сторон творчества народного художника Армении Фараона Мирзояна? Ответ может быть не однозначен. Можно лишь сказать, что он страстно любит работать в портретном жанре. Несмотря на многосторонность и широту своих интересов, художник неизменно обращается к этому жанру искусства, поверяя ему свои самые смелые искания, видя в нем высшее проявление человеческого духа и мастерства живописца.
СВИДЕТЕЛЬСТВОМ ТОМУ ЯВЛЯЕТСЯ И АЛЬБОМ "Портрет в искусстве Фараона Мирзояна", изданный по решению Ученого совета Института искусств НАН РА. Научный руководитель проекта - член-корреспондент НАН Арарат Агасян, научный редактор - доктор искусствоведения профессор Анна Асатрян, автор текста - кандидат искусствоведения Маргарита Камалян.
Ранние портреты Мирзояна удивительно реалистичны. Написать похожий портрет дано, конечно, не каждому, даже большому художнику. Однако на одном лишь сходстве далеко не уедешь без настоящей живописности, мастерства. Но среди ранних портретных полотен можно обнаружить и такие, в которых уже ясно проглядывают некие новые тенденции, связанные с усилением интереса к раскрытию внутреннего мира модели. Таковы, например, портреты "Елена", "Моя мама", "Урок музыки", "Ученица Нонна" и другие.
Личность человека, ценность его "я", смысл и значение жизни - необъятная область для размышлений художника, а порой и главная тема его творчества.
Портреты Мирзояна правильнее было бы назвать портретами-картинами или композиционными картинами. Работает он над полотном так, что оригинал изображен в действенной взаимосвязи с окружающим миром вещей или окружающей природой. "Чашка кофе, Анна", "Анна в розовом платье", "Гаянэ","Мария, "Нонна", "Раздумье", "Наринэ", "Покой", "Поколения", "Хозяйка"…
Большую выразительность портретным образам придает используемый художником прием двойного контраста: на светлом фоне он пишет темный силуэт, а на темном – светлый, теплым краскам фона он противопоставляет холодный тон лица и наоборот. Для него холодные и теплые тона - показатели душевной температуры его модели. Он видит своих героев в определенном цвете, который ассоциируется с тем или иным представлением, является своеобразным знаком модели. В этом плане характерны портреты "Лилит","Ингрид Герман", "Автопортрет" художника, написанный в 1979 году, "Марианна и Анна Тиграняны", "Гостья из России", "Оперная певица". Энергичный мазок, динамичная лепка фактуры лица, одежды передают внутреннее состояние героя.
Говорят, руки характеризуют человека, как и лицо. Точно найденный жест помогает понять не только характер портретируемого, но и состояние его души, его настроение. Как по-своему, совершенно индивидуально "говорят руки" в картинах-портретах "Амо Сагиян","Дипломат Рубен Шакарян" и другие.
В портретах представителей интеллигенции Мирзоян трактует творчество как напряженный процесс, требующий от художника всех сил и способностей. Полотна "Амо Сагиян", "Людвиг Дурян", "Захар Хачатрян" – это размышления о художнике, о духовных возможностях человека, самобытной личности. Это утверждение его значимости и ценности.
Нечто новое проглядывает в автопортрете художника, портрете Карена Джанибекяна. Автопортрет – это одно из самых жизнеутверждающих и дерзких по форме полотен художника. Острая цветовая игра, резкий контраст серьезного лица с темно-сиреневой шляпой, энергичная пастозная кладка красок, щедрая неряшливость брошенных на холст красок – все говорит нам о стремлении живописца чуть грубовато, но сильно, просто, открыто выразить переполнившее его чувство.
СВЕТЛЫМ ЖИЗНЕУТВЕРЖДЕНИЕМ ПРОНИКНУТЫ женские портреты Мирзояна. "Художник ищет формулу женственности и красоты и находит своеобразное и самобытное в облике женщин, - отмечает в послесловии к альбому кандидат искусствоведения Маргарита Камалян. – Лаконичные и абстрагированные формы мастер превращает в поэтические метафоры и художественные символы. Таковы образы горделивых, меланхоличных и жеманных женщин…, армянок с подчеркнуто национальными чертами лица ("Армянка", "Нонна", "Мариам") и ангелоликих молодых матерей ("Мой ангел", "Материнство"). Эти парящие в нейтральном пространстве создания предстают как поэтические видения. Без сомнения, женщина – муза Фараона Мирзояна".
Среди наиболее зрелых портретов мы находим такие, в живописной основе которых лежит какой-либо один цвет, великолепно варьируемый в гармоническом сплаве различных тонов. Таковы, например, вариации серовато–голубых тонов в портретах матери с ребенком на руках и оперной певицы. Художник не скрывает своих чувств, своего отношения к изображаемому человеку, и эта распахнутость его души вызывает доверие зрителя.
Ему особенно удаются работы "быстрые", он находит в них и остроту внешней характеристики и внутреннее сходство. Выполненные с присущей ему свободой, они сохраняют ощущение непосредственной встречи с моделью и первого прикосновения к листу. Фараон Мирзоян безошибочно угадывает и находит контрапункт цвета, и потому ни в одной его работе не увидишь и тени бьющей в глаза эффектности.
Очень любопытны графические портреты художника. Он – мастер рисунка. Глубина и безошибочность карандаша, его различные модуляции, точные акценты, сделанные сангиной, - все это в сочетании со светлым тоном бумаги, играющей немаловажную роль, создает удивительное разнообразие фактур и звучность черного тона. Исполненный в быстром темпе рисунок Мирзояна, оставляет ощущение, что он рождается на наших глазах. В каждой линии чувствуется трепетное движение руки художника.
Рисунки его поражают своей неуемной энергией и темпераментом. Именно эти свойства я имею в виду, говоря о его "быстром" карандаше или кисти. "Егише Чаренц", "Давид Сафарян", "Кристина", "Армине Мелик-Исраелян", "Видение","Гаянэ", "Сона" (бумага, пастель, уголь) … В этих портретах ярко проявилось зоркое наблюдение художника за разнообразием человеческих характеров.
Альбом "Портрет в творчестве Фараона Мирзояна" подтверждает истину о том, что этот жанр также играет важнейшую роль в искусстве мастера.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-03 11:35
Проходят десятилетия, но неизменной остается любовь публики к явлению, которое мы называем "Ованес Бадалян". Легенда народной песни своим неповторимым исполнением вдохнул новую жизнь в армянскую песню. Она, словно магнитом, тянула певца, одаренного голосом редкой красоты, способного петь свободно, словно и труда это никакого не составляло.
-
2025-04-25 09:46
Самвел Паркевович Мурадян - личность уникальная. Известный литературовед, доктор филологических наук профессор ЕГУ, отметивший недавно свое 80-летие, до сих пор сохранил в себе детское восприятие жизни. Для многих он - соединение ребенка с мудрецом. В его книгах, монографиях, многочисленных статьях, научных исследованиях присутствует тот же праздник смысла, формы и колоссальных знаний, что и много лет назад. Вся его деятельность - и лекции, и книги, комментарии по случаю, споры, в которые он ввязывается, всегда имеют прямую и благородную цель: защитить базовые ценности литературы. Защитить наши исторические культурные завоевания, оживить коллективную память, чтобы не затерялась в ней чья-то драматичная судьба, не пострадала, не искривилась чья-то репутация от злого навета или пустой молвы.
-
2025-04-24 10:47
В ночь с 23-го на 24 апреля в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна Национальный филармонический оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Эдуарда Топчяна исполнением «Реквиема» Моцарта отметил скорбную дату нашей национальной боли. В концерте кроме филармонического оркестра приняли участие Государственный камерный хор «Овер» (художественный руководитель и хормейстер Сона Оганесян), Ереванский государственный камерный хор под управлением Кристины Восканян и солисты – Анна Аглатова (сопрано), София Туманян (меццо-сопрано), Тигран Мелконян (тенор) и Милан Сильянов (бас). Дирижер – Эдуард Топчян.
-
2025-04-21 09:35
Замечено, что мировая культура не ведает сиротства. Для нее в отличие от политики не бывает метрополий и провинции, нет сверхдержав и отсталости. Ваграм Гайфеджян, родившись в тихой, консервативной грузинской провинции, небольшом городке Тифлисской губернии России Ахалцихе (1879 г.), одной из крупнейших армянских общин за пределами Армении, стоял у истоков авангардизма, которому, по формулировке искусствоведа Эллен Гайфеджян, выпала судьба определить облик и своеобразие путей развития национального изобразительного искусства первой половины двадцатого столетия, навести мост между дореволюционным и советским искусством, стать одним из основоположников советской армянской художественной школы. На протяжении многих десятилетий творчество этого выдающегося художника определяло художественный уровень наших выставок, было эталоном профессионального качества. Но, вероятно, в том и состоит тайна и сила подлинного искусства, что каждое новое соприкосновение с ним открывает нам новые грани, меняет ракурс восприятия, обогащает зрителя эмоционально и нравственно.