Последние новости

СУРЕН САФАРЯН И ЕГО ЗАНГЕЗУРЦЫ

Нынешний год в культурной сфере Армении проходит под эгидой 100-летия известного армянского живописца советской эпохи, народного художника Армянской ССР Сурена Сафаряна (1923-1988). В честь выдающегося мастера кисти недавно была организована выставка, с большим резонансом прошедшая в Союзе художников Армении.

21 июля – в день рождения Сурена Саркисовича, в зале фресок Национальной галереи Армении состоялось еще одно мероприятие - торжественная церемония гашения почтовой открытки, отпечатанной в честь юбилея художника. А после в залах древнего и средневекового армянского искусства открылась камерная выставка работ Мастера из цикла «Дарители и дары».

 СУРЕН САФАРЯН И ЕГО ЗАНГЕЗУРЦЫНА ОТКРЫТКЕ, ИЗДАННОЙ ТИРАЖОМ В 1000 ЭКЗЕМПЛЯРОВ, РАЗМЕЩЕН АВТОПОРТРЕТ СУРЕНА САФАРЯНА, а в нижней левой части – его знаменитое полотно «Саят-Нова». Церемонию погашения провели замминистра высокотехнологической промышленности РА Давид Саакян, замминистра ОНКС по линии спорта Карен Гилоян, главный исполнительный директор компании «АйПост» Араик Абрамян, председатель Союза художников Армении и внук юбиляра Сурен А.Сафарян и председатель Армянской ассоциации филателистов Овик Мусаелян.

Издание юбилейной почтовой открытки – прекрасный шаг, который позволит новому поколению познакомиться с личностью Сурена Сафаряна, сыгравшего важную роль в становлении Союза художников и продвижении живописцев, графиков и других представителей отечественного искусства. Сам Сурен Сафарян – человек с богатой биографией, сотканной не только из светлых страниц. Великая Отечественная война застала его студентом Ереванского художественного училища им.П.Терлемезяна, он ушел на фронт и воевал от начала до самого конца войны, а позже не раз обращался к этой теме в своих картинах. Причем Сурен Сафарян не изображал батальных сцен, он рисовал простых людей, невольно оказавшихся в эпицентре страшных событий, но во всех ситуациях сохранявших человеческий облик, помнящих о своем долге, чести и проявляющих в тяжелых условиях войны свои лучшие качества.

После войны Сурен Сафарян продолжил учебу, поступив на факультет живописи Ереванского художественного института, и учился блестяще. Даже дипломная работа молодого художника относилась к теме войны: он представил свое видение образа нашего соотечественника, героя Советского Союза Унана Аветисяна. Дипломная работа называлась «Подвиг Унана Аветисяна». Сегодня два графических эскиза этой картины стали достоянием Национальной галереи Армении благодаря семье художника, решившей преподнести их в дар главному хранилищу живописи нашей страны.

 Как отметила в приветственной речи директор НГА Марина Акопян, погашение открытки - прекрасный шаг, а открытие выставки работ Сурена Сафаряна прекрасно вдвойне, так как связано с таким важным явлением в сфере искусства, как меценатство.

 СУРЕН САФАРЯН И ЕГО ЗАНГЕЗУРЦЫ«ПРОЕКТ «ДАРИТЕЛИ И ДАРЫ» СТАРТОВАЛ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАЛЕРЕЕ ДВА ГОДА НАЗАД. Первая выставка, прошедшая в его рамках, была посвящена Айвазовскому и маринистам. Сегодня, после ряда других экспозиций проекта, мы вновь возвращаемся к нему, на этот раз в связи с именем Сурена Саркисовича Сафаряна, работы которого стали недавно собственностью галереи» - сказала в своей речи Марина Акопян, признавшись, что поначалу внук художника и его тезка Сурен А.Сафарян намеревался подарить НГА всего одну живописную картину знаменитого деда, но в итоге в дар было преподнесено 4 работы, две из них - эскизы картины «Подвиг Унана Аветисяна».

 Сама выставка, включившая 12 картин художника, в том числе и 4 подаренных НГА, организована вокруг важной темы, актуальной еще в начале прошлого века. Речь о Зангезуре, или Сюникской области Армении, на который вновь посягает Азербайджана. В творчестве Сурена Сафаряна можно найти немало полотен, посвященных этому дивному краю и его жителям.

«Выбор выставочной темы не случаен и связан, в первую очередь, с одним из подаренных галерее полотен – масштабной картиной «Освободители». Вокруг нее мы и решили собрать экспозицию, в которую вошли такие полотна, как «Зангезурская женщина», «Мать» - образы зангезурских армянок в национальных таразах и с мужеством в глазах, а также неповторимые пейзажи со скалами и ущельями. Все они передают национальное мышление автора, - сказала координатор выставки Маргарита Хачатрян.- Расцвет творчества Сурена Сафаряна пришелся на послевоенное время и связан с периодом 1950-60-х годов, который, в свою очередь, ознаменовался пробуждением национального сознания в армянском обществе. Работы этого периода отличаются повествовательным, описательным характером. Наряду с полотнами, посвященными зангезурцам с их несгибаемой волей и патриотизмом, мы видим также портреты таких великих сынов нашего народа, как Саят-Нова, Чаренц - олицетворение судьбы армянского народа».

Маргарита Хачатрян также подчеркнула важность меценатства в развитии искусства как стержня в формировании музейных коллекций и сохранении отечественной культуры. Что касается проекта «Дарители и дары», он призван показать широкому кругу общественности новые, ранее не презентованные работы тех или иных художников и поощрить меценатов и дарителей, обогащающих национальные коллекции полотнами из своих личных архивов. Свою благодарность организаторам выставки выразил внук художника, нынешний председатель Союза художников Армении Сурен А.Сафарян.

Сурен Саркисович Сафарян в течение 16 лет (1969-1985 гг.) возглавлял Союз художников Армении и внес немало перемен в деятельность этой структуры. Он добился предоставления мастерских для сотен талантливых художников, основал уникальный по тем временам проект «Выставка одной работы», на которую каждый художник приносил лучшую на его взгляд работу – без согласования с цензорами. В общую канву соцреалистических экспозиций он умудрялся включить и произведения не особо приветствуемых в те времена художников, к примеру, Минаса Аветисяна.

Отметим, что выставка продолжается и ждет посетителей.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРЦАХСКИЙ ДИАЛЕКТ - ЭТО ДОРОГА ДОМОЙ
      2024-05-04 13:08

      Оазис арцахской культуры и языка - так можно по праву назвать кафе "Туманян’с Арт" (Tumanyan’s Art), еще до сентября 2023 г. действующее в Степанакерте, а сегодня возобновившее работу в Ереване. Здесь постоянно происходят арт-события, нацеленные на сохранение арцахской культуры, литературы, языка и призванные сохранить огромный пласт материального и нематериального наследия Арцаха.

    • СПАСЕННОЕ ИСКУССТВО АРКАДИЯ МКРТЧЯНА
      2024-05-01 11:48

      Известный арцахский художник и скульптор Аркадий Мкртчян постоянно откладывал организацию персональной выставки своих работ, занимавших практически все пространство его мастерской в Степанакерте. Предложения представить свое творчество публике он получал многократно, причем как в Арцахе, так и в других странах, но каждый раз думал, что пока не готов к этому ответственному событию, так как может нарисовать и изваять больше хороших картин и скульптур.

    • ФОНД ВИВА – ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС
      2024-04-29 12:17

      С раннего утра в зеленой зоне ереванского арт-центра Common Ground Bools & Spirits царил ажиотаж. Сюда стекались люди разных национальностей, чтобы сдать кровь, которая пополнит Банк крови Армении. С этой акцией, проведенной в рамках проекта "Осознанное донорство", началось празднование 8-летия благотворительного фонда ВИВА (Врачи И Волонтеры - Армении), который даже в этот знаменательный день не остался в стороне от людских проблем и забот.

    • ПАМЯТНИКИ КАШАТАГА В КНИГЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
      2024-04-27 11:14

      "Историко-культурное наследие Нагорного Карабаха в зонах конфликта" - так названа объемная книга-альбом, вышедшая на днях в Ереване на английском языке и презентованная в Музее истории Армении. Мероприятие было приурочено ко Дню памятников и исторических мест и собрало полный зал ереванцев, беженцев из Арцаха, а также занимающихся арменоведением иностранцев - всех тех, кому небезразлична судьба монастырских комплексов, церквей, крепостей, мостов, хачкаров, надгробий с армянскими надписями и других немых свидетелей многовекового присутствия армян на этой древней земле.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ