30 ЛЕТ НА ЧУЖБИНЕ, или НЕГОЖЕ РОДОВОМУ ДОМУ ПУСТОВАТЬ
Глава семьи – Артур Давтян, еще не очень пожилой и довольно крепкий на вид мужчина, уверенным шагом подошел к шкафу, достал рулон плотной бумаги и начал аккуратно его разворачивать. Затем, обращаясь к дочери Вардуи, попросил ее поддержать за оба конца. И перед нами раскрылось родословное древо семьи Давтян – своеобразная история в персональном масштабе, рассказывающая о жизни людей этого рода, сплетенных вместе прошлым, настоящим и будущим.
«Мои предки приехали в эти места в 1770-х годах и основались здесь», - с ощущаемой хрипотцой в голосе рассказывает Артур Давтян, показывая на центр генеалогического древа.
ОБ ИСТОРИИ ФАМИЛИИ ДАВТЯН СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ДОКУМЕНТ, составленный Микаэлом Давтяном в 1961 году, в нижней части которого написано: «В 1770-1790 годах карабахские мелики при посредничестве Степана Давтяна вели переговоры с русским правительством, дабы заручиться их покровительством. Узнав об этом, Ибрагим Халил-хан захотел уничтожить всех остальных меликов Карабаха. Сын Степана - Давид, убив однажды ночью телохранителей одного из ханских военачальников, вошел в его шатер, убил и его, покинув после этого Карабах. Приехав в Армению, Давид поселился в селе Сари Иджеванского (бывший Караванасар) района, где женился и имел шестерых сыновей. Давид умер в этом селе, а его 25 потомков переселились на территорию нынешнего Дилижана в 1831-35 гг. и положили начало новому поселению, где его потомки живут до сих пор: большинство из них носят фамилию Давтян, а некоторые - фамилии Симонян и Сарибекян».
Старожилы Дилижана хорошо знали и уважали семью Давтян, а большой отцовский дом Артура всегда был полон гостями.
«Мой отец – Адон – был очень гостеприимным человеком. У него было много родных и много друзей, и он всех радушно принимал, поэтому этот дом никогда не пустовал», - вспоминает сын.
А потом отца не стало. Не стало и прежней жизни в доме. Да и в самой Армении в те годы, в начале 90-х, были тяжелые времена. Развал Советского Союза, безработица, война в Карабахе, азербайджанско-турецкая блокада, холод и голод…Многие тогда были вынуждены уехать из страны в поисках работы и в надежде хоть как-то суметь прокормить своих детей. Артур тоже уехал с женой и с детьми, на долгие годы закрыв двери отцовского дома.
«Больше 30-ти лет мы жили далеко от родного Дилижана: во Владимире, Иваново, Санкт-Петербурге и других российских городах. Зарабатывали неплохо, имели даже собственную фирму в строительной сфере. Но тоска по родине в буквальном смысле душила. Не было ни одного дня, чтобы мы не вспоминали наши края. И хотя решение вернуться обратно было принято спонтанно, оно назревало очень и очень давно. Оглядываясь назад, могу сказать одно: нам нужно было вернуться гораздо раньше и не терять столько лет на чужбине», - говорит супруга Артура – Рима Давтян.
Все восстановлю…
Переживать все это было невероятно сложно, а еще сложнее было видеть, как некогда большой и крепкий дом с годами превратился почти в развалины. Поржавели трубы, трещинами пошли полы, деревянные ставни прогнили, окна не закрывались и холодный дилижанский ветер гулял по комнатам. Таким застал отцовский дом в начале 2018 года Артур Давтян и, ни секунды не колеблясь, твердо решил: «Все восстановлю и сделаю таким же гостеприимным, как в былые времена».
ДЛЯ ТЕХ, КТО НИЧЕГО НЕ СМЫСЛИТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ВОЗМОЖНО, ЭТО БЫЛО БЫ НЕПОСИЛЬНОЙ РАБОТОЙ. Но не для Артура, кто был практически на «ты» с молотком и рубанком. Много, конечно, ушло сил, денег и времени, чтобы достичь желаемого результата. Но зато обновленный дом, как и прежде, полон сегодня гостями и встречает их со своим фамильным гербом, родовым древом и своей историей.
«Поначалу мы хотели просто отремонтировать дом, а потом решили не только жить здесь, но и организовать собственный бизнес, открыв гостевой дом. Делали все своими силами, но через какое-то время стало понятно, что средств нам не хватит, настолько много предстояло построить и отремонтировать. От знакомых узнали, что есть некая международная организация ICMPD, которая помогает реэмигрантам открыть бизнес в Армении. Обратились к ним и стали бенефициарами, получив безвозмездное содействие в размере около 10 тыс. евро для покупки мебели и другой необходимой утвари для гостевого дома», - вспоминает Рима Давтян.
Родина – это чувство корней
Собственно, в рамках организованного со стороны ICMPD медиа-тура нам, журналистам, и довелось познакомиться с этой невероятно искренней, доброй и любящей семьей и побывать в новом гостевом доме.
«ЗНАЕТЕ, НАМ ДАЖЕ ДУМАТЬ НЕ ПРИШЛОСЬ НАД НАЗВАНИЕМ, потому что этот дом должен был носить имя нашего деда, человека, который некогда вложил в него свою душу. Вот так наш гостевой дом и получил свое название – Дом Адонис», - с гордостью рассказывает дочь семьи Давтян – Вардуи.
Прошло не так уж и много времени, около двух лет с момента открытия гостевого дома. На бизнес хозяева не жалуются и продолжают вкладывать средства на его расширение. Как говорили в древности, вместе с гостем в дом приходит благодать. Так что, планов у семьи много. Хотят построить детскую площадку с батутом, настольным теннисом, а для взрослых построить бильярдную.
«Мы стараемся сделать все, чтобы атмосфера нашего гостевого дома была особой, чтобы наши гости чувствовали себя как у близких и хороших друзей. Помню наших первых гостей, молодую семью из Еревана с детьми, приехавших к нам через год после пандемии. Мы очень сблизились и сдружились с ними, общаемся, кстати, до сих пор. Нас, действительно, очень радует, что все наши гости уезжают от нас довольными. Помните, как говорил Хачикян, герой Фрунзика Мкртчяна из Дилижана: «Когда ему будет приятно, я буду чувствовать, что мне тоже приятно». Вот так и мы: хотим, чтобы приезжающим сюда было приятно, чтобы наш Дилижан процветал, все время благоустраивался, и чтобы людям было комфортно здесь не только отдыхать, но и жить. После долгих лет, проведенных за рубежом, мы, можно сказать, чувствуем некую ответственность за это. Там все равно все чужие. А патриотизм, как мне кажется, – это чувство корней. И оно еще больше чувствуется, когда уже взрослеешь», – рассуждала Рима Давтян, спокойным и уверенным тоном хозяйки своего, родного дома.
Ереван – Дилижан
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-02 09:42
Экологическая тематика и ранее использовалась со стороны Баку как дипломатический рычаг в армяно-азербайджанском противостоянии, где даже природные ресурсы становились частью информационного фронта. Однако в последние годы, после 44-дневной Арцахской войны, риторика Азербайджана в этом направлении заметно усилилась.
-
2025-04-30 10:30
Бороться с коррупцией – дело безусловно нужное. Тут, как говорится, и спорить не о чем. Но даже самые благие намерения могут дать опасный перекос, если в процессе забыть про главное - соблюдение закона и здравого смысла. Ведь когда в погоне за справедливостью начинают нарушать Основной закон, справедливость превращается в фикцию. Именно об этом – о тонкой грани между борьбой с коррупцией и правовым произволом - шла речь на пресс-конференции экс-министра юстиции, члена Республиканской партии Армении Давида АРУТЮНЯНА. Он подробно разобрал недавнее решение Конституционного суда по закону «О конфискации имущества незаконного происхождения» и указал на целый ряд юридических и моральных подводных камней.
-
2025-04-19 10:21
Дни Казахстана в Армении, которые пройдут 18–19 апреля, могут выйти за рамки культурного обмена и стать платформой для обсуждения новых экономических инициатив в контексте сотрудничества на евразийском пространстве. Тем более, что в отношениях двух стран сегодня немало точек соприкосновения – особенно в сфере экономики.
-
2025-04-12 11:19
Новая реальность хвостохранилища Арцваника Ярко-бирюзовый цвет воды, необычный ландшафт, привлекающий своей красотой и загадочностью, создают впечатление, будто это место - райский уголок. И если не знать, что здесь индустриальные отходы, то Арцваникское хвостохранилище в Сюникской области, особенно при ясной погоде и солнечном свете, можно смело принять за лазурный берег экзотических курортов. «Кстати, местные жители его часто так и называют – наши Мальдивы», - говорит один из сотрудников Зангезурского медно-молибденового комбината (ЗММК) в ходе нашего визита на хвостохранилище.