ИРАНСКИЙ РЕВАНШ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Абсолютно преждевременно суждение о том, что Израиль выходит победителем из схватки с ХАМАС и «Исламским Джихадом». Конечно, израильской армии под силу в относительно короткие сроки зачистить южные районы страны от проникших туда 7 октября бойцов Палестинского движения сопротивления, и она это уже делает. Конечно, ЦАХАЛ основательно "отутюжит" авиацией и артиллерией сектор Газа и на определенное время полностью блокирует этот палестинских конгломерат, лишив его воды, электричества и продуктов питания. Безусловно также, что значительная часть хамасовцев, включая командиров этой организации и ее политических лидеров, будет уничтожена…
Однако решат ли все эти меры вопрос глобальной безопасности Израиля и ликвидируют ли угрозы, которые таит в себе не распутанный клубок палестино-израильского конфликта на фоне складывающихся новых реалий геополитической карты обширного Ближнего Востока?
НЕСМОТРЯ НА БРАВУРНЫЕ ОБЕЩАНИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ ИЗРАИЛЯ о решительности раз и навсегда покончить с терроризмом в стране, несмотря на солидарность союзников и их поддержку, в Израиле, очевидно, уже есть в широком смысле понимание истин, которые уже невозможно будет, как прежде, опровергнуть или смотреть на них сквозь пальцы. Заявления о полном и окончательном уничтожении ХАМАС, кстати, звучали из уст израильских лидеров не единожды, но десятилетия противостояния показали, что в реальности эта задача нерешаема в силу особенностей статуса и места Палестины и Газы в организме израильской государственности.
ХАМАС выстроен и функционирует подобно гидре, отрубленные головы которой постоянно отрастают вновь, пока в автономии или гетто под названием Газа генерируется идеология тотального уничтожения еврейской государственности, постоянно подпитываемая нищетой, дискриминацией и унижениями, которые палестинцы терпят от Тель-Авива. И пока есть такая "благодатная" среда, ХАМАС и аффилированные с ней другие радикальные исламские организации будут безостановочно пополняться новыми силами, человеческими ресурсами и лидерами.
Палестино-израильское противостояние – это замкнутый круг, в котором обоюдное насилие лишь стимулирует напряжение и повышает ставки следующего витка войны, но никак не способствует разрядке ситуации и не создает благоприятных условий для выхода на этап мирного сосуществования народов в рамках единой государственной конструкции.
Однако в широком ракурсе оценки вспыхнувшей войны значение персональной боеспособности и жизнестойкости ХАМАС отнюдь не первостепенно. На самом деле за нынешними действиями этой организации стоят силы, куда более мощные и заточенные на решение задач глобального масштаба. Посему нападение на Израиль хамасовских бойцов следует считать всего лишь одним из фрагментов большого противостояния на Ближнем Востоке.
Исламская Республика Иран, хотя и прямо не признала свою причастность к ударам ХАМАС и «Исламского Джихада» непосредственно по территории Израиля, но и не прилагает особых усилий для опровержения заочно предъявленных ей Западом и Тель-Авивом обвинений. Более того, официальный Тегеран все последние дни постоянно выступает с заявлением об абсолютной политической поддержке Палестинского освободительного движения и недвусмысленно дает понять о готовности вмешаться в войну, если Тель-Авив повысит ставки в этой эскалации.
НЕВЗИРАЯ НА ФАКТ ОЩУТИМОГО УРОНА, НАНОСИМОГО ИЗРАИЛЕМ потенциалу ХАМАС, и стимуляции очередного гуманитарного кризиса в секторе Газа и в Палестинской автономии на Западном берегу реки Иордан, в Иране довольны результатами операции радикалов 7 октября. Ведь речь идет о целом комплексе задач, которые были решены посредством палестинских прокси в интересах Тегерана.
Во-первых, 7 октября был развеян миф о неуязвимости системы безопасности израильского государства и его граждан. Страну охватили невиданные с начала 70-ых годов прошлого века паника и ужас перед разгулом исламского экстремизма, щупальца которого могут дотянуться практически до любого населенного пункта в стране и до любого человека, доселе чувствовавшего себя в полной безопасности.
Во-вторых, Иран и его палестинские прокси наконец-таки доказали миру, и прежде всего Ближневосточному региону, что боеспособность ЦАХАЛ и потенциал "всевидящего глаза" Моссад чрезмерно переоценены и что израильские военные вместе со спецслужбами не просто проморгали масштабные приготовления палестинских радикалов, но и оказались неспособными остановить первую волну нападения, а также до полудня фактически утратили контроль над ситуацией на юге страны.
В Израиле на уровне политиков, экспертов и общества в целом уже сформировался дискурс о необходимости пересмотра всей системы безопасности и наказания виновных за халатность и просчеты в организации обороны страны. На время проведения военной операции против Газы эти обсуждения заморожены по обоюдному согласию всех политических сил, однако, вне сомнений, внутриполитическую жизнь Израиля еще ожидают жаркие баталии и взаимные обвинения, которые не пройдут даром для правительства Нетаньяху, которое и до войны пребывало в весьма шатком положении.
В-третьих, Иран удостоверился сам и показал всем своим союзникам в регионе, что система противовоздушной обороны Израиля уязвима и не наделена гарантированной способностью нейтрализовать массированную атаку даже хамасовских ракет, не обладающих высокотехнологичными характеристиками, в то время как реактивные системы и дальнобойные ракетные разработки, имеющиеся на вооружении самой ИРИ, в плане эффективности находятся на порядок выше палестинских аналогов. И эта данность, безусловно, окажет свое влияние на степень решительности Тель-Авива вступить в открытую войну против Тегерана, к которой вот уже который год призывают радикально настроенные круги в военно-политической элите еврейского государства.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, ВНОВЬ ВЗОРВАВ ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКУЮ ПОРОХОВУЮ БОЧКУ, Тегеран спутал Израилю игру, нацеленную на сближение с саудитами и нейтрализацию сплоченности Лиги арабских государств, которые в большинстве своем позитивно относятся к процессу установления нормальных взаимоотношений с шиитским Ираном. В ситуации же, когда ЛАГ уже негативно реагирует на карательные действия Тель-Авива в Газе, а некоторые ее члены открыто призывают к джихаду против еврейского государства, Израиль едва ли будет иметь надежные тылы в случае, если решит втянуться в открытую войну с Ираном.
И наконец, в-пятых, Иран наглядно продемонстрировал миру и соседям в регионе, что обладает необходимым ресурсом для ведения прокси-войны и изматывания своего главного врага на его же территории. Тем самым Тегеран опосредованно вскрыл самую слабую сторону глобальной системы безопасности Израиля: отсутствие стратегической глубины, необходимой для надежной защиты мирного населения. Причем хлесткая атака по Израилю на юге показала лишь частичный потенциал возможностей Исламской республики, поскольку в дело пока еще не были пущены отряды Хезболлы – главной прокси-силы Тегерана у границ Израиля, обладающей более высокой организованностью и боеспособностью, чем ХАМАС и «Исламский Джихад».
Тегеран дал понять Тель-Авиву, что ничем не уступает Израилю и его союзникам в возможностях расшатать безопасность вражеского государства изнутри и посеять страх и панику среди населения. Это также зеркальный акт возмездия за спровоцированные вражескими союзниками год назад беспорядки в Иране, которые, во многом благодаря КСИР, не переросли, как планировалось, в гражданскую войну на почве национал–сепаратизма и антиклерикального движения.
Теперь Израиль будет вынужден относительно долгое время "зализывать раны", перестраивать компоненты своей защиты, генерировать новые ресурсы для эффективного противостояния своему главному врагу, который, очевидно, перерос из обреченного в недавнем прошлом на расчленение объекта в силу, способную выстраивать новую повестку региона и даже во многом вершить его судьбу.
Тем самым Ближний Восток вступает в новую реальность, обусловленную новым балансом сил и окрашенную новой кровью тысяч мирных жителей, которая, к сожалению, будет лишь множиться в нескончаемой гонке за контроль и власть в этом самом сложном и насыщенном противоречиями регионе мира.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-09 09:36
События, произошедшие за последнюю пару недель вокруг нашего региона, свидетельствуют о наступившей решающей фазе инверсии геополитической полюсов. Стартом этого процесса стал визит российского президента Путина в Азербайджан, в ходе которого его министр ИД Лавров вновь озвучил вопрос «Зангезурского коридора», разговоры о котором, казалось, потеряли актуальность. Этот ход Москвы крайне не понравился Тегерану, который отреагировал и продолжает это делать в весьма жесткой форме.
-
2024-09-04 09:03
Анализировать парламентские выборы в Азербайджане - пустая трата времени, поскольку, как правило, анализировать там по большому счету ничего. Переизбрание партии власти, причем с заведомо известными всем пропорциями голосов, - явление столь же обыденное, как восход солнца над Апшероном.
-
2024-09-03 10:23
Вот уже добрых полмесяца, как российская и азербайджанская пресса «декорируют» в позитивном ключе путинско-алиевскую встречу в Баку, тиражируют нарратив об ее эпохальной значимости, расписывают радужные перспективы новых договоренностей для обеих стран.
-
2024-08-31 10:36
В середине августа глава Беларуси отметился очередными скандальными заявлениями, которые уже достаточно давно стали характерной особенностью его публичной политики. На сей раз Лукашенко, помимо того, что традиционно «метнул картошкой в армянский огород», еще и «укусил» других союзников и партнеров Минска по СНГ, ЕАЭС и ОДКБ.