Последние новости

БЛЕСТЯЩЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОСЕНИ

Концертным исполнением оперы "Бал-маскарад" Верди Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна завершил свое самое важное событие сезона: XV международный фестиваль классической музыки, посвященный 120-летию Арама Хачатуряна.

 БЛЕСТЯЩЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОСЕНИВО ВСЕ ДНИ ФЕСТИВАЛЯ В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ ЦАРИЛА МУЗЫКА ВЫСОЧАЙШЕГО КЛАССА - от Третьего фортепианного концерта Прокофьева, Скрипичного концерта Хачатуряна, его камерных произведений до произведений Форе, Мануеля де Фалья, Феликса Мендельсона, Мансуряна, Камила Сен-Санса, Александра Арутюняна, Брамса и, наконец, Верди.

В концертах этого замечательного марафона принимали участие видные артисты, многие из которых уже завоевали мировое признание - солисты Дмитрий Маслеев (фортепиано), скрипачи Сергей Хачатрян, Августин Хаделих, Ануш Никогосян; Роберто Просседа (фортепиано), блестящий певец Рамон Варгас, виолончелистка Сильвия Кьеза, пианисты Маурицио Бальини и Айк Меликян и другие. Помимо основного дирижера фестиваля Эдуарда Топчяна за дирижерским пультом стояли Валентин Урюпин, Станислав Кочановский, Диего Мартин-Эчебаррия и Рубен Асатрян.

Концертное исполнение оперы "Бал-маскарад" Верди, до сегодняшнего дня одного из самых репертуарных из всех авторов оперной музыки мира, явилось блестящим завершением фестиваля. В этом проекте помимо филармонического оркестра под управлением Э. Топчяна и солистов участвовали Национальная академическая капелла Армении под управлением Оганеса Чекиджяна и хор Ереванской специализированной вокальной школы по охране детских голосов (художественный руководитель - Каринэ Аракелян, дирижер - Эмма Аракелян).

 БЛЕСТЯЩЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОСЕНИ"Бал-маскарад" Верди написал вслед за величественно-монументальной оперой "Симон Бокканегра". Но, как оказалось, полное сценических контрастов, эффектных сцен: благородное для оперного воплощения либретто Скриба имело и недостатки: оно несло с собой нежелательный цареубийственный мотив, в результате чего несколько раз переделывалось и утратило социально-политический характер. Место действия было перенесено за пределы Европы, а в роли главного героя был уже не король, а губернатор Бостона - граф Ричард. В центре сюжета - вымышленная любовная интрига: Ричард гибнет жертвой роковой ошибки. Он убит преданным другом, который считает его соблазнителем своей жены.

В день концерта публика заняла весь зал, не было ни одного свободного места, а сама сцена, заполненная до предела оркестром, хорами, солистами, представляла грандиозное зрелище. Несмотря на отсутствие особого театрального антуража, декораций, костюмов и прочего, исполнение оперы вызвало живой интерес собравшейся публики.

Опера "Бал-маскарад" отмечена высокой зрелостью мастерства. Выразительный оркестр, великолепные контрастные ансамбли, сочетание ярких, запоминающихся мелодий и отточенность музыкального письма, ставят эту оперу в число лучших достижений Верди. Сложная изысканная партитура, требующая от каждого оркестранта мастерства, а от певцов, помимо музыкальности, великолепного вокала, драматических данных, еще и ансамблевой виртуозности, была исполнена с замечательным попаданием в стиль, с той интонационной пластичностью звуковой линии, мягкостью колорита, обилием нюансов, тем особым поэтическим флером, которых и требует эта красивая музыка. Воодушевление зала было вызвано, помимо всего, и участием в концерте ярких солистов - тенора Марсело Пуенте в партии Ричарда, губернатора Бостона, баритона Богдана Бачу (Ренато), сопрано Евгении Муравьевой в партии Амелии, Юлии Меннибаевой в партии Ульрики...

 БЛЕСТЯЩЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОСЕНИЕСТЕСТВЕННО, В ТАКИХ ТЕСНЫХ УСЛОВИЯХ, КОГДА НА СЦЕНЕ И ОРКЕСТР, И ХОРЫ, И ВСЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, певцам было нелегко реализовать свой творческий потенциал. И тем не менее, им удалось высветить характеры героев, избежать мелодических излишеств, не жертвуя эмоциональным накалом. Глубокое дирижерское прочтение, высокая культура капеллы и хора специализированной школы, отличные работы солистов - все это дает основание отнести концертное исполнение "Бала-маскарада" вслед за "Отелло", "Риголетто", "Симоном Бокканегра", "Аиды" Верди, "Мадам Баттерфляй", "Турандот", "Тоски" Пуччини, "Паяцев" Леонкавалло, "Евгения Онегина" Чайковского к лучшим работам оркестра и его главного дирижера в оперном жанре.

Музыка оперы звучала свободно и вдохновенно, создавая цельную музыкальную форму. Дирижер с особой любовью и тщательностью моделирует каждую интонацию, уступая, насколько смог, дорогу певцам, не провоцируя их на крик, соотнеся звучание каждой вокальной и инструментальной фразы с пением, со сценическим движением, паузой исполнителей-солистов. Оркестровая картина была предельно целостной, сосредоточенной и надежной. Слушать оркестр было приятно и спокойно.

Среди исполнителей приятное впечатление оставил тенор Марсело Пуэнте в партии губернатора Бостона - Ричарда. Его пение было наполнено какой-то особой лучезарной магией. Обаяние и силу его эмоционального воздействия почувствовали на себе многие из тех, кто сидел в зале. Марсело Пуэнте восхищает не только уникальным голосом, но и драматическими данными. Задушевность, обаяние теплоты раскрывает он в первые же минуты, восхищая разнообразием вокальных красок. Прекрасно звучат его ария "Вновь хоть на миг моя любовь", чудесная баркарола "Скажи, не грозит ли мне буря морская".

Музыка оперы во всех сценах отличается живостью, красотой и богатством мелодии, выразительностью оркестровых красок. Действие изобилует яркими контрастами: мрачные сцены сменяются радостными, а драматическая развязка происходит на фоне бала. Особую выразительность музыке придают песенные и танцевальные жанры. Превосходны хоровые и ансамблевые сцены. Ария Ричарда "Вновь передо мной блеснет она" рисует обаятельный, восторженный и искренний образ влюбленного. Полно благородства ариозо Ренато (его партию исполняет великолепный баритон Богдан Бачу) "Облеченный свыше властью я", написанное в ритме болеро. Весело, беззаботно звучит баллада пажа Оскара (эту партию замечательно исполняет сопрано Ольга Пудова). Мощно звучит терцет, где широкий мелодический распев партий Амелии и Ричарда сплетаются с короткими речитативными репликами колдуньи Ульрики, партию которой исполняет Юлия Меннибаева. Ария Ричарда "Волна не изменит мне в море седая" дополняет портрет графа Ричарда иными чертами характера - мужеством, отвагой, юношеским задором.

 БЛЕСТЯЩЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОСЕНИХорошее впечатление оставил баритон Богдан Бачу в партии Ренато. Яркий артистизм, совершенное владение вокальной техникой позволяют ему достигнуть истинных высот мастерства в воплощении незаурядного образа секретаря и друга губернатора. Замечательно справляется со своей вокальной партией Ольга Пудова, создавая образ избалованного, шкодливого подростка - подвижного, нахального и трогательного. Хороша, убедительна в роли гадальщицы Ульрики меццо-сопрано Юлия Меннибаева. Она красива и величественна, профессиональна в своем ремесле, разгадывая судьбы людские. Ее зловещее пророчество сбывается: Ричард гибнет от руки своего друга Ренато. У нее красивый голос, богатый нюансами.

На мой взгляд, меньше вокальных красок было у главной героини – Амелии, чью партию исполняла Евгения Муравьева. Она показалась сверхспокойной, бесстрастной, чем это положено по роли.

Отлично справились со своими партиями солисты Национального академического театра оперы и балета Ашот Гантарджян (бас, Сильвано), Ованнес Нерсесян (бас, Самуэль), Айк Тигранян (бас, Том), а также артист Арамо Мамиконян (тенор, судья). Не впечатлил юный тенор Ален Манукян в роли слуги Амелии.

Как бы то ни было, публика очень тепло отнеслась к концертному исполнению оперы. Концерт вызвал неповторимый духовный подъем, радостное общение исполнителей и слушателей. И вокал, и музыка – благородная, прекрасная в своей душевной радости и чистоте – были центром притяжения для слушателей. Так завершился еще один фестиваль.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПРИНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЮ
      2024-04-29 11:37

      Интерес к этому концерту Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна был вызван  не новизной программы: шедевры, прозвучавшие в этот  вечер, исполнялись в Большом зале им. Арама Хачатуряна не раз. Свободных мест в зале не было. Особый ажиотаж был вызван не только участием талантливейшей солистки, скрипачки Дианы Адамян, живущей ныне в Европе, но и посвящением концерта. Этим концертом отмечалась знаменательная дата – 100-летие со дня рождения выдающегося педагога, кавалера медалей "За заслуги перед Отечеством II степени" и "Мовсес Хоренаци" Петра Асатуровича Айказяна.

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ