ДЕЛО ТЕМНОЕ
В интервью «ГА» директор Бюраканской астрофизической обсерватории НАН РА Арег МИКАЕЛЯН оценивает идею создания академгородка в Аштараке и перевод туда академических институтов.
- Г-н Микаелян, вся Национальная академия бурно обсуждает идею и последствия выселения академических институтов из Еревана в Аштарак и создания там академгородка. Что вы думаете по этому поводу?
- Я категорически против. И не только я. Ни один из академических институтов не поддержал эту идею. При этом всю академию лихорадит, люди не могут нормально работать, не знают, чего ожидать. Создается впечатление, что государство решило просто упразднить структуру, которая 80 лет успешно работала, даже в последние десятилетия, когда наука нашей страны оказалась в очень неблагоприятных условиях. В последние годы не раз говорилось о неэффективности Академии, что наука не оправдывает вкладываемых в нее средств, что она не приносит прибыли… Но тут сразу же возникает много вопросов. А экономика нашей страны эффективно работает? По данным ЮНЕСКО и ряда других международных организаций, по экономическим показателям Армения находится на 130 месте в мире. И если есть стремление изменить ситуацию к лучшему, то почему бы не начать с радикальных шагов в экономике? Да, и у науки нашей страны много проблем, опять-таки, по данным ЮНЕСКО, наша наука на 70-м месте в мире. Хотелось бы лучшего, но, по объективным данным, ситуация в науке в два раза лучше, чем в экономике. Следует также напомнить о том, что состояние науки определяется не только одаренностью и усилиями ученых. Огромную роль в развитии современной науки играет финансирование, уровень технической оснащенности. Эффективное развитие современной науки требует очень серьезных вложений. И хотя финансирование науки в нашей стране значительно меньше, чем этого требует проведение современных исследований, достаточно много наших ученых получает хорошие результаты, публикуется в рейтинговых журналах, участвует в международных проектах. И это их большая заслуга. Чем же государству так не угодила наука, что оно толкает Академию на такой рискованный шаг?
- Не говоря уже о том, что требовать прибыли от науки, значит совершенно не знать специфики исследовательской деятельности, задач и целей науки…
- Это действительно так. Нигде в мире перед учеными не ставится задача зарабатывать деньги, наука сама по себе даже не имеет таких возможностей. А чтобы результаты исследований приносили доходы, должна работать цепочка: академическая наука - прикладная наука – технологии - производство. Если хотя бы одно из этих звеньев отсутствует, наука приносить доходы не может. Но создание этой цепочки – задача государства, а не ученых. Нужно готовить менеджеров науки, создавать весь комплекс условий, необходимых для коммерциализации результатов научных исследований, а уж потом предъявлять ученым претензии.
- К тому же в передовых странах бизнес заинтересован во внедрении результатов научных исследований и, более того, государство обязывает предпринимателей к этому.
- Там каждая уважающая себя компания имеет отдел науки, где проводятся серьезные исследования. «Боинг» или «Мерседес» не станут производить новые модели, не получив научного обоснования. А «Фольксваген» имеет очень серьезный научный фонд и дает гранты на проведение научных исследований. Многие компании имеют такие фонды и привлекают ученых, деятельность которых способствует коммерческому успеху.
- А откуда взялась сама идея перевода Академии в Аштарак? Автор известен?
- Это не уточняется. Нам эта идея преподносилась как директива. Вообще это темный вопрос. Некоторые говорят, что никакого официального решения пока нет. Из разных источников поступает противоречивая и достаточно размытая информация.
- То есть все пока на уровне слухов?
- Можно сказать, что так, но некоторых директоров институтов уже включили в состав комиссий по этим вопросам. А комиссии создаются по разным кластерам, какие-то обсуждения уже ведутся, но никакой определенности нет.
- То есть широкого обсуждения с сотрудниками академических институтов не было? Их мнение никого не интересует?
- Выходит, что так.
- Но, наверное, существует какая-то узаконенная процедура, которая предполагает учитывать мнение сотрудников институтов…
- Этот скорее вопрос к юристу.
- А кто-нибудь задумался о том, что при переезде придет в нерабочее состояние исследовательская аппаратура и ее наладка потребует больших финансовых затрат и времени?
- Даже если академгородок будет построен, то сама переброска туда институтов, не говоря о транспортировке аппаратуры, займет много времени. А в науке останавливаться нельзя. Для ученого, который прервал исследования хотя бы на один год, наука потеряна безвозвратно, а реализация этой идеи в один год не уложится. Пока институты будут приведены в рабочее состояние, мы просто потеряем науку. Не говоря уже о том, что далеко не все нынешние сотрудники академических институтов согласятся на переезд.
- То есть, вы полагаете, что число сотрудников сократится, даже если идея создания академгородка будет успешно реализована?
- Я не сомневаюсь, что новые площади, если даже новые здания институтов будут построены, не будут рассчитаны на число сотрудников, работающих сегодня. И тогда снова встанет вопрос о сокращении менее эффективных. Кстати, напомню, что в системе науки, как, впрочем, и в любой другой профессиональной области, должны работать не только высоко одаренные и исключительно эффективные. Научная деятельность имеет разные уровни, и все они по-своему необходимы. Уже сегодня подготовлена программа по классификации институтов и предполагается, что некоторые из них прекратят свое существование. Планируется разделить институты на четыре категории и те институты, которые окажутся в последней, будут сразу закрыты, в остальных – эффективных, средних и менее эффективных произойдут серьезные изменения, требования значительно ужесточатся, многие сотрудники будут сокращены. В 2026 году планируется провести очень жесткую аттестацию, и те, у кого не будет публикаций в рейтинговых международных журналах, будут либо сокращены, либо понижены в должности. Кроме того, те институты, которые откажутся войти в состав академгородка, с 2027 года будут лишены финансирования.
- То есть будущее науки весьма туманно, но меры наказания уже оглашены?
- Судя по всему, так.
- Но даже при большом оптимизме трудно предположить, что строительство академгородка завершится к 2027 году…
- Опять же по неподтвержденным данным, приглашена группа проектировщиков – не то немцев, не то французов, которые будут делать проект академгородка, который предполагается завершить к 2027 году. То есть в лучшем случае к этому времени будет готов только проект и лишь после этого начнется строительство. Говорится, что академгородок будет готов в 2030 году, но это совершенно нереальные сроки, поэтому вхождение в его состав будет чисто формальным.
- А обсерваторию тоже предполагается перевести в академгородок?
- Пока разговора об этом не было. Но, надеюсь, что авторы грандиозных преобразований все же учтут, что обсерватория не случайно расположена в Бюракане, это очень удобное место для проведения наблюдений. Кроме того, три института - Бюраканская обсерватория, Институт Геноцида и Матенадаран считаются национальным достоянием. Думаю, их не тронут, но мне небезразлична судьба науки Армении, поэтому я активно участвую в обсуждениях.
- А кто-нибудь проводил финансовые расчеты? Известно, в какую сумму обойдется строительство академгородка и перевод туда институтов? Кто-то анализировал, насколько целесообразно такое решение? Каков ожидаемый результат планируемых преобразований? Ведь пока ясно только одно – расположенные в центре города здания академии будут проданы…
- Проводились ли экономические расчеты, анализировалась ли целесообразность планируемых преобразований ни я, ни другие директора институтов не знают. Но даже без этого ясно, что в нынешних условиях этот чрезвычайно затратный проект нереален. Но это еще не повод для оптимизма. Нанести непоправимый ущерб науке нашей страны, которая и без того выживает в очень сложных условиях, несомненно, удастся.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-16 10:40
О слуцких поясах - белорусском историческим бренде, наверное, слышали многие. Сегодня эти удивительные изделия хранятся во многих музеях мира, в том числе и в Армении, но историю возникновения этого особого ремесла и о его армянских корнях мало кто знает.В прошлом году в Минске за авторством кандидата исторических наук Дениса Лисейчикова и Станиславского Глинского вышла в свет прекрасно изданная огромная книга – «Маджарские – армянский род в истории Белоруссии». А недавно сотрудник минского Фонда поддержки и развития арменоведческих исследований Денис Лисейчиков сам побывал в Ереване и прочитал несколько лекций, связанных с историей рода Маджарских и созданном ими уникальном виде ткацкого искусства.
-
2024-09-12 10:05
В интервью "ГА" кандидат исторических наук Ваге АВЕТИСЯН говорит о недопустимости необъективного представления событий прошлого.
-
2024-09-10 09:24
В интервью «ГА» эксперт проекта ООН по развитию энергетики Армении, кандидат технических наук Ара МАРДЖАНЯН говорит об проблемах электроснабжения.
-
2024-09-10 09:21
Кандидат физико-математических наук Астхик Кузанян пришла на работу в Институт физических исследований (ИФИ) НАН РА сразу же после окончания бакалавриата факультета радиофизики ЕГУ. После защиты диссертации она прошла постдокторантуру в Калифорнийском университете Лос-Анжелеса, потом вернулась в ИФИ, в лабораторию материаловедения и недавно получила грант Комитета по высшему образованию и науке РА, ориентированный на продвижение женщин-ученых. Согласно условиям гранта, работа должна выполняться с участием зарубежного специалиста, которым стал профессор Калифорнийского университета Артур Давоян.