КАК ПОТЕРЯЛИ ГРУЗИНСКИЙ ЭНЕРГОРЫНОК, ТАК СКОРО ПОТЕРЯЕМ И ИРАНСКИЙ
Правительство Армении, судя по всему, решило полностью свести на нет все проекты в сфере энергетики, реализуемые совместно с иранской стороной. Ровно месяц назад стало известно о том, что в очередной раз сорвался конкурс на строительство высоковольтной линии электропередачи (ЛЭП) Армения-Грузия. На заседании комиссии Национального Собрания РА по региональной и евразийской интеграции, состоявшемся 11 марта 2024 года, заместитель министра территориального управления и инфраструктур Акоп Варданян заявил, что конкурс на строительство ЛЭП Армения-Грузия не состоялся по причине отсутствия заявок на строительство электрической подстанции возле населенного пункта Ддмашен.
ЧТОБЫ БЫЛО ПОНЯТНО, О ЧЕМ РЕЧЬ, НАПОМНИМ, ЧТО СТАРТОВЫЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ ЛЭП В ГРУЗИЮ начались еще в 2014-2015 гг., когда было подписано три кредитных соглашения с международными финансовыми донорами на строительство этой линии, общая стоимость которой оценивалась в то время примерно в 327 млн евро. Основная идея проекта сводилась к расширению коридора для обмена энергией между Арменией и Грузией. Для этого энергосистемы двух стран должны перевести из изолированного в параллельный асинхронный режим.
Дело в том, что, в отличие от существующей сейчас одной линии электропередачи мощностью в 220 кВ и еще двух по 110 кВ, новая линия будет гораздо мощнее, достигнув 400 кВ. Однако из трех высоковольтных линий электропередач в грузинском направлении - "Лалвар", "Алаверди" и "Ашоцк-Нинацминда" - фактически действует одна, но и она не позволяет работать в параллельном режиме с энергосистемой Грузии. Именно из-за этого и было принято решение о строительстве новой линии электропередач в этом направлении.
Строительством ЛЭП проект не ограничивался. Необходимо было построить и так называемую "вставку постоянного тока", которой надлежит обеспечить бесперебойное соединение энергосистемы нашей страны с грузинской. Сейчас они работают на разных частотах: армянская энергосистема синхронизирована с иранской, а грузинская - с российской. Поэтому каждый раз, когда две страны обмениваются электроэнергией, им нужно создать "островок" постоянного тока. Для этого приграничный участок энергосистемы Армении временно отключается от своей сети и подключается к грузинской, или наоборот. Наличие же преобразовательной подстанции постоянного тока высокого напряжения позволит вести обмен напрямую.
Нет времени больше тянуть и откладывать
Однако с приходом нового правительства Армении в 2018 году проект несколько раз менялся. Лишь в прошлом году проект получил окончательный вид, после чего были объявлены конкурсы на строительство. Работу решили разбить на три части: помимо строительства самой линии (в 400 кВ), нужно построить подстанцию у села Ддмашен близ Севана, которая соединит линию с остальной энергосистемой Армении. Еще одну подстанцию (ту самую "вставку постоянного тока") нужно построить на границе с Грузией.
ТЕНДЕР НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДСТАНЦИИ ЗАВЕРШИЛСЯ В КОНЦЕ ОКТЯБРЯ 2023 ГОДА, но из двух компаний-конкурсантов одна объявила о процессе банкротства, а другая - Siemens, заявила, что перегружена иными заказами. Другой тендер на вставку постоянного тока завершился 6 декабря прошлого года. Но здесь вообще не было подано заявок на участие, в результате чего весь проект снова провис.
К слову, власти Армении ранее обещали, что новая линия электропередачи Армения - Грузия "сдвинется с места" уже в 2020 году, а проект строительства ЛЭП "Иран - Армения" и вовсе планировалось завершить к концу 2018 года. Между тем на сегодня по проекту строительства ЛЭП Иран - Армения работы выполнены на 20-25%, а строительство ЛЭП Армения - Грузия еще даже не начиналось.
Эксперты сферы утверждают, что у Армении больше нет времени оттягивать реализацию этих проектов. Так, по словам национального эксперта ООН по энергетике Армении Ара Марджаняна, запуск 3-й ЛЭП Армения - Иран имеет существенное значение для экономик обеих стран. А реализация этого проекта позволит выйти на новые проектные мощности и укрепить экономическое сотрудничество с Ираном.
Эксперт также напомнил о сделке "электричество в обмен на газ", в соответствии с которой Иран должен был передать Армении 1 млрд кубометров газа, а взамен получить 3 млрд кВт.ч электроэнергии. Сейчас же реализуется только 1/3 этого объема. Но ситуация может измениться, когда Армения начнет имплементацию своих проектов по линии Ирана и Грузии. Это также влияет на сроки выполнения проекта энергокоридора "Север - Юг" с участием четырех стран: Армения - Иран - Россия - Грузия. По словам А. Марджаняна, его реализация в первую очередь нужна самой Армении, учитывая то, что он выведет нашу страну из энергоблокады, повысив уровень ее энергетической безопасности.
В этом случае наша страна полностью интегрируется в электроэнергетической системе региона. Тем более что у Армении есть преимущество перед Грузией и Азербайджаном в виде излишка электроэнергии и возможности ее экспорта.
В угоду англосаксонским шефам
Но у нынешних властей Армении, видимо, свои планы на сей счет. На днях в ходе заседания правительства 12 апреля было принято решение о ликвидации ЗАО "Энергоимпекс", созданного в 2016 году для более эффективного использования газопровода Иран - Армения. Компанию создавали исходя из предстоящего увеличения объемов поставок на внутренний рынок Армении иранского газа. "Энергоимпексу" было предоставлено право закупать, импортировать, а также в качестве транзитной стороны экспортировать из другой страны электроэнергию и газ. Отмечалось, что "Энергоимпекс" - единственная в своем роде компания, обладающая лицензией на осуществление спот- договоров.
СЕЙЧАС ЖЕ В ПОЯСНЕНИИ К РЕШЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА О ЛИКВИДАЦИИ КОМПАНИИ ОТМЕЧАЕТСЯ, что в результате либерализации рынка по состоянию на 18.12.2023 г. на рынке действуют еще 6 новых компаний, имеющих лицензию на оптовую торговлю электроэнергией. По статистическим данным, после либерализации рынка без участия ЗАО "Энергоимпекс" объемы торговли электроэнергией между Арменией и Грузией значительно возросли. При этом с компании была снята функция обеспечения перетоков между энергосистемами Армении и Грузии.
Ну и поскольку в результате либерализации энергорынка появились крупные частные компании, способные, по оценкам правительства, эффективно работать в новых условиях, а также с учетом того, что рынок жизнеспособен без деятельности "Энергоимпекс", было принято решение ликвидировать ЗАО.
Казалось бы, все предельно ясно. Но, по мнению эксперта в сфере энергетики Ваге Давтяна, речь не о простом административном решении кабмина. "На самом деле ликвидация "Энергоимпекса" имеет ярко выраженное геополитическое и геоэкономическое значение. Если вкратце, то решение правительства означает, что Ереван не рассматривает развитие "энергетического диалога" с Ираном в рамках государственной протекционистской политики. Между тем это крайне необходимо, учитывая вызовы по диверсификации способов обеспечения нашей энергетической безопасности. Только лишь строительством солнечных электростанций энергетическую систему не развивают", - отметил эксперт на своей странице в Facebook․
Решение правительства также означает, продолжил он, что Ереван пытается вписаться в поле антииранских санкций, "демонстрируя англосаксонским шефам свою готовность существенно сократить экономическое сотрудничество с Ираном". По мнению В. Давтяна, ликвидация "Энергоимпекса" является еще и символическим шагом. Ведь компания была основана в 2016 году параллельно с формированием своп-газового коридора Иран - Армения - Грузия, где именно "Энергоимпекс" должна была выступить армянским оператором этого коридора.
"По большому счету, это шаг, направленный против логистической стратегии "Север - Юг", в рамках которой Иран претендует на выход на третьи рынки, включая Россию, через Южный Кавказ. Решение правительства вписывается и в логику политики либерализации рынка электроэнергии Армении, которая сама по себе весьма проблематична и даже рискованна с точки зрения обеспечения энергетической безопасности. Фактически либерализовав также импорт и экспорт электроэнергии, правительство показывает, что у него нет приоритета на внешних рынках. Между тем иранское направление всегда было ключевым в энергетической политике Армении. Это, в свою очередь, означает, что именно так, как мы потеряли грузинский рынок электроэнергии, скоро потеряем и иранский", - заключил эксперт.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-02 09:42
Экологическая тематика и ранее использовалась со стороны Баку как дипломатический рычаг в армяно-азербайджанском противостоянии, где даже природные ресурсы становились частью информационного фронта. Однако в последние годы, после 44-дневной Арцахской войны, риторика Азербайджана в этом направлении заметно усилилась.
-
2025-04-30 10:30
Бороться с коррупцией – дело безусловно нужное. Тут, как говорится, и спорить не о чем. Но даже самые благие намерения могут дать опасный перекос, если в процессе забыть про главное - соблюдение закона и здравого смысла. Ведь когда в погоне за справедливостью начинают нарушать Основной закон, справедливость превращается в фикцию. Именно об этом – о тонкой грани между борьбой с коррупцией и правовым произволом - шла речь на пресс-конференции экс-министра юстиции, члена Республиканской партии Армении Давида АРУТЮНЯНА. Он подробно разобрал недавнее решение Конституционного суда по закону «О конфискации имущества незаконного происхождения» и указал на целый ряд юридических и моральных подводных камней.
-
2025-04-19 10:21
Дни Казахстана в Армении, которые пройдут 18–19 апреля, могут выйти за рамки культурного обмена и стать платформой для обсуждения новых экономических инициатив в контексте сотрудничества на евразийском пространстве. Тем более, что в отношениях двух стран сегодня немало точек соприкосновения – особенно в сфере экономики.
-
2025-04-12 11:19
Новая реальность хвостохранилища Арцваника Ярко-бирюзовый цвет воды, необычный ландшафт, привлекающий своей красотой и загадочностью, создают впечатление, будто это место - райский уголок. И если не знать, что здесь индустриальные отходы, то Арцваникское хвостохранилище в Сюникской области, особенно при ясной погоде и солнечном свете, можно смело принять за лазурный берег экзотических курортов. «Кстати, местные жители его часто так и называют – наши Мальдивы», - говорит один из сотрудников Зангезурского медно-молибденового комбината (ЗММК) в ходе нашего визита на хвостохранилище.