Последние новости

ДОКУМЕНТ, ТАК И НЕ ПРИНЕСШИЙ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ МИР

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Армения и Нагорный Карабах подписали документ, вошедший в историю урегулирования азербайджано-карабахского конфликта как «Бишкекский протокол». На основании этого протокола 12 мая того же года сторонами было достигнуто бессрочное соглашение о прекращении огня.

По своей сути это было решение-призыв относительно прекращения огня в зоне азербайджано-карабахского конфликта. Примечательно, что протокол был подписан в период, когда развязавшая войну азербайджанская сторона несла значительные потери. По словам бывшего советника спикера парламента Нагорно-Карабахской Республики, участника встречи в Бишкеке Василия Атаджаняна, «приближалось фиаско военно-политической кампании Баку и продолжение боевых действий грозило Азербайджану утратой новых территорий, потерей жизненно важных водной, энергетической, газовой магистралей, блокадой огромного массива, в центре которого находился тогдашний Кировабад…»

ВМЕСТЕ С ТЕМ АНАЛИТИКИ ТОГО ВРЕМЕНИ СХОДИЛИСЬ ВО МНЕНИИ, ЧТО БЕЗ УЧАСТИЯ представителя Нагорно-Карабахской Республики положительного результата в Бишкеке не было бы, ибо ситуацией в зоне конфликта тогда фактически владела НКР, ее вооруженные силы, и при игнорировании данной реальности практически невозможно было бы прекратить огонь на линии фронта.

По мнению Василия Атаджаняна, добиться конкретного результата позволило именно то, что Нагорный Карабах был полноправной стороной и участником всех договоренностей того периода. Бишкекский протокол, утверждает он, стал международным документом, утвердившим за НКР статус равноправного субъекта переговорного процесса и международно признанной стороны конфликта.

На бишкекской встрече делегацию Нагорного Карабаха возглавлял председатель Верховного совета НКР Карен Бабурян. В нее входили тогдашний министр иностранных дел НКР Аркадий Гукасян, председатель парламентской комиссии ВС НКР по обороне Валерий Балаян, советник спикера парламента НКР Василий Атаджанян, а также эксперты. От Армении в переговорах участвовала делегация во главе со спикером парламента РА Бабкеном Араркцяном, а делегацию Азербайджана возглавлял заместитель председателя Милли меджлиса Афияддин Джалилов. 

Достаточно солидной была российская делегация, в которую входили депутаты Госдумы и представители министерства иностранных дел РФ во главе с полномочным представителем Президента РФ, сопредседателем Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта от России Владимиром Казимировым. Во встрече участвовали также депутаты ряда стран – Киргизии, Казахстана, Белоруссии и др., а также, в качестве наблюдателей, представители Аландских островов.

На рассмотрение участников был поставлен вопрос принятия документа, согласно которому представители всех сторон конфликта должны были призвать свои народы и вооруженные силы к прекращению военных действий и в целом «вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе и вокруг него». В проекте документа содержался призыв к противоборствующим сторонам прекратить огонь в полночь с 8 на 9 мая.

По словам В. Атаджаняна, «уже тогда позиция Азербайджана по обсуждению любых документов, связанных с карабахским конфликтом, носила неконструктивный, контрпродуктивный характер».

«ОБСУЖДЕНИЕ ДЛИЛОСЬ ДОЛГО, НЕОДНОКРАТНО ПРЕРЫВАЛОСЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ АЗЕРБАЙДЖАНА, который по каждому поводу требовал перерыва, выходил в уединенное место и консультировался с президентом Гейдаром Алиевым, после чего возвращался и соглашался или не соглашался, – вспоминал позже в беседе с нами советник спикера парламента НКР. – Согласование текста проходило очень тяжело. Несмотря на то, что Азербайджан в итоге согласился на отредактированный окончательный вариант текста, в самом Бишкеке азербайджанская делегация, в отличие от других сторон, протокол не подписала. Азербайджан в лице спикера парламента Гулиева подписал протокол лишь спустя несколько дней в Баку.

Тут надо заметить, что в Азербайджане текст протокола был представлен в несколько искаженном виде, однако, невзирая на это, был крайне отрицательно встречен практически по всей стране. В адрес Джалилова и членов делегации с первых же дней посыпались угрозы, и ситуация была настолько непредсказуемой, что азербайджанская делегация не рискнула сразу вернуться в Баку, а улетела в Турцию.

Годы спустя в Степанакерте мне довелось побеседовать об истории заключения и значении бишкекского протокола с Владимиром Казимировым.  Российский дипломат отметил, в частности, что в Бишкеке было выражено стремление реалистически продвинуть дело к тому, чтобы покончить с кровопролитием, и важно, что документ был подписан всеми тремя сторонами конфликта.

«Но, достигнув перемирия, нам не удалось выполнить одно из предварительных условий – произвести развод сторон с передовой линии», – одновременно заметил Казимиров, усматривая в этом одну из причин того, что в итоге не была достигнута устойчивая стабильность в зоне конфликта.

Несмотря на заключение спустя неделю после встречи в Бишкеке, 12 мая 1994 года, бессрочного соглашения о прекращении огня, азербайджанская сторона в дальнейшем систематически умышленно нарушала режим перемирия, совершая провокации и диверсии на линии соприкосновения, вела снайперскую войну.

С 1997 года Азербайджан стал усиленно наращивать свой военный потенциал и активизировал диверсионно-разведывательные действия, а относительный мир, вернее – ситуация «не войны, не мира», сохранялась в первую очередь благодаря высокой боевой готовности сформировавшейся в горниле войны Армии обороны НКР, способной ответить на любые действия противника. Однако, вынашивая свои реваншистские планы, бакинский режим при поддержке Турции и ряда других стран интенсивно модернизировал свой военный арсенал, параллельно усиливая кампанию ненависти к армянам.  Торпедируя как официальные предложения (в частности, Минской группы ОБСЕ), так и общественные миротворческие инициативы, власти Азербайджана последовательно пропагандировали в своем обществе войну.

Первым масштабным нарушением соглашения 1994 года о бессрочном прекращении огня стала апрельская агрессия против Арцаха в 2016 году – «четырехдневная война». Руководство Азербайджана пошло на крупную военную авантюру, завершившуюся очередным фиаско благодаря героизму и грамотным коллективным действиям военнослужащих Армии обороны НКР.

Однако отсутствие жесткой реакции и последовательности со стороны международного сообщества, активная вовлеченность в конфликт Турции и ряда других стран, поддерживающих алиевский режим, привели в итоге к преступлению против человечности – этническим чисткам в Арцахе, полному изгнанию народа со своей исконной древней родины.

Хотя в Бишкеке были заложены правовые основы для прекращения огня, протокол, сыгравший в свое время весьма значимую роль в приостановлении активной стадии военных действий, не получил логического развития, стал жертвой непоследовательности международных акторов и предметом спекуляций со стороны бакинского военно-политического режима, так и не приведя к окончательному миру в регионе.

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • "ДИАЛОГ" КАЖДЫЙ ДЕНЬ
    2025-05-03 10:47

    В последнее время часто говорится о том, что власти Армении игнорируют разносторонний, в том числе яркий и богатый творческий потенциал вынужденных переселенцев из Арцаха, вольно или невольно содействуя их миграции из РА. Это, конечно, вызывает возмущение и негодование у здоровой части нашего общества, но отрадно, что на этом фоне есть и прямо противоположные примеры – пусть пока немногочисленные инициативы на общественном уровне, осуществляемые усилиями отдельных личностей.

  • ВАНДАЛ СРЕДИ ПОЧЕТНЫХ ГОСТЕЙ ПРАЗДНОВАНИЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
    2025-05-02 09:37

    В числе гостей, приглашенных в Москву на празднование 80-летия победы в Великой Отечественной войне, как известно, и президент Азербайджана Ильхам Алиев, прославившийся своим вандализмом в отношении многочисленных памятников ВОВ на территории временно оккупированного Нагорного Карабаха (Арцаха) – родине выдающихся  армянских маршалов, генералов и героев, внесших значимый вклад в спасение мира от коричневой чумы.

  • ХРОНИКА ГЕНОЦИДА В АРЦАХЕ: НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ
    2025-04-30 09:02

    В недавних своих выступлениях на публичных мероприятиях в Хартфорде и Иллинойсе бывший омбудсмен и премьер-министр НКР Артак Бегларян обозначил основные стратегические цели для Арцаха, среди которых: обеспечение международного признания геноцида народа Арцаха как продолжения Геноцида армян; документирование всех преступлений и закрепление права народа Арцаха в международных инстанциях; инициирование и осуществление международного правосудия путем наказания преступников и предотвращения новых преступлений против армян и других народов. Ознакомившись с содержанием выступлений, я, будучи непосредственным свидетелем практически всех современных этапов азербайджано-карабахского конфликта, решил подготовить для читателя небольшую хронику преступлений бакинского режима против арцахцев со времени провозглашения Нагорно-Карабахской Республики.

  • ИМИТАЦИЯ С ТРАГИЧЕСКИМ ИСХОДОМ
    2025-04-26 11:11

    На днях в интервью Sputnik Армения депутат парламента Нагорного Карабаха Давид Мелкумян заявил, что тезис о том, что Степанакерт отказался от переговоров с азербайджанской стороной, изначально не соответствовал действительности и что до масштабной агрессии против Арцаха в сентябре 2023 года переговоры в той или иной форме имели место, однако со стороны официального Баку это была имитация  с целью сокрытия истинных намерений  в отношении армянского края.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ