Последние новости

ДОКУМЕНТ, ТАК И НЕ ПРИНЕСШИЙ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ МИР

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Армения и Нагорный Карабах подписали документ, вошедший в историю урегулирования азербайджано-карабахского конфликта как «Бишкекский протокол». На основании этого протокола 12 мая того же года сторонами было достигнуто бессрочное соглашение о прекращении огня.

По своей сути это было решение-призыв относительно прекращения огня в зоне азербайджано-карабахского конфликта. Примечательно, что протокол был подписан в период, когда развязавшая войну азербайджанская сторона несла значительные потери. По словам бывшего советника спикера парламента Нагорно-Карабахской Республики, участника встречи в Бишкеке Василия Атаджаняна, «приближалось фиаско военно-политической кампании Баку и продолжение боевых действий грозило Азербайджану утратой новых территорий, потерей жизненно важных водной, энергетической, газовой магистралей, блокадой огромного массива, в центре которого находился тогдашний Кировабад…»

ВМЕСТЕ С ТЕМ АНАЛИТИКИ ТОГО ВРЕМЕНИ СХОДИЛИСЬ ВО МНЕНИИ, ЧТО БЕЗ УЧАСТИЯ представителя Нагорно-Карабахской Республики положительного результата в Бишкеке не было бы, ибо ситуацией в зоне конфликта тогда фактически владела НКР, ее вооруженные силы, и при игнорировании данной реальности практически невозможно было бы прекратить огонь на линии фронта.

По мнению Василия Атаджаняна, добиться конкретного результата позволило именно то, что Нагорный Карабах был полноправной стороной и участником всех договоренностей того периода. Бишкекский протокол, утверждает он, стал международным документом, утвердившим за НКР статус равноправного субъекта переговорного процесса и международно признанной стороны конфликта.

На бишкекской встрече делегацию Нагорного Карабаха возглавлял председатель Верховного совета НКР Карен Бабурян. В нее входили тогдашний министр иностранных дел НКР Аркадий Гукасян, председатель парламентской комиссии ВС НКР по обороне Валерий Балаян, советник спикера парламента НКР Василий Атаджанян, а также эксперты. От Армении в переговорах участвовала делегация во главе со спикером парламента РА Бабкеном Араркцяном, а делегацию Азербайджана возглавлял заместитель председателя Милли меджлиса Афияддин Джалилов. 

Достаточно солидной была российская делегация, в которую входили депутаты Госдумы и представители министерства иностранных дел РФ во главе с полномочным представителем Президента РФ, сопредседателем Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта от России Владимиром Казимировым. Во встрече участвовали также депутаты ряда стран – Киргизии, Казахстана, Белоруссии и др., а также, в качестве наблюдателей, представители Аландских островов.

На рассмотрение участников был поставлен вопрос принятия документа, согласно которому представители всех сторон конфликта должны были призвать свои народы и вооруженные силы к прекращению военных действий и в целом «вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе и вокруг него». В проекте документа содержался призыв к противоборствующим сторонам прекратить огонь в полночь с 8 на 9 мая.

По словам В. Атаджаняна, «уже тогда позиция Азербайджана по обсуждению любых документов, связанных с карабахским конфликтом, носила неконструктивный, контрпродуктивный характер».

«ОБСУЖДЕНИЕ ДЛИЛОСЬ ДОЛГО, НЕОДНОКРАТНО ПРЕРЫВАЛОСЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ АЗЕРБАЙДЖАНА, который по каждому поводу требовал перерыва, выходил в уединенное место и консультировался с президентом Гейдаром Алиевым, после чего возвращался и соглашался или не соглашался, – вспоминал позже в беседе с нами советник спикера парламента НКР. – Согласование текста проходило очень тяжело. Несмотря на то, что Азербайджан в итоге согласился на отредактированный окончательный вариант текста, в самом Бишкеке азербайджанская делегация, в отличие от других сторон, протокол не подписала. Азербайджан в лице спикера парламента Гулиева подписал протокол лишь спустя несколько дней в Баку.

Тут надо заметить, что в Азербайджане текст протокола был представлен в несколько искаженном виде, однако, невзирая на это, был крайне отрицательно встречен практически по всей стране. В адрес Джалилова и членов делегации с первых же дней посыпались угрозы, и ситуация была настолько непредсказуемой, что азербайджанская делегация не рискнула сразу вернуться в Баку, а улетела в Турцию.

Годы спустя в Степанакерте мне довелось побеседовать об истории заключения и значении бишкекского протокола с Владимиром Казимировым.  Российский дипломат отметил, в частности, что в Бишкеке было выражено стремление реалистически продвинуть дело к тому, чтобы покончить с кровопролитием, и важно, что документ был подписан всеми тремя сторонами конфликта.

«Но, достигнув перемирия, нам не удалось выполнить одно из предварительных условий – произвести развод сторон с передовой линии», – одновременно заметил Казимиров, усматривая в этом одну из причин того, что в итоге не была достигнута устойчивая стабильность в зоне конфликта.

Несмотря на заключение спустя неделю после встречи в Бишкеке, 12 мая 1994 года, бессрочного соглашения о прекращении огня, азербайджанская сторона в дальнейшем систематически умышленно нарушала режим перемирия, совершая провокации и диверсии на линии соприкосновения, вела снайперскую войну.

С 1997 года Азербайджан стал усиленно наращивать свой военный потенциал и активизировал диверсионно-разведывательные действия, а относительный мир, вернее – ситуация «не войны, не мира», сохранялась в первую очередь благодаря высокой боевой готовности сформировавшейся в горниле войны Армии обороны НКР, способной ответить на любые действия противника. Однако, вынашивая свои реваншистские планы, бакинский режим при поддержке Турции и ряда других стран интенсивно модернизировал свой военный арсенал, параллельно усиливая кампанию ненависти к армянам.  Торпедируя как официальные предложения (в частности, Минской группы ОБСЕ), так и общественные миротворческие инициативы, власти Азербайджана последовательно пропагандировали в своем обществе войну.

Первым масштабным нарушением соглашения 1994 года о бессрочном прекращении огня стала апрельская агрессия против Арцаха в 2016 году – «четырехдневная война». Руководство Азербайджана пошло на крупную военную авантюру, завершившуюся очередным фиаско благодаря героизму и грамотным коллективным действиям военнослужащих Армии обороны НКР.

Однако отсутствие жесткой реакции и последовательности со стороны международного сообщества, активная вовлеченность в конфликт Турции и ряда других стран, поддерживающих алиевский режим, привели в итоге к преступлению против человечности – этническим чисткам в Арцахе, полному изгнанию народа со своей исконной древней родины.

Хотя в Бишкеке были заложены правовые основы для прекращения огня, протокол, сыгравший в свое время весьма значимую роль в приостановлении активной стадии военных действий, не получил логического развития, стал жертвой непоследовательности международных акторов и предметом спекуляций со стороны бакинского военно-политического режима, так и не приведя к окончательному миру в регионе.

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • КЛЮЧИ БЕЗ ЗАМКОВ
    2025-07-11 10:12

    У каждого замка имеется свой ключ, а у каждого ключа – свой замок. Они созданы друг для друга, и их существование порознь абсурдно и бессмысленно. Друг без друга они ничто, бесполезные вещи, ненужные железки. Но жизнь, как известно, штука сложная, часто непредсказуемая, и так получилось, что ключи, речь о которых пойдет в нашем рассказе, оказались далеко-далеко от своих замков, и теперь им вряд ли было суждено снова встретиться и совокупиться. Двери с замками отныне были вне досягаемости для ключей, будто злой волшебник перенес их по мановению волшебной палочки в сказочное тридевятое царство. Прекрасно понимая, что им вряд ли придется когда-либо еще открывать эти замки и двери, хозяева, тем не менее, увезли с собой ключи – как нечто очень важное и ценное.

  • БОЛЬ НАРОДА БЫЛА ЕГО БОЛЬЮ
    2025-07-10 09:52

    Классика арцахской литературы, поэта, прозаика и драматурга Вазгена Овяна по праву характеризуют как подлинного интеллигента, неординарного мыслителя и принципиального гражданина. Вазген Овян родился 6 января 1932 года в селе Дашушен Аскеранского района Нагорного Карабаха. Уже в школьные годы печатал стихотворные произведения и фельетоны. Первое стихотворение было опубликовано Овяном в 16 лет в газете «Советский Карабах», а первая книга вышла в свет в 1961 году. В целом при жизни автора было издано семь книг.

  • БАКИНСКИЙ РЕЖИМ НЕ МОЖЕТ НЕ ЛГАТЬ
    2025-07-10 09:26

    По-другому у них и не получается: бакинская пропаганда никогда не упустит случая подставить, оклеветать, использовать сложившуюся ситуацию в нечистоплотных политических целях и узкокорыстных интересах. Да, не надо было президенту Ирана ехать на сомнительное мероприятие в оккупированном Арцахе, чтобы еще и стать там орудием манипуляций алиевского режима.

  • СОЦИОЛОГ: "ВЛАСТИ АРМЕНИИ САМИ ПОПАЛИ В ЗАПАДНЮ"
    2025-07-09 09:33

    "Когда общество хотят ослабить, подрывают его глубинные, метафизические основы. Происходящие у нас события показывают, что против армянства ополчилось мировое зло гораздо большей силы, чем это видно на поверхности". Такое мнение высказал в беседе с нами социолог, независимый аналитик из Степанакерта Давид Карабекян, комментируя гонения на Армянскую Апостольскую Церковь. При этом аналитик отметил разноплановые негативные последствия того, когда власть пытается добиться от церкви политической лояльности, прибегая к грубой силе, шантажу, давлению, использованию собственных ресурсов.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ