УПУЩЕННЫЙ ШАНС
Как Армения отказалась от проекта производства беспилотников стоимостью 100 млн долларов
В редакцию "ГА" поступило письмо от Эрнеста Арустамяна - иностранного члена Инженерной академии Армении, члена Российской инженерной академии. Прочитав его, мы не могли остаться равнодушными. Встретившись с Э. Арустамяном, мы расспросили подробнее об обстоятельствах, которые, по его словам, стали причиной упущенной уникальной возможности для армянской армии и оборонной промышленности страны.
"Торжественно заявляю, что в мои намерения не входило кого-либо очернить или предать поношению. Я лишь описываю факты и предоставляю документы, подтверждающие достоверность изложенных мною событий", - подчеркнул в начале нашей беседы академик.
ОН УТОЧНИЛ, ЧТО НЕ СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ ЗАДАЧУ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ - ЭТО ДЕЛО ЧИТАТЕЛЕЙ И, ВОЗМОЖНО, КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ: Министра обороны Армении, начальника Службы национальной безопасности, а возможно, и главнокомандующего ВС. Эти инстанции, считает наш собеседник, вполне могли бы заинтересоваться действиями отдельных государственных чиновников, которые, по его мнению, не только наносят ущерб имиджу страны на международной арене, но и создают серьезные угрозы ее безопасности, в том числе и материального характера.
Особое внимание в его рассказе было уделено фигуре заместителя министра обороны РА - Карена Брутяна. Именно его действия, как утверждает Э.Арустамян, стали ключевыми в срыве важнейшего оборонного проекта:
"Некомпетентные и безответственные решения Брутяна привели к тому, что Армения потеряла возможность овладеть современной технологией производства беспилотников вертикального взлета и посадки (вертолетов). Дело в том, что благородный и любящий Армению крупный чешский бизнесмен Войтех Пражма, собственник компании Liaz a.s., которая разрабатывала и производила по самой передовой технологии беспилотные вертолеты Sky Spotter-151, готов был не только продать несколько экземпляров этих вертолетов нашей стране, но и безвозмездно передать технологию их производства и помочь в строительстве завода в Армении", - ввел в курс дела эксперт.
Итак, представьте себе: армянская армия получает новейшие беспилотные вертолеты, созданные для горной местности, способные часами зависать в воздухе, вести разведку на десятки километров, доставлять грузы в самые труднодоступные точки и даже выполнять боевые задачи. И все это - с безвозмездной передачей технологий, с помощью в строительстве завода в Армении, с поддержкой авторитетной европейской компании и чешского бизнесмена, искренне желающего помочь стране.
Теперь представьте, что от этого подарка - стратегически важного, экономически выгодного, технологически прорывного - Армения отказывается. По воле одного чиновника.
"Это был наш реальный шанс. Шанс, который может выпасть раз в поколение. И мы его потеряли", - с болью в голосе говорит Э. Арустамян, рассказывая об истории, которая, по его словам, должна была стать прорывом для армянской оборонной промышленности, но закончилась "удушающим бюрократическим равнодушием". Но обо все по порядку.
Перестроить оборону на новые рельсы
По мнению военных экспертов, именно масштабное применение беспилотников азербайджанской армией при активной технической и кадровой поддержке специалистов из Израиля и Турции стало ключевым фактором поражения вооруженных сил Армении и Армии обороны Арцаха во Второй Карабахской войне.
ЭТИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ТЩАТЕЛЬНО ИЗУЧАЛИСЬ И АНАЛИЗИРОВАЛИСЬ КАК АРМЯНСКИМИ, ТАК И МЕЖДУНАРОДНЫМИ ЭКСПЕРТАМИ. Однако, как подчеркивает академик, после нового витка военной агрессии со стороны Азербайджана в сентябре 2022 года стало окончательно понятно: продолжать действовать по инерции — значит обрекать себя на повторение прошлого. Вопрос обороноспособности и технического переоснащения армии стал критически важным.
В этой ситуации активную инициативу проявила Инженерная академия Армении (ИАА) - структура, объединяющая ведущих технических специалистов страны на протяжении десятилетий. Под руководством профессора Сергея Минасяна, президента Академии, был выработан конкретный план. В официальных письмах, а также в ходе личных встреч с министром высокотехнологичной промышленности Робертом Хачатряном и представителями Военно-промышленного комитета ИАА предложила реальные шаги по модернизации и техническому перевооружению действующих оборонных предприятий.
Осознавая, что будущее войн определяют технологии и в первую очередь - беспилотная авиация, Инженерная академия сформулировала стратегическую цель: разработать государственную программу развития БПЛА в Армении. Для этого была инициирована масштабная аналитическая работа, включающая изучение международного опыта - как с технологической, так и с организационной точки зрения.
Эту работу поручили академику Эрнесту Арустамяну, специалисту с более чем 20-летним опытом в области инвестиций и международного научно-технического сотрудничества, особенно с Чешской Республикой. Особое внимание было уделено именно чешским разработкам, зарекомендовавшим себя как высокоточные, надежные и адаптированные под европейские стандарты качества.
Беспилотник, будто созданный для Армении
В начале сентября 2022 года, выполняя поручение Президиума ИАА, Э.Арустамян отправился в Чешскую Республику. Основным пунктом назначения стала компания LIAZ a.s., признанный разработчик и производитель многофункциональных беспилотных вертолетов вертикального взлета.
"ПЕРВОЕ, ЧТО БРОСАЛОСЬ В ГЛАЗА ПРИ ПОСЕЩЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯ LIAZ - ЭТО ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ автоматизации и технологической оснащенности. Завод оборудован по последнему слову техники, а производственные процессы - от сборки элементов фюзеляжа до интеграции программного обеспечения - выстроены с предельной точностью. Этот опыт убедил меня в очевидной истине: эффективное производство современных БПЛА невозможно без развитой технологической базы. Нужны высокоточные станки, современные оптико-электронные приборы, тепловизоры, системы лазерного наведения, программное обеспечение, средства противолокационной защиты и защищенные системы связи. Только в такой экосистеме возможно создать продукт, способный конкурировать на поле боя", - уверяет эксперт.
Особый интерес вызвал основной продукт LIAZ - беспилотный вертолет вертикального взлета Skyspotter-151. И не только благодаря своей конструкции и универсальности.
"Когда я увидел эту технику вживую, то честно скажу, испытал профессиональное восхищение. Эти вертолеты были как будто созданы специально для Армении с ее горным рельефом, труднодоступными районами и ограниченной инфраструктурой, - вспоминает он.
Технические характеристики Skyspotter-151, которые детально описал академик, действительно впечатляют: 5-7 часов полета, дальность до 120 км при управлении оператором и до 300 км по автономной траектории, полезная нагрузка до 70 кг. Благодаря передовой оптике, человек обнаруживается на расстоянии до 10 км, автомобиль - до 20 км. А новейшие сенсоры итальянской компании Leonardo увеличили эти показатели почти вдвое.
К слову, этот беспилотник оснащен всем необходимым для круглосуточной разведки, наблюдения и мониторинга в реальном времени. При этом он запускается без взлетно-посадочной полосы, способен зависать на любой высоте, менять скорость и режим полета в зависимости от задачи. Все это делает его исключительно пригодным для службы в высокогорных районах, на передовой, в зонах с плохой логистикой.
"В условиях перманентной военной угрозы, особенно со стороны Азербайджана, где активно используются закупленные у Израиля беспилотники-разведчики типа Heron-1 (размах крыла - 16,6 м, масса - около тонны), наличие у армянской стороны высокотехнологичных разведывательных платформ становится вопросом национальной безопасности. Skyspotter-151 мог бы стать серьезным элементом сдерживания. Наличие таких вертолетов в армянской армии, в пограничных войсках позволило бы, находясь на армянской территории, проводить круглосуточный мониторинг границы и обнаруживать любое перемещение живой силы и техники противника, а также места их дислокации. То есть, первой и наиболее важной функцией чешского беспилотника является проведение операций по охране границы", - отмечает Э.Арустамян.
Помимо этого, одно из ключевых применений чешского беспилотного вертолета является доставка грузов в труднодоступные или отрезанные районы. Это может быть продовольствие, медикаменты, боеприпасы, средства связи. В зимнее время, когда часть пограничных постов остается без транспортного доступа, такая техника может стать единственным средством снабжения.
А главное, в зависимости от задач, аппарат оснащается соответствующими сенсорами, навигационными модулями и системами управления огнем. Это делает его универсальным решением - от разведки до нанесения точечных ударов по врагу.
Упущенный шанс на безопасность
Самое важное в этой истории - предложение, с которым в 2022 году выступил генеральный директор LIAZ Войтех Пражма. Оно звучало невероятно: безвозмездная передача технологий производства этих беспилотников, помощь в строительстве завода в Армении, обучение персонала, техническая поддержка.
"Вы понимаете, о чем шла речь - технологию производства беспилотников предлагалось передать Армении бесплатно. Повторю - безвозмездно", - подчеркивает академик.
В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СВОИХ СЛОВ ОН ДЕМОНСТРИРУЕТ ПИСЬМО ВЛАДЕЛЬЦА LIAZ ВОЙТЕХА ПРАЖМЫ на имя министра обороны Армении Сурена Папикяна. В нем говорится о готовности передать полный пакет производственной документации, оказать техническое сопровождение и помочь в строительстве завода на территории Армении.
"Для сравнения: Россия заплатила Израилю сотни миллионов долларов за лицензию на производство беспилотника Searcher (в российском варианте – "Форпост"). А мы могли бы получить аналогичную, если не лучшую технологию - бесплатно", - отмечает Э.Арустамян.
После этого ИАА направила в Минобороны три официальных письма с предложением, состоялась встреча президента Инженерной академии Армении профессора С. Минасяна и академика Э. Арустамяна с руководителем Управления стратегического планирования Генштаба МО РА. Армейским командованием было заявлено, что вопрос о необходимости реализации предложений ИАА будет направлен Министру обороны с положительным заключением и рекомендацией начать серьезные переговоры с чешской компанией LIAZ по реализации проекта.
"В октябре 2023 года Минобороны Армении по приглашению Минобороны Чешской Республики направило в Чехию официальную делегацию во главе с заместителем министра обороны РА Кареном Брутяном. Делегация посетила производственные мощности компании LIAZ, где ей были продемонстрированы образцы беспилотных вертолетов и рассказано о технологических возможностях предприятия. В апреле 2024 года состоялся ответный визит делегации Минобороны Чешской Республики в Ереван. В состав делегации вошли представители семи предприятий оборонной промышленности, включая компанию LIAZ. 22 апреля 2024 года в Министерстве обороны Армении прошло совместное заседание чешской и армянской делегаций. Все без исключения участвовавшие в заседании армянские профильные специалисты подтвердили важность и актуальность внедрения подобной техники в вооруженные силы страны", - детально обрисовал ситуацию академик.
Но, несмотря на активную работу Инженерной академии, которая организовала встречи и видеоконференции с чешскими производителями, подготовила научный доклад и даже добилась заинтересованности со стороны Главного управления стратегического планирования Генштаба, проект был фактически похоронен.
Причиной, по словам Арустамяна, стал заместитель министра обороны Карен Брутян. Именно он, несмотря на положительные заключения военных специалистов и представителей СНБ, игнорировал письма, встречи, техническую документацию и, в конечном счете, заблокировал реализацию проекта.
"Три года ушло на согласования, изучения, презентации. И все они были перечеркнуты волей одного технически некомпетентного, но облеченного властью бюрократа", - подчеркивает Э. Арустамян.
Диагноз системе
Сравнение с Азербайджаном показывает всю глубину упущенной возможности. Азербайджану понадобилось всего два года с момента подписания соглашения с израильской Aeronautics Defense Systems до запуска собственного производства. У Армении был шанс получить аналогичные технологии — бесплатно.
"ЕСЛИ БЫ ПРОЕКТ БЫЛ РЕАЛИЗОВАН, УЖЕ СЕГОДНЯ В АРМЕНИИ РАБОТАЛ БЫ ЗАВОД ПО ПРОИЗВОДСТВУ БЕСПИЛОТНИКОВ. Это был бы не просто оборонный проект, а индустриальный, технологический и научный центр. Армянские инженеры получили бы уникальный опыт. Была бы создана школа, компетенции, критическая масса специалистов. Все это могло бы стать фундаментом для экспортноориентированной отрасли", - перечисляет упущенные возможности Армении наш собеседник.
История этого проекта, по мнению Арустамяна, стала отражением глубинной проблемы: когда решения, от которых зависит безопасность страны, принимаются не на основе логики, анализа и потребностей, а из соображений бюрократии, некомпетентности или, возможно, личной выгоды.
По его словам, коллеги из Чехии, Словакии и Франции, услышав эту историю, были шокированы. "У нас такого быть не может", - говорили они. В странах, где государственный интерес стоит выше интересов одного чиновника, подобное решение вызвало бы как минимум увольнение, а то и уголовное преследование.
А в Армении Карен Брутян продолжает занимать высокий пост, несмотря на очевидные последствия своих действий.
Академик признает: возможно, уже поздно. Возможно, шанс утерян безвозвратно. Но молчать об этом он не намерен.
"Я не стремлюсь кого-то обвинять. Я просто изложил факты. И оставляю выводы тем, кто должен их делать - обществу и тем государственным органам, которые обязаны защищать интересы страны", - резюмировал он.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-06-27 09:43
В Армении продолжаются аресты оппозиционных деятелей, включая духовенство и участников мирных протестов. На этом фоне все громче звучат вопросы о политических перспективах, консолидации оппозиции и путях выхода из кризиса. Мы обсудили текущие события, вызовы и возможные сценарии развития с бывшим председателем Комитета государственных доходов Давидом Ананяном.
-
2025-06-24 09:46
Как визит Пашиняна в Турцию, арест Карапетяна и запуск ж/д Иран–Китай связаны между собой Сегодня Армения проходит, пожалуй, через один из самых непростых и напряженных периодов своей новейшей истории. Люди все чаще задаются простым, но крайне важным вопросом: куда нас ведет эта власть? Премьер Никол Пашинян ездит в Турцию, арестовывают известного бизнесмена и мецената Самвела Карапетяна, усиливается давление на Армянскую Апостольскую Церковь. Это внутри страны. А за ее пределами – нестабильный (мягко говоря) регион, где военное противостояние между Ираном и Израилем (а теперь уже и США) разгорается с каждым днем, и вполне возможно, сюда может быть втянут и Южный Кавказ. Чтобы понять, что на самом деле стоит за происходящими событиями и какие риски сегодня нависают над Арменией, мы поговорили с членом исполнительного органа РПА Гагиком МИНАСЯНОМ. В беседе с нами он поделился своим мнением о том, кто и зачем расшатывает ситуацию и почему контроль над "транспортными артериями" может оказаться не менее важным, чем контроль над границами.
-
2025-05-02 09:42
Экологическая тематика и ранее использовалась со стороны Баку как дипломатический рычаг в армяно-азербайджанском противостоянии, где даже природные ресурсы становились частью информационного фронта. Однако в последние годы, после 44-дневной Арцахской войны, риторика Азербайджана в этом направлении заметно усилилась.
-
2025-04-30 10:30
Бороться с коррупцией – дело безусловно нужное. Тут, как говорится, и спорить не о чем. Но даже самые благие намерения могут дать опасный перекос, если в процессе забыть про главное - соблюдение закона и здравого смысла. Ведь когда в погоне за справедливостью начинают нарушать Основной закон, справедливость превращается в фикцию. Именно об этом – о тонкой грани между борьбой с коррупцией и правовым произволом - шла речь на пресс-конференции экс-министра юстиции, члена Республиканской партии Армении Давида АРУТЮНЯНА. Он подробно разобрал недавнее решение Конституционного суда по закону «О конфискации имущества незаконного происхождения» и указал на целый ряд юридических и моральных подводных камней.