ГЛАГОЛЫ ГУРГЕНА ЧОЛАХЯНА
Для чего люди ведут дневники? Ответ на этот вопрос связан прежде всего с личностью человека, взявшегося за перо, его желанием поделиться с бумагой тем, что хотелось бы сохранить в памяти и не всегда можно было высказать вслух. По разным причинам. Записи Гургена Тиграновича Чолахяна, вышедшие в книге "Последний председатель Совнархоза Армении", попали в редакцию "ГА" с опозданием. Прежде чем сказать несколько слов о них, представим автора.
СЛОВО "СОВНАРХОЗ" СЕГОДНЯ НИЧЕГО НЕ ГОВОРИТ ПОДАВЛЯЮЩЕМУ БОЛЬШИНСТВУ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ. И мало кто помнит, что эта структура располагалась в нынешнем здании МИД РА, которое продано аргентинскому предпринимателю Эрнекяну. И лет через 50 мало кто вспомнит, что МИД РА был на площади Республики. Но Г.Чолахян, до того как войти в кабинет главы Совнархоза, прошел сложный жизненный путь. Кратко обозначим главные вехи.
Родился он в Александрополе (Гюмри) в 1909 году в семье с эрзерумскими корнями. Окончил с отличием электромеханический техникум в Ереване. Поступил в институт имени Баумана в Москве, но через 2 года (надо было кормить семью) вернулся в Ереван, приступил к работе на заводе им. Дзержинского. В 1939 году с поста главного инженера неожиданно для себя был назначен наркомом местной промышленности Армянской ССР. В 1941-1945 гг., являясь заместителем председателя Совнаркома Армении, занимался организацией производства продукции для фронта.
После войны работает постоянным представителем Арм. ССР в Москве. В 1947 году его отзывают в Ереван и назначают руководителем строящегося предприятия - будущего "Армэлектрозавода". В 1955-ом Чолахян становится председателем исполкома горсовета Еревана, оттуда в 1957-ом назначается начальником управления электротехнической промышленности и приборостроения Совнархоза Арм. ССР, позже там же становится заместителем, а затем и председателем Совнархоза (до 1965 г., когда эту структуру упразднили). Последняя должность - директор организованного его усилиями НИИ микроэлектроники. Был награжден орденами Ленина и Октябрьской революции. Гурген Тигранович, оставшийся не у дел в 1974 году, скончался в декабре 1992-го после повторного инсульта.
ПОКОЛЕНИЕ ЧОЛАХЯНА ВСТУПИЛО ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ В ПЕРИОД, когда активно разворачивалась индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства. Первые пятилетки, потом первые репрессии и кровопролитная война пришлись на юность и молодость. А после войны нужно было восстанавливать разрушенное и попытаться догнать обогнавшую всех на свете Америку. В общем работы было очень много, это видно по страницам дневника трудоголика Чолахяна.
На какой бы должности он ни оказывался (от инженера до председателя Совета народного хозяйства республики) Гурген Тигранович прежде всего ставил "диагноз" структуре, где предстояло работать, очень быстро находил проблемные точки и сосредотачивался на поиске путей решения.
В дневнике нет беллетристики, мало личного (хотя и в этих скупых строчках видно, как он любил жену Астхик и дочерей Эмму и Изу). Главное внимание уделено работе и только работе. Взаимоотношениям с коллегами и чинами повыше. Проблемам, которые надо было решать, и факторам, которые мешали.
По написанному вырисовывается характер Гургена Тиграновича, человека интеллигентного, но отнюдь не мягкого и умеющего отстаивать свою позицию невзирая на лица, что оборачивалось для него проблемами вплоть до опалы в послевоенные годы ("Я оказался жертвой честолюбия и самодурства нынешних горе-руководителей республики", стр. 132). Но жизнь продолжалась, и карьера пошла дальше в гору, отражаясь в дневнике.
Представить - подготовить - ходатайствовать - принять меры - ускорить - создать - перебазировать - выделить - решить вопрос... Этими и другими глаголами в записях Чолахяна начинаются абзацы, определяющие ближайшую и отдаленную экономическую перспективу. И он определял эту перспективу на всех постах, где служил, а результаты деятельности определялись показателями возглавляемой сферы: какой он ее принял и какой сдал. Приведем только один факт. При организации СНХ Чолахян (будучи начальником управления электротехнической промышленности и приборостроения) принял в 1957 году от союзных министерств 9 предприятий и 3 НИИ и СКБ, а в конце 1965-го сдал 37 предприятий и 10 НИИ и СКБ. В этот впечатляющий прогресс внес достойный вклад Гурген Тигранович с его неиссякаемой энергией и выдающимися организаторскими способностями, выраженными еще одним динамическим рядом глаголов Чолахяна: выехал - прибыл - встретился - рассмотрел - отказался - утвердил - настоял - предложил - добился.
РОВЕСНИКИ ЧОЛАХЯНА И СЛЕДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОЧЕНЬ МНОГОГО ДОБИЛИСЬ, превратив захудалую окраину царской России в страну с развитой промышленностью, наукой и культурой. Но потом пришли другие, хищнически расхватали и загубили по цене лома львиную долю накопленного потенциала, попутно свысока обзывая его "никуда не годной рухлядью". Этих подвигов "отцов приватизации" Чолахян не увидел - ушел из жизни в конце 1992-го.
Но господа либералы никак не угомонятся, продолжая выискивать любой повод для того, чтобы очернить все 70 советских лет. Пора бы им задуматься и прикинуть свой баланс по формуле: принял - сдал. Речь, конечно, не об имуществе и личных счетах нынешних "председателей Совнархозов", а о состоянии страны, о государственном мышлении, которому им следовало бы поучиться у таких, как Чолахян.
В статье Богдана Багратовича Мелик-Шахназарова к 90-летию Чолахяна ("ГА" от 11 мая 1999 г.) есть пожелание: "Хотелось бы, чтобы пример подобных людей всегда был перед нами, перед нашей молодежью, когда мы выбираем дорогу в жизни, когда идем на выборы. Пусть каждый гордится только своим послужным списком, а не тем, как он удачно купил, продал, обманул".
Прав, безусловно, коллега Гургена Тиграновича. К сожалению, сегодня для очень многих примером служат другие персонажи, чья деятельность характеризуется словами, завершающими цитату из статьи. Но это уже не чолахяновские глаголы.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-15 09:55
Эта фраза с прицелом на афоризм поневоле вспоминается, когда знакомишься с жизнью писателя армянского происхождения Костана Заряна (1885-1969). Разобраться в его биографии и творчестве поможет читателю книга Гоар Рштуни "Заметки о Костане Заряне", вышедшая на армянском и русском языках. Гоар Хачатуровна Гарибян (Рштуни) родилась в Ереване, окончила ЕГУ, аспирантуру в МГУ, стала кандидатом химических наук. Публиковать свои литературные произведения начала с 2010 года. Является автором рассказов, новелл, книг об исторических личностях, деятелях культуры. В этом ряду и эссе о Заряне.
-
2025-07-05 09:25
Что-то у нас не ладится с праздниками и юбилеями. Вот 5 июля вроде бы исполнилось 30 лет со дня принятия Конституции Третьей Республики, и есть повод оглянуться, оценить, чего мы добились за это время, руководствуясь статьями и целями Основного Закона страны. Но настроение сегодня у здравомыслящей части населения Армении не юбилейное, а тревожное. Потому что за последние 7 лет мы стали свидетелями (а также соучастниками) такого количества игнорирования конституционных норм, которое стерло главные положения, регулирующие взаимоотношения трех ветвей власти. А "свободные и гордые" граждане вообще забыли, что статья N2 Конституции начинается словами: "Власть в Республике Армения принадлежит народу".
-
2025-07-01 09:44
Художник Юрий Арамович Багдасаров родился 2 февраля 1952 года в Кисловодске. окончил в 1973 году Ростовское художественное училище имени Грекова. Долгие годы совершенствовал мастерство, учился у классика гравюры в области портрета Юрия Могилевского. В 1980 году стал членом Союза художников России, ныне заслуженный художник РФ.
-
2025-06-30 09:39
2015 год 4 июня. Министерство диаспоры издало в 2014 году 12 книг по арменоведению. 6 июня. Данные генетического исследования свидетельствуют о том, что современные армяне являются потомками тех, кто населял территорию Армении 5 тыс. лет назад.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2025-01-30 10:32
Законопроект "О дополнениях и изменениях в законе РА об основах культурного законодательства" вызвал очередной девятый вал возмущения. В нем предлагается заменить слово "Национальный" в названиях очагов культуры, пребывающим в этом статусе, на "Общегосударственный". Волна возмущения заставила давать по этому поводу объяснения как депутатов НС, инициировавших поправки в законе, так и министра ОНКС. Согласно этим объяснениям, в названии соответствующих учреждений культуры слово "Национальный" остается - "Общегосударственным" становится их официальный статус, а название - пусть себе! Словом, история мутная. Председатель Совета директоров театров и концертных организаций, заслуженный деятель искусств Рубен БАБАЯН уверен, что в законопроекте гораздо больше подводных течений, чем тезис об отмене слова "национальный", которой формально не будет.
-
2025-01-20 10:18
«Столь беспечны и равнодушны мы, что не знаем даже, какие древности, оставленные нам в наследие предками, имеются на нашей родине, не знаем, какая память об исторических древностях скрывается в окружающих нас горах, ущельях и лесах, не знаем, какие надписи, освещающие темные места нашей национальной истории, сохранились на стенах разрушенных ныне монастырей и церквей, часовен и пустынь, на хачкарах и плитах надгробных, в памятных записях пергаментных рукописей. Пользу от нашего равнодушия извлекают чужаки», - так начинается книга-исследование епископа Армянской Апостольской Церкви, путешественника, писателя, этнографа, археолога и педагога Макара Бархударянца.
-
2024-11-26 10:48
"Табель армянских нахараров" История пишется каждый день и каждый час общими усилиями. Конечно, тем, кто расположился повыше в социальной лестнице, дано больше, и от них зависит многое. Но и современники с более скромными возможностями не должны увиливать от ответственности, сваливая все на оказавшихся у руля. А вообще-то всем нам надо хорошо знать свою историю. Чтобы совершать поменьше ошибок.
-
2024-10-15 10:40
Издательство «Антарес» представило отечественным читателям книгу «Бункер» молодого, но уже известного грузинского писателя Ивы Пезуашвили. Роман переведен на армянский язык и был презентован на днях в книжном магазине «Даран» Еревана в присутствии самого автора, переводчика Ани Астатурян, редактора книги Аркменика Никогосяна, а также посла Грузии в Армении Георгия Шарвашидзе.