СЛЕД ИСЧЕЗНУВШЕЙ ЗВЕЗДЫ
Ереван, проспект Маршала Баграмяна, 50-б. По этому адресу еще десятилетие назад приходили многочисленные телеграммы, письма, отмеченные штемпелями самых разных городов мира. Вся эта корреспонденция была адресована народной артистке СССР, Герою Социалистического Труда, самой яркой оперной диве - Гоар Гаспарян, чье имя неизменно вызывало чувство гордости и восхищения.
СВЫШЕ ПОЛУВЕКА ОНА ЦАРИЛА И ВЛАСТВОВАЛА НА СЦЕНЕ, ОСТАВАЯСЬ КУМИРОМ, покоряя волшебной силой своего искусства. Прекрасных голосов и замечательных певцов много на свете - они были, есть и будут. Но только она стала символом совершенства, недосягаемого мастерства. Ее звезда всегда сияла своей исключительностью. Редко кому удавалось подняться так высоко и так глубоко проникнуть в сердце народа.
Помню студенческие годы. Мы не пропускали ни одного ее
выступления. Когда она пела, зал словно переставал дышать. Романтическое начало
господствовало и в ее исполнении - блистательном, покоряющем щедростью,
высочайшей культурой.
Уникальный вокальный стиль певицы, выразительность ее
пения, драматизм игры, законченность в воплощении сценических образов поставили
Гоар Гаспарян в первый ряд артистических имен современности. В ней нашли
замечательного толкователя образцы классической армянской оперы и сочинения
русских композиторов - Алябьева, Глинки, Римского-Корсакова, реалистическое
оперное творчество итальянских композиторов первой половины XIX века и
красочно-романтические образы опер Мейербера, в которые силой таланта артистка
вдохнула подлинную жизнь.
Где бы ни выступала Гоар, она всюду вызывала восторг: она
в совершенстве владела этой чистой и высокой формой мастерства, которая
является лицом настоящего искусства. В течение всей своей творческой жизни она
напряженным трудом утверждала силу и авторитет своей личности, и вместе с тем
день ото дня росло ее исключительное дарование. Пресса писала об артистке,
"постигшей тайну влияния музыки на души", о жизни, которую она
вдыхала в созданные ею образы, о том, что она "чудо, доселе неслыханное,
сказочное, а ее голос - как благородный Страдивари"... ("Ууси
Аура", Финляндия). Японский музыкант Гиноди Яшана отмечал:
"Исполнительские приемы Гаспарян, ее техника доведены до совершенства.
Широко охватывая взглядом область мировой музыки, думается, мы найдем мало
певиц такого класса".
Когда в 1946 году Гоар Гаспарян приехала в Армению, за
плечами у нее было уже свыше 100 концертов, прошедших с большим успехом в
Каире. Но по-настоящему талант певицы раскрылся на родимой земле, Армения стала
радостью и смыслом ее жизни и творчества. Певице довелось увидеть много стран и
городов, но Армения оставалась ее глубочайшей привязанностью, горячей любовью.
Любила Арарат, увенчанный снегами, и не случайно выбрала этот дом на проспекте
Маршала Баграмяна: из окна дома она каждое утро любовалась им.
КЛАССИКА ОТДАЛА
ГОАР МИХАЙЛОВНЕ ВСЕ СВОИ ДРАГОЦЕННЫЕ ЖЕМЧУЖИНЫ. Она продемонстрировала свое
мастерство в исполнении виртуозных колоратурных партий, таких как Лючия
Доницетти, Джильда Верди, Динара Мейербера, Норма Беллини, вариации на тему
Моцарта Адана, арии Бетховена, Чио-Чио-Сан Пуччини, Аида Верди. Она насыщала
новизной своей личности старые образы, обдавая их огнем своего темперамента.
А сколько красоты, богатейших оттенков и нюансов
музыкальной палитры вносила она в исполнение армянских народных песен, творений
Комитаса, Екмаляна, Чухаджяна, Тиграняна, Алемшаха, Тер-Гевондяна, произведений
современных армянских композиторов! Радость, муки, страсть героинь, даже те
чувства, которые были только намечены композитором, она делала яркими,
выпуклыми. Все это оставляло в нас чувство благодарности, даже после того, как
переставал звучать ее волшебный голос.
Концертный репертуар певицы варьировался, конечно, в
зависимости от страны, где она выступала, но неизменным оставалось одно -
волшебство ее искусства. И слушатели, зачарованные звучанием ее прекрасного
голоса, ее легкой кантилены, конечно, не думали в этот момент о совершенной
вокальной форме, позволяющей певице свободно владеть всей палитрой колоратурной
техники.
С середины 90-х годов Гоар Гаспарян все реже появлялась
на сцене: возрасту подвластны все, даже великие. Но вот предпоследний концерт
навсегда врезался в память. Думается, многих, кто пришел в тот день в Оперный
театр (1996 г.), одолевали сомнения: сумеет ли певица спустя годы снова
завоевать публику или легенда будет разрушена.
Начало подтвердило опасения: Гоар - другая. Даже
показалось, что все в прошлом... Но тут мы стали свидетелями зрелища,
исполненного глубокого драматизма. На наших глазах происходила борьба с
физической немощью. И дух победил! Свершилось чудо актерства!
Голос ее стремительно набирает силу, расцветает
множеством красок, обогащается нюансами, свойственными только ей. Он дышит,
плачет, взывает, словно человек, доведенный до отчаяния, живет и трепещет в
слиянии страстей, лирических и драматических переживаний. Дух повелевает ее
голосом. Все взрывы и слады, все мощнейшие кульминации и трепетно-приглушенный,
еле улавливаемый шелест - это не демонстрация техники. Это - выстраданная
судьба, своего рода автопортрет интерпретатора, много познавшего и пережившего.
Это трагическая исповедь художника, вызов природе. Гоар словно распахнула перед
нами забытые тайны нашего родства с миром. Она сама предстала существом,
страстно и с болью разгадывающим загадку смысла своего существования на земле.
Словно не голос, а душа высвободилась из тьмы в классически совершенном
исполнении, в необычном, по-новому открытом проявлении ее "я". Мы
слушали ее, дивясь мужеству, с каким она набирала абсолют формы.
Я НЕ ВИДЕЛА ЕЕ
ЛИЦА - ТОЛЬКО РУКИ, СТИСНУТЫЕ В СМИРЕННОЙ МОЛЬБЕ. Казалось, что эти руки с полотен
Леонардо, ожившие в высоком духовном порыве. Это трагическое величие духа
сделало ее прекрасной. Воистину: никакое внешнее обаяние не может быть прекрасным,
если оно не выражает обаяния духовного.
Она - только она превратила скромные романсы армянских
композиторов в высокие образцы лирической музыки. Вот что дает нам право
утверждать, что она была одной крови с Нарекаци, Комитасом, Туманяном, Екмаляном.
Исполняя арии из опер Верди, Пуччини, Бизе, романсы и
арии армянских авторов она провозгласила свою главную тему: к радости - через
борьбу, к гармонии - через метаморфозы трагического духа, к победе - через
мятеж. Зал ловил ее дыхание, каждую трепетную ноту. В эти мгновения она делала
не только для публики, но и для себя нечто такое, что лишь поздним умом
осознаешь, как велик был эмоциональный всплеск, который способны выразить
единицы. И зал приветствовал в этот день не только высочайший уровень исполнения,
но и все предшествующее концерту.
И когда она, облитая черными складками платья, уходила со
сцены с гордо поднятой головой, стало ясно: ничто никуда не ушло, все в ней,
если возможно такое совершенство. Гоар заставила публику преклониться не перед
минувшей славой, не перед блистательной легендой, время которой прошло, а перед
вдохновенной певицей милостью Божьей.
...После смерти
Тиграна Левоняна, с которым она прожила свыше сорока лет и которого безмерно
любила, мы ничего о Гоар не слышали. Она осталась самостоятельной планетой.
Слишком самостоятельной для нынешней оперной ситуации. Ее голос остался в
чистом пространстве.
В этом году 14
декабря ей бы исполнилось 90 лет.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-04-24 11:22
Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…
-
2024-04-22 11:41
Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.
-
2024-04-17 12:20
Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.
-
2024-04-15 11:01
К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без волнения и большой человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И даже сейчас, хотя с момента его ухода прошло уже столько лет. Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо Сагиян и при жизни стоял особняком среди личностей в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-04-25 10:44
"Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь. В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.
-
2024-04-19 10:43
Каждое время выдвигает своих героев – подлинных и мнимых. Современники не всегда умеют их различить, и это оборачивается чувствительными потерями. Тем более что подлинные герои очень часто не любят, не умеют расписывать свои заслуги. Об этом скупо говорит их биография. К числу таких принадлежит подполковник Мартин Багдасарян, недавно отметивший 80-летие.
-
2024-04-16 10:35
Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.
-
2024-03-04 10:34
Исполнилось 100 лет со дня рождения известного музыковеда-теоретика, профессора Ереванской консерватории Сусанны (Шушаник) Бабкеновны Аматуни. Выпускница историко-теоретического факультета Московского музыкального педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных) сделала свои первые шаги в преподавании в стенах ереванской средней специализированной музыкальной школы им. Чайковского, в кузнице одаренных музыкантов республики.