Последние новости

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФРЕСКИ

В ванадзорском театре состоялась премьера, посвященная 100-летию Геноцида

Ванадзорский государственный драматический театр им. Ованнеса Абеляна открыл свой очередной, 84-й сезон. Сезон крайне ответственный – он будет проходить под знаком 150-летия великого артиста, чье имя театр носит с гордостью.

Вот и премьера, которой абеляновцы отметили начало столь важного для них года, сразу взяла планку высокую – как в смысле художественном, так и в смысле наполнения. На сцене руководимого им театра народный артист РА Ваге ШАХВЕРДЯН поставил спектакль "Один час памяти" по пьесе Карине ХОДИКЯН, которая посвящена памяти жертв Геноцида армян.

ОТКРЫТИЕ НОВОГО СЕЗОНА – ВСЕГДА ПРАЗДНИК. ТОЧНЕЕ, ВСЕГДА праздник для Ваге Шахвердяна. А уж он-то умеет позаботиться о том, чтобы праздник оказался всеобщим. Поэтому, прежде чем начался спектакль, под звуки хачатуряновского вальса из "Маскарада" - за многие годы режиссер отработал зрительскую реакцию на него: под звуки этого вальса начинается чудо театра – на ванадзорскую сцену вышли ее мастера. Мастера старшего поколения. Мастера – каждый с красной гвоздикой в руке.

"Дорогие наши ванадзорцы, дорогие гости, - обратился Ваге Суренович к публике, которая до отказа заполнила в тот вечер зал. – Мы начинаем очень ответственный для нас сезон. В этом году мы отмечаем 150-летие великого Абеляна. Не случайно наши актеры вышли на сцену с красными гвоздиками. Это был любимый цветок Абеляна, который в бутоньерке всегда украшал лацкан его пиджака. Мы долго думали и решили не ограничиваться очередным юбилейным вечером, от которых все уже подустали. Вместо этого в первую неделю октября в Ванадзоре пройдет театральный фестиваль спектаклей, поставленных по пьесам, в которых блистал когда-то Ованнес Абелян. К нам приедут Национальный театр имени Сундукяна, Русский театр имени Станиславского, наши театры Тбилиси и Степанакерта. "Из-за чести", "Горе от ума", "Пепо", другие замечательные спектакли. Надеюсь, это будет настоящий театральный праздник!"

Потом актеры спустились в зал, и на сей раз они дарили цветы своему зрителю. Красные гвоздики – как стиль и как память. Потом свет в зале погас и началось действо.

"ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ Я ПЕРЕЧИТАЛ МНОГО ПЬЕС, ПОСВЯЩЕННЫХ ГЕНОЦИДУ, - рассказывает Ваге Шахвердян. - Как правило, авторы сосредотачиваются на резне, зверствах, дикости, в материале обязательно присутствуют турки. В этой пьесе, как видите, ни одного турка нет. Это история одной семьи – с ее, казалось бы, раз и навсегда установившимся укладом, отношениями, теплотой и любовью, история ее неслучившихся надежд, ее неслучившейся жизни. Именно этим она меня и увлекла".

Увертюра пьесы Карине Ходикян "Один день памяти", кажется, совсем о другом – как говорится, ничто не предвещает… Какой-то форум медиков-нейрохирургов, какие-то рассуждения о возможностях человеческого мозга. А потом в какую-то минуту почти профессионально-терминологические постулаты незаметно заканчиваются. И начинается совсем иной разговор – авторский. О памяти – исторической и человеческой, о совести и достоинстве, о трагедии жертвы и даже о трагедии палача. В какую-то минуту в кулуары царства медицины, науки, реализма входит воображение, фантазия, ирреальность – входит девочка, своеобразная Алиса, которая уводит главного героя в тревожное, волнующее и все равно прекрасное Зазеркалье. Сквозь призму этого зеркального стекла, сквозь призму прошедших ста лет благополучному гражданину США, молодому врачу Андре – Андранику доведется лицом к лицу столкнуться с жизнью после и одновременно до неслучившейся жизни…

Можно не сомневаться, что именно этот драматургический ход, точнее, переход из настоящего в прошлое, из яви в сон, в сон золотой, и увлек Ваге Шахвердяна, разбудил его неоскудевающее творческое воображение. И из конкретно бытового конференц-зала режиссер перенес действие высоко-высоко – прямо в небеса. А прежде, чем поведать зрителям трагическую историю славного рода, он словно пролистнул перед ним семейный альбом. В огромной раме, прорезь которой – силуэт Мадонны с младенцем или просто земной женщины с ребенком на руках, – проплывали фотографии. Яркие, утонченные, одухотворенные лица мужчин во фраках и галстуках-ленточках, женщин, скорее, дам с камеями, прихватившими высокие воротнички. Наконец, одна фотография остановилась и… ожила.

ЭТУ КАРТИНУ МОЖНО БЫЛО БЫ НАЗВАТЬ ЛУБКОМ, НО СЛЕДУЕТ – ФРЕСКОЙ. Изысканной композицией армянского святого семейства. В центре главный человек в семье, бабушка, чей головной убор - единственный, без доморощенной фольклорности национальный элемент – словно венчает картину. Сын, невестка, юноша и девушка – старшие дети, дочь-малышка и служанка. Та самая, благодаря которой из этой семьи спасся единственный ребенок. Кипельно-белые изысканные костюмы респектабельных, благополучных людей, у каждого на плече голубка как символ мира, миролюбия, может быть, святости. И белые лица. Словно припорошенные той мукой, из которой пекла свое коронное блюдо – гату, соленую гату – бабушка… Художником по этим изысканным костюмам выступил, кстати, сам режиссер.

"Да, почему-то так получилось. Хотя нет, этому спектаклю предшествовал "Злой дух". В последнее время мне так видится визуальный образ спектакля – в единой цветовой гамме. И еще для меня было очень важно, чтобы эта семья была носителем истинно аристократического духа армян", - говорит Ваге Суренович.

Визуальный образ спектакля не просто прекрасен – он полон благородства и достоинства. Воспоминания о страшной резне, о зверье в человеческом обличье здесь выражены в немногих, но очень ярких картинах, экспрессия которых рождается из игры света и острой, какой-то пронзительной пластики актеров. Память о людях – аристократах не только по происхождению, образованию, но духу – вот главная тема спектакля, его лейтмотив, который звучит нежным, оплакивающим голосом скрипки. Музыкальным сопровождением к "Одному дню памяти" стал знаменитый саундтрек из "Списка Шиндлера".

В этом спектакле есть главный персонаж, но нет главной роли. Эдгару Кочаряну, Асмик Алексанян, Алле Дарбинян, Артуру Папикяну, Армине Вермишян, Арману Саканяну и маленькой Мэри предстояло сыграть небольшие драматические роли, но вдохнуть трепет жизни, любви и надежд, вдохнуть драматизм в персонажей ожившей фрески. И справились они с этим замечательно. Опустится занавес, а перед глазами еще долго будет стоять Асмик Алексанян – бабушка с гордой осанкой и царственным жестом. Будут помниться глаза Армине Вермишян – последний брошенный взгляд на жениха. Будет помниться Арман Саканян – юноша, мечтавший стать врачом и спасать жизни, но успевший лишь на полминуты продлить жизнь матери, которую закрыл собой… И уж точно будет помниться прекрасное кочари, не танец даже, а образ танца, придуманный Ваге Шахвердяном, который под звук все тех же скрипок, не касаясь друг друга, как в замедленной съемке, исполнят там, на небесах, члены святого армянского семейства, которым режиссер вместе с художником спектакля Кареном Григоряном еще воздвигнут на сцене прекрасный, как колеблющийся свет памяти, обелиск.

 Сцена из спектакля 'Один день памяти' по пьесе Карине Ходикян в постановке Ваге Шахвердяна"ОДИН ДЕНЬ ПАМЯТИ" - ВТОРОЙ СПЕКТАКЛЬ, СОЗДАННЫЙ РЕЖИССЕРОМ в соавторстве с Кареном Григоряном. После ухода из жизни своего друга и соратника Евгения Софронова Шахвердян долго предпочитал обходиться вовсе без художника, а значит, без декораций. А потом на сцене ванадзорского театра возник "Абгар-дпир", поразивший своим многослойным и роскошным визуальным рядом.

"К сожалению, сегодня у нас большая нехватка театральных художников. Карен Григорян – очень самобытный художник с выраженным индивидуальным почерком, и все-таки – он ученик Жени Софронова. Софроновская школа! Для меня это очень важно, очень близко и дорого. С Софроновым я сделал двадцать два спектакля! С Кареном мы нашли общий язык, у нас получается сотворчество. Надеюсь, в скором времени оно будет продолжено уже в Драматическом театре, где мы вместе начинаем работу над "Коварством и любовью" Шиллера", - говорит Ваге Шахвердян.

Карен Григорян придумал к "Одному дню памяти" раму-лик Мадонны. Придумал родовое древо, что не склонило крону под ятаганом вандалов. А еще он придумал камни-фрагменты с национальным орнаментом, словно перенесенные на сцену ванадзорского театра с руин Звартноца. И, когда персонажи спектакля вновь усядутся за семейным столом, чтобы вновь преобразиться – сначала во фреску, а потом в фотографию, эти "архитектурные фрагменты" зашевелятся, начнут подниматься, станут капителями колонн из белого с красными всполохами шелка. Они дотянутся до неба и встанут, кажется, навсегда как обелиски памяти и символ бессмертия.

Вослед "Парижскому приговору" на сцене Драматического театра мы, кажется, заполучили второй спектакль, созданный в год 100-летия Геноцида, который стал не только фактом годовщины, но и фактом искусства. "Один день памяти" - спектакль точно не на один день.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕСЧЕТЧИКАМ" ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА – АНАФЕМА!
      2024-04-19 11:56

      Увы, они никогда не встертятся и не заглянут  друг другу в глаза - не только на этом свете, но и на том... Потому что 1 500 000 прошедших крестную муку Геноцида армян,  канонизированных Армянской Апостольской церквью, пребывают  в раю. Осквернителям их памяти, извращенцам-гробокопателям и садистам уготовлена иная участь - вечное горение в адском пламени.               Аминь!

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ПРИХВАТИЗАЦИЯ - ПЕРЕЗАГРУЗКА?
      2024-04-12 09:10

      "- Если мне не изменяет память, на месте здания Дома художников когда-то была мечеть? - Да, в 20-ые годы прошлого столетия здесь стояла мечеть Залхана. - Ну, вот и выяснили, кому достанутся плоды нынешней попытки "реституции"..." Смешно. До слез. Такой диалог на днях звучал в Доме художников, где собрались руководители всех творческих союзов Армении, а также представители правовой сферы, чтобы всем вместе ответить на вопрос - что делать дальше?

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.

    • ГАСТРОЛИ "КАНАРЕЙКИ" – ПРИЕМ, ДОСТОЙНЫЙ КАЛЛАС
      2024-04-10 10:10

      "Мне уже говорили, что давно не было ни такого аншлага два дня подряд, ни такого приема, поэтому я сегодня проснулась счастливой. Понимаю, что тут встреча с легендарным московским театром наложилась на неожиданность увидеть меня в качестве драматической актрисы, но... Мои коллеги, улетевшие совершенно ослепленные Арменией, армянской публикой и этим приемом, в один голос повторяли: "Никогда такого приема не было!", - говорила Сати Спивакова, подводя итоги своего первого явления в родном Ереване в качестве театральной актрисы.

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.