СИРИЙСКИЕ ТУПИКИ АНКАРЫ
Динамичное изменение ситуации вокруг Сирии создало целый комплекс проблем для политического курса Турции в отношении сирийского конфликта. Прежде всего, основными факторами в этом плане стали военно-политическая активизация России и существенные изменения в позиции Запада относительно действующего президента Сирии Башара Асада. Сочетание этих факторов заставило Анкару пересмотреть свои позиции.
ТАК, ПРЕЗИДЕНТ ТУРЦИИ ТАЙИП ЭРДОГАН 24 СЕНТЯБРЯ ДОПУСТИЛ участие президента Асада в переговорах по урегулированию конфликта. Отметив, что процесс урегулирования должен проходить без Асада, Эрдоган вместе с тем допустил, что его можно привлечь в переходный период. Также Эрдоган заявил, что Россия, Турция, США и Иран должны сотрудничать при решении сирийской проблемы. По сути, Анкара повторяет ранее озвученную представителями большинства западных стран новую позицию относительно судьбы Асада, а также признания интересов России и Ирана в Сирии. Это представляет собой существенный сдвиг во внешней политике Турции, которая с начала конфликта в Сирии выступала в качестве наиболее жесткого противника Асада, активно поддерживая действующих в стране боевиков.
Катализатором указанных сдвигов в позиции Анкары стал рост военного присутствия России в Сирии, по сути, уже перечеркнувший выдвинутый Турцией в последние месяцы план действий по Сирии, призванный привести к быстрому свержению Асада. В первую очередь на данном этапе фактически провалились планы Анкары по созданию на севере Сирии буферной зоны, находящейся под контролем сирийских боевиков. В условиях роста российского военного присутствия выполнение подобного плана могло привести к инцидентам с участием российских и турецких военных, чего и Анкара, и Запад, очевидно, стремятся избежать. При этом с учетом периодических действий турецкой авиации в воздушном пространстве Сирии и перестрелок на границе появление российских военных в стране вынуждает Анкару договариваться с Москвой хотя бы об ограниченной военной координации в Сирии и вне связи с планами по установлению буферной зоны.
Кроме того, вовлечение России в конфликт на стороне сил Асада создает проблему вокруг турецкой военной поддержки сирийской оппозиции. Российская военная активность сосредоточена пока что в основном в районе Латакии, которой в настоящее время угрожает не "Исламское государство", а коалиция исламистских группировок, поддерживаемая Саудовской Аравией, Турцией и Катаром. В случае прямого вовлечения российских военных в боевые действия или просто расширения военной помощи Асаду сохранение турецкой поддержки боевикам может вылиться в своего рода опосредованный конфликт с участием Турции и России и привести к росту конфликтности в российско-турецких отношениях в целом. Очевидно, сочетанием этих факторов объяснялась в последние дни повышенная дипломатическая активность Анкары на российском направлении: в России побывали министр иностранных дел Турции Синирлиоглу и президент страны Эрдоган, который провел переговоры с российским коллегой.
В то же время сдвиги в ситуации вокруг Сирии и иммиграционный кризис в Европе, по сути, лишили турецкий план вмешательства в Сирии поддержки Запада. После российской активизации ключевые европейские страны и США озвучили более мягкую линию в отношении режима Асада, предусматривающую отказ от требований о его немедленной отставке и допущение участия сирийского лидера в процессе урегулирования кризиса. Также Запад пошел на дипломатические контакты с Россией относительно перспектив совместной борьбы с ИГ. В этих условиях планы Турции по прямому вмешательству оказались явно не ко двору, и Анкара со своей жесткой позицией в отношении Дамаска рисковала оказаться в политической изоляции. Похоже, именно этим обстоятельством были вызваны и указанные заявления Эрдогана, которые, по сути, означают вынужденный радикальный пересмотр сирийской политики Турции, до сих пор построенной на стремлении к отстранению от власти Башара Асада.
РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ АНКАРЫ И ЗАПАДА НАЛОЖИЛИСЬ на наметившиеся ранее и вновь активизировавшиеся в сентябре разногласия между США и Турцией относительно сирийских курдов. Одной из задач инициированной Анкарой буферной зоны на севере Сирии было ослабление позиций курдов, среди которых доминирует Партия демократического союза (PYD). Она близка к действующей в Турции Рабочей партии Курдистана, против которой турецкие военные ведут активные боевые действия. В то же время PYD в настоящее время выступает в качестве одной из ключевых сухопутных сил, действующих в Сирии против ИГ. Данное обстоятельство обусловило взаимодействие между США и курдской партией, ставшей ключевым союзником в Сирии американской коалиции против ИГ.
Эти факторы обусловили комплекс разногласий между Анкарой и Вашингтоном вокруг отношения к сирийским курдам и задач проталкиваемой Анкарой буферной зоны на севере Сирии. В частности, Вашингтон стремится свести к минимуму негативное воздействие на сирийских курдов возможного турецкого военного вмешательства. В сентябре эти противоречия проявились в серии заявлений Вашингтона и Анкары. Так, официальный представитель Госдепартамента Джон Кирби заявил, что США не считают террористической организацией курдские Отряды народной самообороны (YPG), являющиеся военном крылом Партии демократического союза. Он также отметил, что YPG оказались успешными в борьбе против ИГ, подчеркнув, что Вашингтон собирается продолжать работать с бойцами, противостоящими ИГ. Данные заявления вызвали негативную реакцию Анкары: с критикой в адрес США за поддержку Партии демократического союза выступил Эрдоган, подчеркнувший, что PYD является такой же террористической организацией, как "Исламское государство" и Рабочая партия Курдистана.
Таким образом, как в вопросе свержения Асада, так и ограничения влияния курдов сирийская политика Турции в очередной раз зашла в тупик. Попытка Анкары развернуть в свою пользу ситуацию в стране путем активного включения в возглавляемую США коалицию против ИГ и проталкивания идеи о буферной зоне в настоящее время терпит провал. Между тем еще одним фактором в последних действиях Турции по Сирии были соображения внутриполитического порядка, в частности, стремление продемонстрировать успешность курса правящей партии турецкому обществу, все более недовольному втягиванием Турции в сирийский конфликт, а также сыграть на националистических настроениях части избирателей. Однако на практике результат получился скорее обратный, так как желательное для Турции завершение конфликта явно откладывается, а Анкара теперь вынуждена спешно пересматривать свои подходы в Сирии, что, скорее всего, не будет способствовать росту доверия избирателей к политике Эрдогана.
Для действующей турецкой элиты внутриполитический аспект имеет особенно болезненное значение на фоне все более туманных (судя по данным соцопросов) перспектив достижения правящей Партией справедливости и развития реванша на досрочных парламентских выборах 1 ноября.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-12-21 14:30
Решение президента США Дональда Трампа о выводе американских сил из Сирии в случае своей реализации окажет непосредственное воздействие на баланс сил в рамках конфликта и систему альянсов в регионе. Напомним, что Трамп заявил 19 декабря о том, что американские силы выполнили свою задачу, заключавшуюся в победе над группировкой ИГ, и необходимости в их присутствии на территории Сирии больше нет. По данным агентства Reuters, ссылающегося на свои источники, Вашингтон намерен вывести военных в течение 60-100 дней, при этом все сотрудники Госдепа США покинут Сирию в течение 24 часов.
-
2018-12-17 15:27
После инцидента в Керченском проливе наметилось быстрое обострение отношений между США и Россией. Вашингтон, по сути, отказался от имевших место попыток начала ограниченного диалога с Москвой и фактически перекрыл имеющиеся каналы коммуникаций, перейдя к новому витку военно-политической конфронтации.
-
2018-12-12 15:40
В декабре Израиль начал операцию "Северный щит" в районе границы с Ливаном по выявлению и уничтожению подземных тоннелей шиитской группировки "Хезболла". На фоне регулярных авиационных ударов Израиля по силам группировки в Сирии данная мера чревата новым обострением на ливано-израильской границе и расширением масштабов военной активности Израиля в Ливане.
-
2018-11-26 14:41
Отношения между Турцией и США после уступок Анкары по делу пастора Брансона начали на первый взгляд демонстрировать признаки некоторого улучшения. Анкара и Вашингтон взаимно отменили санкции в отношении некоторых официальных лиц, введенные из-за кризиса в отношениях в связи с делом пастора.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2025-04-10 10:43
На проходящем в Баку 7-м политическом форуме на тему «К новому мировому порядку» любопытное заявление сделал Ильхам Алиев. Он сказал, что не верит в возможность мира между Россией и Украиной.
-
2025-03-12 10:48
В Канаде сменился глава правящей Либеральной партии. Это означает, что в ближайшие дни премьер-министр Джастин Трюдо официально подаст прошение об отставке, а сменит его на этом посту новый глава правящей партии Марк Карни. Казалось бы, нам что? На самом деле, произошедшее симптоматично и свидетельствует об адекватной реакции политической элиты Канады на идущие в мире процессы.
-
2025-02-26 09:31
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в связи с 3-ей годовщиной начала военных действий на Украине выступил с речью, в которой заявил о своей полной поддержке Украины. Турецкий лидер в очередной раз назвал присоединение Крыма к России «незаконной аннексией», сказал, что однозначно поддерживает президента Украины Владимира Зеленского, украинский народ, крымских татар, отметил, что Анкара «неизменно поддерживала Украину, придерживаясь международного права». «Выражаю соболезнования всем украинцам, погибшим в защите своей земли», - заявил Эрдоган.
-
2025-02-17 10:37
Пашинян зарегистрировал целую груду очередных внешнеполитических провалов Дилетантизм властей, в том числе во внешней политике, в последнее время получил еще целый ряд ярких и неоспоримых подтверждений. Армения 14-го января, то есть буквально накануне смены президентской администрации в США, подписала хартию о стратегическом партнерстве с этой страной, хотя армянские власти прекрасно знали о резко отрицательном отношении Дональда Трампа к администрации Джо Байдена и ее решениям, которые теперь сплошь и рядом отменяются. Если уж работа над регламентом о стратегическом партнерстве с США была завершена, и оставалось только закрепить этот документ подписями, то не лучше ли было попытаться сделать это с новой администрацией?..