Последние новости

НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ДАР ЕСТЕСТВЕННОСТИ

Памяти выдающегося певца

Есть люди, которые обладают даром необыкновенного человеческого обаяния. При жизни это счастливое свойство дарит им многочисленных друзей и поклонников, а после смерти память о них щедро раскрывает людские сердца. Это так и с Гегамом Григоряном, выдающимся певцом, художественным руководителем Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова, год назад ушедшего из жизни.

Свой большой талант принес певец на алтарь театра - театра больших переживаний. У Гегама Григоряна была судьба артиста, не вмещающегося в стереотипы. Он был словно астероид, оторванный от самого солнца. Его немыслимый талант не был подвержен никаким влияниям звездных тяготений.

ОН БЫЛ ИЗ ЧИСЛА НЕЗАМЕНИМЫХ ТАЛАНТОВ. Конечно, и сегодня есть прекрасные артисты. Но певцов класса Гегама Григоряна нет. Он утвердил совершенно уникальный по характеру звучания григоряновский тембр. Голос певца, одновременно сильный и мягкий, называли "золотым", имея в виду его звонкость, полетность, эмоциональность, особую округлость и ровность звуковедения. В его тембре ощущалась особая хрустальная трепетность, придававшая его звучанию теплоту, обаяние, гипнотизирующую силу. "Прозрачный, как горный хрусталь", "серебристо-звонкий", с "оттенком благородного металла", "нежный и пьянящий" - вот перечень метафорических определений тембра григоряновского голоса.

Выдающаяся роль Гегама Григоряна в армянской музыкальной культуре, да и не только в армянской, но и мировой бесспорна. Армянский артист блестяще выдержал все испытания на сценах крупнейших театров мира - прежде всего миланского Ла-Скала и театра Реал в Мадриде, парижской Гранд-опера, на сцене Ковент-Гарден в Англии, Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Вильнюсского оперного театра, Мариинки, где на протяжении нескольких лет он был лучшим тенором, и других. Его репертуар был универсален - охватывал едва ли не все теноровые партии мирового оперного репертуара и опер армянских композиторов. На сцене знаменитого Мариинского театра он исполнял партии Каварадосси ("Тоска"), Пинкертона ("Мадам Баттерфляй"), Хозе ("Кармен"), Дона Отавио ("Дон Жуан"), Фауста, Альмавива ("Севильский цирюльник"), Ленского ("Евгений Онегин"), Самозванца ("Борис Годунов"), Владимира Игоревича ("Князь Игорь"), Пьера Безухова ("Война и мир"), Поллиона ("Норма"), Моцарта ("Моцарт и Сальери"), Германа ("Пиковая дама"), Отелло, Герцога ("Риголетто"), Альфреда ("Травиата"), Монрико ("Трубадур"), Рудольфа ("Богема"), Исмаила ("Набукко"), Канио ("Паяцы").

Г.Григорян принял участие в записи опер "Пиковая дама", "Садко", "Иоланта", "Князь Игорь", выпущенных на звукозаписывающем лейбле "Филлипс" с солистами, хором и оркестром Мариинского театра. Фрагменты этих записей с участием Гегама мы слушали на интернет-радио Мариинского театра.

 Поет Гегам ГригорянВ ОТНОШЕНИИ К ЭТОМУ АРТИСТУ СТРАННЫМ ОБРАЗОМ СОЧЕТАЛИСЬ осознание высоты его творческого дара с какой-то трудно определимой дружеской привязанностью. Тому есть объяснение: мы давно полюбили его искусство, видели, как росло его мастерство, как все ярче и глубже становились сыгранные им образы и как искренний, ни на чей не похожий его голос набирал силу и глубину. Его всегда слушали с умилением. Дикция его была ясна, как кристалл. Где бы артист ни выступал, он покорял чарующим тембром своего голоса и безупречной четкой дикцией, фразировкой, художественной теплотой интерпретации. Все любимые им арии, романсы Шумана, Чайковского, Рахманинова, Романоса Меликяна, неаполитанские песни исполнялись им на концертах с таким мастерством, с таким совершенством, с каким мог только он, Гегам Григорян.

Как артист, личность, он набирал силу стремительно. В 1972 году поступил в Ереванскую консерваторию в класс С.Даниеляна, в этот же год был лауреатом Закавказского конкурса, а через три - победителем Всесоюзного конкурса им. Глинки, выступил с концертами в Москве. Консерваторию закончил с большим репертуаром - 400 произведений камерной музыки и 8 готовых оперных партий. Спустя год участвовал в отборе оперных певцов в Большом театре СССР для стажировки в Милане. Его блестящие данные позволили в числе наиболее одаренных исполнителей совершенствовать мастерство в этом прославленном театре. Затем был Международный конкурс им. Чайковского, где он стал серебряным призером. Это позволило ему принять участие в работе над записью "Маленькой торжественной мессы" Дж. Россини вместе с прославленными солистами Большого театра Еленой Образцовой, Евгением Нестеренко, лауреатом премии вокалистов им. Глинки Натальей Герасимовой и Московским камерным хором под управлением Вл. Минина.

"Когда стало известно о "серебряном" успехе Гегама, с удовольствием вспомнила совместные выступления в Москве, Ленинграде, Тбилиси. У Григоряна замечательный голос. Он поет с чувством собственного стиля. Кроме того, уважаю его как хорошего товарища. Так получилось, что его неожиданно ввели в нашу группу, и мы вынуждены были репетировать целыми днями, так как для подготовки партии нам отпустили чрезвычайно сжатые сроки. Помню, с какой большой охотой и отдачей работал Гегам", - так отзывалась о нем замечательная певица Елена Образцова.

Мы помним, какой резонанс в прессе вызвало выступление Гегама с двумя блистательными певцами - Барсегом Туманяном и Дмитрием Хворостовским в Москве. Это была настоящая сенсация. "Советская культура" писала о Г.Григоряне: "Голос, по характеру близкий к голосу Паваротти, трогал тоже по-павароттиевски: этот голос прямо воздействовал на то, что в старину называлось фибрами души. Любовь являлась здесь как поэтическая форма существования, когда пение становится не целью, а средством постичь мир... Искренность высказывания, когда кажется, что душа человека полностью высвечивается, не оставляла скрытым ни одного уголка, не могла не вызвать слез. Тенор представал голосом чистой души, готовый открыть себя людям без остатка".

 Гегам Григорян и Лучано ПавароттиБЫЛ В БИОГРАФИИ ГЕГАМА ГРИГОРЯНА ПЕРИОД, который он не любил вспоминать. В течение 8 лет он был невыездным. Эти годы отразились на здоровье певца. После 8-летнего перерыва у артиста был настоящий взлет. Гастроли, выступления на самых престижных оперных сценах мира, контракты, приглашения, и всюду успех, переполненные залы. Никогда не останавливаясь на достигнутом, он обогащал свой исполнительский арсенал удивительными находками, новыми штрихами. Излишне говорить, что Гегам не стремился демонстрировать только голос. Его целью было донести до слушателя саму музыкальную идею произведения, раскрыть замысел композитора не только в целом, но и буквально в каждом такте. В этом артист убеждал всегда, при каждом своем выступлении.

Во Франции Г.Григорян выступал почти во всех крупных городах. С Францией его связывала и личная дружба с президентом фонда "София Антиполио" Пьером ля Фид, который организовывал концерты по всему миру. Надо ли говорить, что всюду, где бы ни выступал артист, рос интерес к стране, которую он представлял.

Великую роль артиста, уникальную для любого общества и любого времени, мы не ощущали так остро еще в недавнем прошлом. Казалось, что Гегам Григорян - воистину "праздник, который всегда с тобой". В армянском искусстве он оставил глубокий след, проложил свою, только ему принадлежащую тропу. Этой тропой идут в искусстве ученики Григоряна, ныне знаменитые певцы. А кроме того - так бывает только с крупнейшими артистами, - Гегам Григорян остался в истории театра как прекрасная легенда, живущая в сознании не только тех, кто видел и слушал певца со сцены, но и новых слушательских поколений.

Памяти Гегама Григоряна посвящается первый международный оперный фестиваль, который пройдет с 27 по 30 апреля.

Фестиваль откроют дочь Г.Григоряна - замечательная певица Асмик Григорян (Литва), тенор Стивен Костело (США) и Родион Погосов (баритон, РФ), художественный руководитель и дирижер - Константин Орбелян. В следующем концерте фестиваля участвуют известная певица Барбара Фриттоле (сопрано, Италия) и выдающийся баритон Георгий Гагнидзе (Грузия). Завершится фестиваль спектаклем "Травиата" в постановке Г.Григоряна. Дирижер - Крис Русман (Британия), сопрано -Асмик Торосян, Стивен Костело (тенор), Арнольд Кочарян (баритон).

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНЬЕ…
      2022-11-28 11:07
      863

      Подошла к своему завершению насыщенная музыкальная осень. Традиционно публике была представлена серия концертных программ с участием всемирно известных солистов и дирижеров. Эти события освещались в "ГА", и нет необходимости повторяться. Оригинальность художественной концепции, взыскательность программ, включающих эталонные трактовки мировых шедевров, высочайший уровень исполнения привлекают не только постоянных посетителей концертных залов, но и совершенно новую публику.

    • К ГЛУБИНАМ ТВОРЧЕСТВА
      2022-11-23 10:48
      3333

      Известно: в темные ночи звезды светят ярче. И в наши дни происходят события, которые дарят людям ни с чем не сравнимую радость общения с искусством, заставляя их видеть мир иными глазами.

    • НЕСРАВНЕННАЯ ХИБЛА ГЕРЗМАВА
      2022-11-21 15:02
      5129

      Она покоряет с первого появления на сцене. Прежде всего очаровательным, каким-то огненным обликом и сияющей улыбкой. А потом, когда начинает петь – изумительным голосом с тембровой окраской редкой красоты, широким диапазоном, где словно нет никаких тесситурных ограничений, богатыми интонационными возможностями, которым, кажется, нет предела. Этот яркий союз певицы и артистки с драматическими дарованиями продемонстрировала на сцене Большого зала им. А. Хачатуряна народная артистка России и Абхазии, сопрано Хибла Герзмава.

    • РАБОТАЛ С ВООДУШЕВЛЕНИЕМ
      2022-11-17 09:13
      3581

      Зачем люди ставят памятники? Чтобы не забыть нечто очень для них важное: человека или события, изменивших привычное течение их жизни. Вот и этот четырехметровый памятник, установленный в парке "Акведук" в год 80-летия битвы за Москву, является своеобразным символом. На главном фасаде постамента высечено: "Героям 13-й Ростокинской дивизии народного ополчения города Москвы. Всем участникам Великой Отечественной войны". Его авторы - заслуженные художники России и Армении Ваге и Микаэль Согоян, сыновья одного из крупнейших скульпторов второй половины XX и начала нового столетия Фрида Согояна, творчество которого прочно вошло в историю советской монументальной пластики.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • У ХАЧКАРА ЖЕРТВАМ ПОГРОМОВ В КИРОВАБАДЕ
      2022-11-28 11:33
      637

      26 ноября кировабадцы, обосновавшиеся в Армении, представители общественных организаций и активисты общественного движения «Женщины во имя Армении» возложили цветы к хачкару, установленному в память о жертвах погромов армян в городе Кировабаде (Гандзак) Азербайджанской ССР. Руководитель общественной организации «Агазанг» Григорий Оганезов, координатор организации «Съезд беженцев из Азербайджанской ССР» Мариям Авагян и другие правозащитники и бывшие беженцы напомнили о событиях тех лет, о борьбе отрядов сил самообороны Кировабада, о непреклонном духе гандзакцев, которые непременно вернутся обживать оставленные 34 года назад родные очаги.

    • ОДЕРЖИМОСТЬ ТАНЦЕМ
      2022-11-10 10:02
      3999

      Танцевальное искусство Армении второй половины XX века преподнесло нам немало ярких артистических имен. Среди них особняком стоит имя Вануша Ханамиряна, которому в ноябре этого года исполнилось бы 95. Его нет с нами уже 11 лет.

    • «ОДНАЖДЫ В ЕРЕВАНЕ» С АРНО БАБАДЖАНЯНОМ
      2022-11-09 09:55
      1340

      Известный российский певец, актер и шоумен, руководитель организации «Союз детей России» Сергей Крылов в эти дни находится в Ереване, где встречается с одаренными детьми и молодежью, занимающимися эстрадным вокалом. Цель - вовлечь их в проект «Однажды в Ереване», посвященный памяти выдающегося композитора, народного артиста СССР Арно Бабаджаняна, 40 лет со дня смерти которого исполняется в будущем году.

    • ТЕАТРАЛЬНЫЙ МАГИСТР И ТЕАТРАЛЬНЫЙ МАГ
      2022-11-01 12:40
      6460

      Позавчера читка пьесы "Лев зимой", которую начали в Русском театре, не состоялась - не было приглашенного режиссера-мэтра. У него была уважительная причина. Единственная причина, способная заставить выдающегося армянского режиссера, народного артиста Республики Армения Ваге ШАХВЕРДЯНА пропустить репетицию, не прийти в театр - он умер. Не спасли ни медики, ни Бог. На сей раз не спас даже Театр, как спасал всегда.