Последние новости

ЭЛЕКТРОННАЯ ЮСТИЦИЯ ПОКА СПИТ

В последнее время наметилась тенденция попыток посредством постановлений Конституционного суда РА восстановить, а то и закрепить авторитет Генпрокуратуры. В принципе обращение в КС - вполне закономерное явление, и двух мнений в этом вопросе быть не может. Другое дело, что до этого генпрокуроры не прибегали к данному рычагу, если не считать единственный случай времен генпрокурорства Геворга Костаняна. 

КОГДА ВОЗНИКАЮТ РАЗНОГЛАСИЯ МЕЖДУ ЗВЕНЬЯМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ относительно толкования законодательных норм, то слово КС является решающим. Иными словами, разрешение противоречий на уровне КС в подобных ситуациях - необходимая мера. Однако возникает вопрос: почему именно сейчас, на нынешнем этапе, между правоохранителями все чаще возникают разногласия и разночтения?

Помнится, этот процесс был заложен при Г. Костаняне. Но последний старался решать возникающие проблемы и укрепить власть прокуратуры не посредством КС, а через парламент. Он, в частности, пытался добиться законодательных изменений вплоть до того, чтобы прокуратура получила полномочия координировать деятельность всех правоохранительных органов. Успеха на законодательном уровне, надо признать, добиться не удалось. И тогда в Генпрокуратуре решили действовать на конституционном уровне.

А теперь и нынешний генпрокурор не отказывается от возможности в законодательном порядке заполучить полномочия координации правоохранительных органов. Однако стало ясно, что такое желание, как ни крути, не удастся "уместить" в рамки Конституции РА. Осталась одна надежда на Конституционный суд. И если Костанян (повторюсь) в должности генпрокурора обращался туда единожды, то А. Давтян за свое недолгое пребывание на этом посту сделал это уже дважды.

Вернемся к постановлению Конституционного суда, принятому на основании заявления А. Давтяна 13 июня сего года. Согласно данному документу, следователи, представляя ходатайства о применении ареста как меры пресечения, обязаны заранее проинформировать об этом надзирающего прокурора. Кстати, постановление ՍԴՈ-1373 касается конкретно части 5 статьи 285 УПК РА, которая регламентирует, какие субъекты в обязательном порядке оповещаются судом о ходатайстве следователя об аресте. Прокуроры в числе этих субъектов не обозначены. КС пришел к выводу, что сама статья является конституционной, однако из закона вытекает, что оповестить прокурора на сей счет должен следователь, поскольку прокурор может отозвать его ходатайство или опротестовать.

ТО ЕСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЧЕТКО НЕ РЕГУЛИРУЕТ ВОПРОС, каким образом прокурор может получить нужную информацию для осуществления своих полномочий, а следователи, действуя строго по букве закона (во всяком случае по их восприятию), решили, что информирование прокуроров абсолютно не входит в число их обязанностей. Как же решался вопрос до сих пор?

А решался он очень даже полюбовно. Практика показывает, что при генпрокуроре Агване Овсепяне следователи не ленились и в обязательном порядке сообщали надзирающему прокурору о ходатайстве в суд. Никаких проблем в этой связи не возникало. Вопросы такого рода решались в обычном рабочем порядке, что свидетельствовало об атмосфере разумного взаимодействия правоохранительных органов. А вот процесс решения всяких мелких вопросов через Конституционный суд свидетельствует о том, что, к сожалению, нынешняя Генпрокуратура не может похвастаться должным авторитетом, необходимым для решения текущих вопросов. И расценивает постановление КС как победу.

Но на взгляд очень многих юристов, это не более чем пиррова победа, полученная высокой ценой и в принципе косвенно равносильная поражению. Ведь очевидно, что постановление КС на практике не будет выполняться, поскольку следователи вполне обоснованно уже сейчас утверждают, что без четкого законодательного регулирования таких вопросов, как сроки и порядок предоставления информации надзирающему прокурору, они не могут заниматься "импровизацией".

Да и сама процедура предоставления информации со стола следователя несколько обветшала. Уже давно во многих странах такие понятия, как электронное управление, электронная юстиция, вовсе не пустые слова, существующие лишь в словарях. Подобные документы таким образом доступны всем заинтересованным чиновникам. И никто при этом не обязан помимо своих непосредственных обязанностей заниматься излишней бумажной волокитой.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • Роман ЕРИЦЯН: "ГАРИКА МУРАДЯНА ПЫТАЛИ В ПРИСУТСТВИИ СЛЕДОВАТЕЛЯ"
      2024-04-25 11:29

      Подвергшийся жестокому избиению в следственном отделе Полиции Шенгавита Гарик Мурадян на свободе. Об этом в телефонной беседе с "ГА" сообщил его адвокат Роман Ерицян. Адвокат также отметил, что Мурадян не подвергнут уголовному преследованию за воспрепятствование осуществлению правосудия или вмешательство в расследование дела(статья 486 УК РА) и освобожден из-под стражи через 72 часа после задержания.

    • АННА ВАРДАПЕТЯН СНОВА НЕ В КУРСЕ?
      2024-04-22 13:30

      Бездействие прокуратуры порождает полицейский произвол Поведение отечественных стражей закона уже длительное время отличается крайней агрессивностью и откровенной жестокостью по отношению к гражданам. Только на прошлой неделе с разницей в 2-3 дня мы стали свидетелями двух вопиющих случаев полицейского произвола.

    • ДЕЛО АШОТЯНА: ОДНО ХОДАТАЙСТВО ЗАЩИТЫ ОТКЛОНЕНО, ВТОРОЕ - УДОВЛЕТВОРЕНО
      2024-04-17 13:10

      16 апреля в Антикоррупционном суде под председательством Ваге Долмазяна продолжилось слушание по делу зампреда РПА Армена Ашотяна, а также экс-ректора ЕГМУ Микаэла Нариманяна и сотрудников вуза Ларисы Парсегян, Марты Симонян и Ролана Давтяна. Их обвиняют в злоупотреблении служебным положением и отмывании денег.

    • БЕЗОПАСНОСТЬ ПО-НИКОЛОВСКИ
      2024-04-16 12:30

      Настоящих офицеров с профессиональным праздником!          «16 апреля в Армении отмечают День работника Полиции. Эти профессионалы должны быть гарантом безопасности для жителей страны и примером безукоризненного соблюдения законов. Но, к сожалению, в последние годы наше государство не может похвастать успехами в сфере защиты граждан»,- считает оппозиционный активист, лидер движения «Азатагрум» Мика Бадалян. О действиях армянских полицейских, как и всей правоохранительной системы Армении, в целом, он знаком не понаслышке. Грубейшие задержания, шитые белыми нитками уголовные дела, аресты и суды – вот то, с чем ему не раз пришлось столнуться в последние годы в рамках борьбы с правящей властью.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НАЛОГ С ОБОРОТА: АЛЬТЕРНАТИВА ИЛИ СОБЛАЗН?
      2024-02-29 10:34

      Очередные изменения в налоговом законодательстве Армении по сложившейся в последние годы традиции опять-таки нацелены на ужесточение и увеличение налоговой нагрузки. В зоне внимания действующих властей на сей раз оказалась система налога с оборота.

    • УДАР ПОД ДЫХ
      2024-02-17 10:02

      Армянских гастарбайтеров обложили налогами и штрафами В Армении нет практически ни одного села, откуда на сезонные заработки не уезжала бы чуть ли не половина мужского населения. Трудовая миграция, по сути, уже стала своеобразной, пусть и неформальной отраслью армянской экономики. Помню, как годы назад, летом 2016 года я была в общине Гандзак Гегаркуникской области и беседовала на тему трудовой миграции с бывшим на тот момент главой общины Ваником Арутюняном. «Для предотвращения массовой трудовой миграции есть одна простая формула – создание рабочих мест внутри страны. Любым другим способом удержать людей не удастся. Всем понятно, что если человек не востребован у себя на родине, у него нет возможности здесь заработать, то он вынужденно уедет, чтобы прокормить свою семью» - вполне логично рассуждал мой собеседник.

    • К НОВОМУ ГОДУ ПЛАНИРУЕТСЯ ДЕФИЦИТ МЯСА…
      2023-12-02 10:56

      6 декабря вступит в силу дополнение к закону «О государственном надзоре за продуктами питания», а это значит, что органы контроля подучат право на изъятие и уничтожение крупных партий мяса и мясных продуктов, которые поступят в продажу в обход свидетельства о том, что забой скота был произведен в условиях скотобойни.

    • КОРЕЙСКИЕ СПОРТСМЕНЫ "ПОМОЛОДЕЮТ"
      2023-07-04 05:13

      В Южной Корее принят закон, отсутствие которого долгие годы тормозило развитие спорта в стране и создавало препятствие для успехов местных спортсменов на международной арене.