"И СЛЕД МОЙ В МИРЕ ЕСТЬ"...
Так словами И.Бунина мог сказать о себе сын известного кинорежиссера Степана Кеворкова, кинорежиссер, сценарист, продюсер, народный артист Армении Рубен Геворкянц. Вчера творческая интеллигенция республики, сотни зрителей прощались с этим одаренным человеком, который до конца своей жизни (неполных 72 года) был заряжен на труд, творчество, жизнь.
С ИМЕНЕМ РУБЕНА ГЕВОРКЯНЦА - АВТОРА МНОЖЕСТВА ФИЛЬМОВ (более шестидесяти, из которых шесть игровых) - связаны едва ли не самые завораживающие страницы армянского документально-поэтического кинематографа. Даже самые ранние работы - миниатюры - не потеряли своей увлекательности, правдивости, силы воздействия. У него была прекрасная, полная радостного, большого творческого труда жизнь. Рубен Геворкянц был земным в самом буквальном смысле этого слова. Со всеми ошибками и пристрастиями земного человека. Притом в нем земное и трезвое отношение к событиям, вещам вдруг становилось удивительно одухотворенным, поэтическим и романтическим, и тогда рождались такие талантливые ленты, как "Добрый след", "Лицо", "Ожидание", "Острова", "Думы", "Преклонение", "Наследие", "Рай-93", "Вдохновение", множество стихотворений: (три сборника поэзии), книга "Параджанов - кино на двоих".
И все-таки только кино и общественной деятельностью он себя не ограничивал - его можно было встретить в самых неожиданных местах: не только в театрах, на симфонических концертах, балете, но и на различных спортивных соревнованиях, на вернисажах. И друзья у него были разные - ученые, врачи, писатели, физики, драматурги. Он вообще очень легко сходился с людьми. От него можно было услышать рассказ из самых неожиданных областей человеческих знаний. Без поэзии, музыки жизнь для него была не в жизнь. Любопытство, любознательность были сутью его натуры.
К фильмам Рубена Геворкянца зрители всегда проявляли особый интерес. И это не случайно. Дело даже не в том, что он автор множества фильмов, обладатель двадцати международных призов, из которых пять Гран-при. В его лице мы имели одного из самых талантливых кинематографистов современной Армении, но, может быть, и самого противоречивого, ищущего, всегда находящегося в движении, даже в наши сумеречные годы, когда кинематограф оказался на обочине общественного сознания и когда были утеряны приоритеты и ценности. Человек, любящий фантазию и в то же время прочно, обеими ногами стоящий на земле, - натура одновременно и поэтическая, и деловая. Несмотря ни на что, он работал всегда с напряжением сил. Его фильмы всегда интересны и потому, что вбирали в себя проблемы общественной и духовной жизни.
НАПРЯЖЕНИЕМ ДУХОВНЫХ ИСКАНИЙ ОТМЕЧЕНЫ ПОЧТИ ВСЕ ЕГО ФИЛЬМЫ, но с особой силой это отразилось в документальном фильме "Навсегда". Зритель, входящий в мир Геворкянца, должен быть готов к тому, что истина здесь не заперта в "терему" одного этого фильма. Эта истина достигается режиссером на протяжении всего творческого пути и, даже будучи "схваченной", вновь увлекает нас за собой. Так отблеск непойманного, новых усилий мысли, трепета, размышлений сквозит в этой работе режиссера. Первое, самое сильное ощущение, возникающее при просмотре картины, - "неожиданность" открытого присутствия самого автора. Собственно личность не заслоняет от автора многообразный мир со всеми его победами и поражениями, с его радостями и печалями, но и последний не подавляет ее, поскольку его "я" - одна из деятельных частиц этого мира.
Геворкянц смотрит на прошлое, на проделанный страной путь, на нашу историю глазами современника прежде всего потому, что его главное стремление, главный стержень повествования - это стремление через прошлое понять настоящее. Это его собственный душевный опыт и его понимание мира, истории, современной нашей жизни. Раздумья автора фильма полны острой гражданской тревоги, вызванной тем, что человек погряз в пустопорожних фразах и суетности, что первородные ценности уходят по дешевке. Вот почему я думаю, что этот фильм знаковый. Геворкянц вскрыл дополнительные ресурсы авторского кино во всех его составляющих - тематике, ритмике, художественных средствах выражения, выводя этот фильм на качественно новый уровень.
Особое место среди киноработ Рубена Геворкянца занимает фильм "Время собирать камни", созданный совместно с режиссером Тенгизом Семеновым, Александром Громовым (соавтор текста), оператором Ашотом Мовсесяном. Он был снят на студиях "Айк" и "Человек и время" (российская студия).
Этот фильм - и свидетель, и летописец, восстанавливающий перед нами прошлое без ретуши, которую подсознательно наносит на него наша память. В нем показаны динамика времени, заставляющая зрителя думать, соотносить увиденное с опытом своей жизни, соглашаться с авторами или возражать им, потому что в нем нет ни надменной назидательности, ни готовых рецептов. Он лаконичен и вместе с тем удивительно емко вместил в себя всю нашу историю - памятники старины, армянские письмена, существующие с 405 года, кровавые страницы истории, начало XX века, Геноцид 15-го года, Первая независимая республика, Советская Армения, Великая Отечественная война... Но главный герой фильма - это наше время. Из своего сегодня Рубен Геворкянц вглядывается в историю своего народа и обнаруживает там корни сегодняшнего дня. И как замечательно переданы противоречия XX века - века славы и позора, силы и бессилия, ума и безумия, потрясений и контрастов. Смотря этот фильм, думаешь, что время едино и все существует одновременно, и прошлое, и настоящее, и будущее. Это физическое ощущение единства времени делает фильм значительным явлением в нашем документальном киноискусстве. Широкий охват событий, документально яркое и правдивое их отображение и осмысление ставит фильм в ряд лучших созданий последних десятилетий. Он пронизан острой гражданской ответственностью за свою страну, судьбу народа, за его будущее и ценен осознанием родной земли как единственной и неповторимой.
ВЫСОКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АВТОРОВ ФИЛЬМА. Монтаж, звук, операторское мастерство находятся на той стадии зрелости, когда обретаются простота, подчиненность приема содержанию.
Кончается фильм, но еще долго стоит перед глазами армянская земля с ее ароматом фруктовых деревьев и легендами древних крепостей, страшные кадры землетрясения, радостные лица воинов-азатамартиков, освободивших Шуши, остаются глаза соотечественников, тоскующих по родине на чужбине... Редко какой художественный фильм смотрится с таким вниманием, на одном дыхании, как этот документальный.
Судьба дала Геворкянцу дар кинорежиссера, острый ум аналитика, необыкновенную работоспособность. Эти свойства помогали ему и в Союзе кинематографистов, где он был бессменным председателем с 2003 года. А возглавить творческую организацию в наши дни, согласитесь, непросто: здесь и пришлось проявить сполна свои организаторские способности и дар дипломата. Он связывал людей разных поколений, несхожих характеров, убеждений. Его уникальный дар общения, убеждения помогали людям жить, работать, обретать уверенность в себе и избранном деле. Двери его кабинета в СК были всегда открыты. Нередко мне приходилось делать с ним беседу (сколько их было!) без предварительного его согласия. И он ни разу не отказал. Однажды на мой вопрос о том, есть ли повод для оптимизма, если мы говорим о молодом кино, Рубен Степанович, не задумываясь, ответил: "Конечно, я связываю свои надежды с новой политикой нашего государства в области кино, что же касается проблемы молодых, то здесь не все просто. Раньше у нас происходила естественная смена поколений. Потом были война, разруха, многие померли, и в результате образовался вакуум, разрыв между поколениями порядка 25 лет. Как верно заметила однажды Галина Волчек, "эстафету надо передавать тогда, когда рука не трясется, когда ее можно передать на бегу, не уронив". А у нас молодые не поспели за нами... Поэтому наши фестивали "Золотой абрикос", "Это я!" призваны сократить этот разрыв. Конечно, среди молодежи, если судить по фестивалям, есть интересные ребята, но в основном в документальном кино, а в игровом - нет. То ли мышление другое, то ли средства ограниченны..."
Последние годы стали для Рубена Геворкянца особенными. Он остро переживал за состояние армянского кинематографа, тяжело болел. Трудными были поиски путей к преодолению власти тех людей, от прихоти которых зависят судьбы любимого им искусства. И все же в глубине души он верил, что армянский кинематограф вновь громко заявит о себе, как это было в 60-е годы. Поэтому он, несмотря на огромную общественную работу, занимался со студентами, заряжая их своей любовью к важнейшему из искусств.
Заслуги Рубена Геворкянца высоко оценены. Он был народным артистом республики, удостоен множества призов и премий. В конце жизни ему открылась какая-то непостижимая для нас истина. И он спешил. Выпустил три сборника своих стихотворений, книгу "Параджанов - коллаж на двоих", документальные ленты "Планета женщин", "Завтра встретимся", "По следам армянского книгопечатания". Своим творчеством он заставил нас осознать: как бы трудно ни происходило восхождение человека к истине, к своей личностной сущности, - он не грустный, одинокий человек на земле. Даже в исканиях, падениях и взлетах рядом с человеком нечто большее, чем он сам, - Мир, и он, человек, глубоко укоренен в этом мире.
Всегда занятый, нацеленный на дело, увлеченный какой-то идеей, собранный, ценящий каждую секунду, не откладывающий решение любой проблемы среди обилия дел, забот и обязанностей, сохраняющий ясную голову, четкость мысли, потребность выделить главное, Геворкянц всегда шел навстречу любой просьбе кинематографистов. Интеллигентность располагала к нему с первого взгляда.
Теперь многим будет его недоставать. Теперь уже он не мелькнет на улицах Еревана, и мы не остановимся поговорить, поспорить о фильмах, о людях. Очень жаль...
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-07 10:44
В ряду памятных музыкальных дат нынешнего года одной из самых значительных является 180-летие выдающегося французского композитора, органиста, дирижера, педагога, музыкального критика, музыкально-общественного деятеля Габриеля Форе. Этой дате был посвящен концерт государственного камерного оркестра Армении, который прошел в Большом зале Армфилармонии им. А. Хачатуряна. Программа гала-концерта, целиком состоящая из произведений Форе, завершила Дни Франкофонии в Армении. Инициаторами вечера были Национальный центр камерной музыки, Посольство Франции в РА, МОНКС и Французский институт в Армении.
-
2025-05-03 11:35
Проходят десятилетия, но неизменной остается любовь публики к явлению, которое мы называем "Ованес Бадалян". Легенда народной песни своим неповторимым исполнением вдохнул новую жизнь в армянскую песню. Она, словно магнитом, тянула певца, одаренного голосом редкой красоты, способного петь свободно, словно и труда это никакого не составляло.
-
2025-04-25 09:46
Самвел Паркевович Мурадян - личность уникальная. Известный литературовед, доктор филологических наук профессор ЕГУ, отметивший недавно свое 80-летие, до сих пор сохранил в себе детское восприятие жизни. Для многих он - соединение ребенка с мудрецом. В его книгах, монографиях, многочисленных статьях, научных исследованиях присутствует тот же праздник смысла, формы и колоссальных знаний, что и много лет назад. Вся его деятельность - и лекции, и книги, комментарии по случаю, споры, в которые он ввязывается, всегда имеют прямую и благородную цель: защитить базовые ценности литературы. Защитить наши исторические культурные завоевания, оживить коллективную память, чтобы не затерялась в ней чья-то драматичная судьба, не пострадала, не искривилась чья-то репутация от злого навета или пустой молвы.
-
2025-04-24 10:47
В ночь с 23-го на 24 апреля в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна Национальный филармонический оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Эдуарда Топчяна исполнением «Реквиема» Моцарта отметил скорбную дату нашей национальной боли. В концерте кроме филармонического оркестра приняли участие Государственный камерный хор «Овер» (художественный руководитель и хормейстер Сона Оганесян), Ереванский государственный камерный хор под управлением Кристины Восканян и солисты – Анна Аглатова (сопрано), София Туманян (меццо-сопрано), Тигран Мелконян (тенор) и Милан Сильянов (бас). Дирижер – Эдуард Топчян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2021-12-15 10:07
Верно замечено: искусство режиссера складывается из многих талантов. Он не так, как все, ощущает движение времени. Не так, как все, чувствует другого человека - будто экстрасенс, угадывает его на расстоянии, ощущает и норму, и отклонение от нее. Как гипнотизер он знает, как можно увлечь, успокоить или что-то внушить другим людям. Но особенности эти свойственны лишь подлинным режиссерам-художникам.
-
2021-01-27 09:39
В расположенной на одном из этажей Ереванского государственного института театра и кино мастерской Рубена Григоряна царил полумрак. На рабочем столе с опустевшим стулом – скромный букет цветов и фонарики с горящими свечами. Тишину нарушала только музыка, точнее песни, которые любил слушать "парон Григорян". Так его воспитанники встретили свой очередной учебный день – первый без Мастера.
-
2020-12-28 09:59
Он уехал в США в самом начале девяностых годов. Известный кинооператор и кинорежиссер, мастер документального кино, лауреат премии "Ника", лауреат Всесоюзного и международных кинофестивалей Михаил ВАРТАНОВ был близким другом Сергея Параджанова.
-
2020-09-11 13:04
Не каждый человек, перешагнув рубеж, ведущий к вековому возрасту, способен привнести в свою жизнь новые технологии, возиться со множеством функций смартфона и тем более разбираться в соцсетях. Легендарный оператор Левон Атоянц из редких "могикан", кого новое не просто интригует и становится преодоленной преградой, - оно превращается в мостик, связывающий с миром, или в персональную книгу воспоминаний, советов молодым и шутливых изречений.