Последние новости

"ЗОЛОТОЙ АБРИКОС" – РЕЗУЛЬТАТЫ И ВКУСЫ

Международный кинофестиваль "Золотой абрикос" в 14-й раз подвел итоги своей работы. 7 официальных и 9 "просмотровых" дней, более 100 игровых, документальных и короткометражных фильмов, снятых режиссерами со всего мира и нашими соотечественниками, форумы, воркшопы и мастер-классы – каждый из компонентов обрел своих почитателей.

ОДНИМ БОЛЬШЕ ПОНРАВИЛИСЬ ФИЛЬМЫ ВНЕ КОНКУРСА, ДРУГИМ - КАРТИНЫ из "экзотических стран", третьим - ереванские премьеры или подборка из программы Каннского МКФ. Некоторые фильмы просто приковывали публику к экрану, сопровождаясь бурными аплодисментами, после просмотра иных зритель молча и спешно покидал зал. Подобной участи, как ни странно, удостоилась и весьма достойная картина видного американского документалиста Джо Берлингера "Намерение уничтожить", закрывшая фестиваль. Фильм о том, как проходили съемки голливудской драмы "Обещание" о Геноциде армян раскрывает не только не известные широкой публике детали съемок, но и перемежается фактографическим материалом, воспоминаниями очевидцев событий 1915 г., мнениями экспертов, поднимает вопрос об ответственности Турции и других мировых держав за признание Геноцида.

"Я хороший еврейский парень из Нью-Йорка, потомок нации, пережившей Холокост, поэтому прекрасно понимаю ваш народ, подвергшийся Геноциду четвертью века ранее. Разница лишь в том, что государство, ответственное за уничтожение евреев, признало свою вину, а Турция не только не признает Геноцид армян, но и всячески фальсифицирует историю. Надеюсь, что фильм облетит разные страны и расскажет правду о Геноциде", - сказал присутствующий на церемонии закрытия "Золотого абрикоса" Джо Берлингер. Получив заслуженную премию "Мастер" "Золотого абрикоса", он пригласил публику к просмотру и занял свое место в зале. Однако не успел фильм начаться, как отечественный "бомонд" принялся спешно покидать зал на глазах у опешившего режиссера, который разводя руками, в недоумении произнес: "А почему они уходят?" Да уж, о вкусах не спорят. Хотя здесь речь не о вкусах, а об уважении, и прежде всего к самим себе и своей истории. Но вернемся к нашим, так сказать, "баранам".

В субботу вечером в Красном зале кинотеатра "Москва" прозвучали позывные 14-го МКФ "Золотой абрикос", возвестившие о закрытии праздничной Недели кино, проходящей в Ереване. Как отметили ведущие вечера, артисты Луиза Гамбарян и Арсен Григорян, 7 дней город жил показами фильмов, концертами на площади Азнавура, встречами с известными кинематографистами. Киноманы бегали из зала в зал,  делились впечатлениями, обсуждали картины.

В Ереване стартовал 14-ый 'Золотой абрикос'ФЕСТИВАЛЬ ПРОХОДИЛ ПОД СЛОГАНОМ  "ПЕРЕКРЕСТОК КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ". Таким его и увидели звезды мировой режиссуры, киноведы и кинокритики, прибывшие в Ереван как гости, участники и члены жюри. Видный британский режиссер Хью Хадсон отметил, что фильмы "Золотого абрикоса" представили мозаичное панно разных культур, традиций, мировоззрений и социальных реалий  разных континентов и тем самым обеспечили цивилизационную палитру фестиваля. "Именно в Ереване стало возможным посмотреть полярное по стилю, киноязыку, темам и посылам кино", - сказал Хадсон.

14-й "Золотой абрикос", как всегда, вызвал волну душевного тепла и гостеприимства, создал атмосферу  свободы и любви. Так, обладатель Гран-при нашего МКФ 2015 г. колумбиец Сиро Герра (автор фильма "Объятие змеи") заметил, что именно эти качества обеспечили свободу выбора победителей фестиваля. Режиссер из Индии Самал Кумар Сасидхаран, представивший картину "Сексуальная Дурга", был поражен безопасностью Еревана и возможностью прогуливаться по городу ночью, что невозможно на его родине. "Абрикосовый фестиваль" пленил и члена жюри ФИПРЕССИ, кинокритика из Аргентины Роджера Коса, который сказал: "После недели, проведенной в атмосфере фестиваля, наши сердца превратились в абрикос, в жилах потек вишневый сок".

Жюри высоко оценило и подборку фильмов. Разве что ответственные за "Документальное кино" в номинации "Армянская панорама" сетовали на небольшое число качественных фильмов, что не помешало жюри выделить фильмы, заслуживающие призы. Торжественная церемония вручения наград прошла под звуки музыки Арама Хачатуряна и Комитаса в исполнении струнного ансамбля под управлением Ашота Тиграняна. "Если открытие фестиваля – праздник, то закрытие – двойной праздник, поскольку озвучены имена победителей" - с этими словами жюри приступило к объявлению призеров.

МНЕНИЕ ЖЮРИ ФИПРЕССИ СОВПАЛО С МНЕНИЕМ ШИРОКОЙ ПУБЛИКИ: награду получил мощный фильм иранского режиссера Мохаммада Расулофа "Неподкупный", не так давно получивший главную премию в номинации "Особый взгляд" Каннского МКФ. Картина сделана блестяще, обнажает современную иранскую действительность и рассказывает о борьбе честного, принципиального человека с порочной системой общества, погрязшего в коррупции и построенного на мафиозных отношениях. Какое оружие сгодится для борьбы – честность и неподкупность или принцип "клин клином вышибают"? Герой фильма Реза делает свой выбор, но победа приводит его к новой трагедии и борьбе с совестью: теперь он вынужден сделать новый выбор – бежать или стать частью системы.

Конкурс "Армянская панорама" поделен на три отдельные номинации, и в каждой оказались свои победители и призеры. Приз "Золотой абрикос" в формате "короткометражное кино" достался Эрику Шагиняну (США), его 10-минутной ленте "Оставаться на поверхности воды". Две награды было учреждено в конкурсе "Документальное кино" "Армянской панорамы": "Специальным упоминанием жюри" отмечена картина Ашота Мкртчяна "Орижин" ("Армения"). "Золотой абрикос" получили Тамара Степанян и ее фильм "Был снег" (Армения): это картина об эмиграции армян в наши дни и жизни между родиной и чужбиной, прошлым и настоящим. "Пожалуйста, оставайтесь дома и стройте прекрасную Армению" - получая приз, обратилась к соотечественникам Тамара Степанян.

В номинации "Игровое кино" "Армянской панорамы" также было две награды. Специальный приз вручен молодому, но уже получившему известность актеру Самвелу Тадевосяну, сыгравшему главные роли в 2 из 3 фильмов номинации. Американская картина "Дональд заплакал" Криса Аведисяна удостоилась Приза имени Гранта Матевосяна за лучший сценарий и "Золотого абрикоса". Фильм в первые 20 минут вызывал смех, поскольку сделан с иронией, затем потянул ко сну из-за однотипности и предугадываемости событий, а к концу и вовсе утомил. Но определенный процент публики все же досмотрел его до конца.

НОМИНАЦИЯ "МЕЖДУНАРОДНОЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО" ДАЛА ТРЕХ ПРИЗЕРОВ. Как отметило жюри, хороших фильмов было немало,  но не все стали призерами. "Специальное упоминание жюри" досталось фильму "Сельчане" Цветаны Драгнев из Болгарии. "Серебряный абрикос" вручили режиссеру из Турции Сердару Оналу за киноисторию "Матушка Дердо и орешина": полный искрометного юмора и трагических реалий фильм рассказывает о 70-летней женщине Дердо, армянская семья которой вынужденно приняла ислам и после 1915 г. осталась в Турции. Лишь Дердо осмелилась остаться христианкой и спустя десятилетия после Геноцида жить на земле предков и противостоять притеснениям. "Лучшим документальным фильмом" была названа копродукция "Охота на призраков" палестинца Раеда Андони.

В категории "Международное игровое кино" призом "Специальное упоминание жюри" награждлена картина "Вестерн" Валески Гризебах (Германия, Болгария, Австрия), оставив зрителя равнодушным. "Серебряный абрикос" сорвала бразильская "Арабиа" режиссеров Аффонсу Учоа и Жоао Думанса. Картина крепкая и весьма нестандартная, повествует о жизни низшей прослойки общества – людей без образования и без постоянной работы, вынужденных браться за самый тяжелый труд.

А вот Гран-при 14-го МКФ "Золотой абрикос" вручили картине "Сексуальная Дурга" индийца Самала Кумара Сасидхарана. Надо отметить, что фильм уже получил Гран-при на Роттердамском МКФ,  некоторые критики назвали его пустым, другие расточали хвалебные отзывы. "Сексуальная Дурга", безусловно, профессиональная картина, хотя и снятая без определенного сценария и построенная на ситуационной импровизации. Сасидхаран умело использовал язык кино для рассказа о жизни в вечной тьме, на которую обрекает себя влюбленная пара: Дурга – из приверженцев индуизма, Кабир – из числа индийских мусульман. Их мечты не могут стать явью в современном индийском обществе, они обречены на вечное преследование, раскрываемое режиссером на фоне традиционной церемонии поклонения богине Кали (Дурге). Фильм, конечно, хороший, но иранская картина "Неподкупный" представляется более достойной высокой награды. Однако о вкусах не спорят...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВОССТАНИЕ" ЕРВАНДА КОЧАРА ВЫШЛО ИЗ СТЕН МУЗЕЯ
      2024-04-19 11:15

      Итальянскому муралисту Фабио Мария Феделе понадобилось 15 дней, чтобы украсить одно из зданий Еревана увеличенной в разы копией картины "Восстание" Ерванда Кочара. Арт-менеджеру Давиду Хачатряну и директору кочаровского Дома-музея Карине Кочар пришлось потрудиться больше 6 месяцев, чтобы вынести это полотно из музея и сделать его достоянием ереванцев и гостей столицы.

    • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
      2024-04-16 10:35

      Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.

    • БАБКЕН СИМОНЯН: «РАЗДУМЬЯ ПЕРЕД АРАРАТОМ»
      2024-04-12 09:29

      Презентация сборника стихов «Раздумья перед Араратом» известного поэта, писателя, переводчика Бабкена Симоняна вылилась в теплую встречу с друзьями, коллегами и поклонниками его творчества. На цокольном этаже Малого концертного зала «Арно Бабаджанян» собрались все, кому дорога и понятна его литература, кто разделяет его взгляды и ценит в нем не только писательский талант, но и верность собственному кредо – служить Родине.

    • КНИГА РУБЕНА ИШХАНЯНА ОБ АРЦАХЕ ВНОВЬ В ТОП-ЛИСТЕ
      2024-04-11 10:50

      С 4 по 7 апреля в Гостином дворе в Москве прошла международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction. Ежегодно из большого массива книг для топ-листа отбираются самые лучшие произведения. Уже дважды книга об Армении и Арцахе «Армения: 110 лет ожидания» попадает в этот список. Предлагаем читателям «Голоса Армении»  интервью с ее автором, писателем и директором издательства «Оракул» Рубеном Ишханяном.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • «ЯРХУШТА» В ИСПОЛНЕНИИ… ПОРАЖЕНЦЕВ
      2024-02-28 10:53

      По итогам 2023 года правительство зарегистрировало полный провал Правительство Армении на заседании 23 февраля утвердило доклад по исполнению и результатам своей программы за 2023 год, который должен быть представлен парламенту до 1 марта. Вице-премьер Мгер Григорян при этом подчеркнул, что документ включает в себя результативные и численные показатели исполняемости программы правительства, которые представлены по ряду блоков: внешняя политика, оборона, экономика, развитие инфраструктур и человеческого капитала, право и правосудие, институциональное развитие…

    • НЕМИГАЮЩИЙ СВЕТ «ЭЛЕКТРОСЕТЕЙ АРМЕНИИ»
      2024-02-15 10:18

      Итоги 8 лет борьбы за качество поставляемой электроэнергии           Окончание. Начало здесь.

    • АРИТМИЯ
      2024-02-05 10:31

      Сельское хозяйство завершило год в минусе Армения завершила 2023 год с темпом прироста показателя экономической активности на уровне 9,4%. Заметим, что этот показатель не то же самое, что ВВП, но обычно близок к нему. Об этом свидетельствуют обнародованные 31 января предварительные данные национального Статкомитета относительно макроэкономических результатов прошлого года…

    • ФАНФАРОНЫ И ФАНФАРЫ
      2023-12-29 10:46

      Оценка деятельности правительства в 2023 году Под занавес года принято оценивать работу исполнительной власти, которая весь год – как, впрочем, и все 5,5 лет своего правления – терроризировала население своими необдуманными решениями, за которые потом приходилось расплачиваться всем миром. Под видом реформ правительство Пашиняна принимало документы, которые были неприятно лишены реализма, продуманных деталей и, напротив, изобиловали пустыми лозунгами и общими местами. Жизнь от этого не только не улучшалась, но становилась все труднее и тревожнее…