Последние новости

ФАРМАЦЕВТИКА СТАЛА БИЗНЕСОМ,

говорит в интервью "ГА" профессор университета Аризоны, академик НАН РА Рубен ВАРТАНЯН

- Г-н Вартанян, в июне 2017 года, через полтора года после выхода вашей книги Synthesis of Best-Seller Drugs ("Синтез лекарств-бестселлеров"), в издательстве Elsevier издана ваша новая книга Piperidine-Based Drug Discovery ("Поиск лекарственных препаратов на основе пиперидина".) Пожалуйста, представьте ее.

- Это панорама лекарственных препаратов, созданных на основе пиперидинового фрагмента –  самого распространенного гетероцикла в структуре лекарственных препаратов. Поясню, что гетероциклы  - циклические соединения, в состав которых наряду с углеродом входят и атомы других элементов. Книга Piperidine-Based Drug Discovery описывает около 200 лекарственных препаратов, содержащих в своей структуре пиперидиновое кольцо. Книга включает 11 глав, 193 схемы синтеза, 99 рисунков и содержит 1985 ссылок на литературу. Дизайн лекарственного средства, методы его получения и т.д.  во многом определяются компетентностью, а порой и основанной на знаниях интуицией исследователя. Поэтому описание, дизайн и методы синтеза лекарств различных классов должны иметь  дидактическое значение. Думаю, эта книга окажется полезной как для новичков в области медицинской химии, фармакологии, так и для опытных исследователей.

Это первый том из задуманной и инициированной мною серии Heterocyclic Drug Discovery, рассчитанной примерно на 25-30 томов. Редактором этой серии издательством Elsevier назначен я. В каждом отдельном томе, который будет написан признанными авторитетами в данной области, будут классифицированы и описаны как методы синтеза, так и свойства препаратов - производных определенного гетероцикла, их применение. Выбор  тематики первого тома обусловлен тем, что, во-первых, пиперидин -  статистически наиболее распространенный и, на мой взгляд, "универсальный" гетероцикл, входящий в структуру более 200 лекарственных препаратов. И, во-вторых, это, собственно, та область исследований, в которой я работаю уже более 40 лет и являюсь адептом  двух крупнейших конструкторов лекарств современности – Пола Янссена – создателя 63 препаратов, широко представленных сегодня на  фармацевтическом рынке, и лауреата Нобелевской премии сэра Джеймса Блэка, предложившего первый клинически значимый бета-блокатор, что считается одним из изобретений, изменивших мир. Полагаю, что высказанная сэром Джеймсом Блэком в его нобелевской речи мысль: "Самая плодотворная основа для создания нового препарата - это начать с изучения существующих лекарств", - будет реализована в задуманной серии книг и станет серьезным вкладом в фармацевтику.

- Что побуждает к созданию такого рода научных трактатов, когда "изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды"?

- На этот вопрос трудно ответить однозначно, если вообще возможно. В моем случае корни следует искать в прошлом.  Мой отец, заслуженный деятель науки Армянской ССР, академик АН Арм. ССР Саркис Амбарцумович Вартанян, столетие со дня рождения которого наша семья отметит 20 сентября этого года, еще лет 50 назад начал подталкивать меня, "юношу, обдумывающего житье", в фармацевтику, снабжая немногочисленными в то время книгами и статьями на эту тему. Возможно, именно тогда у меня и возникла какая-то неудовлетворенность их некоторой недостаточностью, какими-то дырами в сюжете. Потом, с опытом работы и новыми знаниями, пришло желание заделать эти дыры, а также осознание необходимости концептуального изменения подхода к предмету, что позже вылилось в организацию кафедры фармацевтической химии в Ереванском государственном университете. В СССР тогда не существовало ни соответствующего курса, ни учебника, который можно было бы взять за основу лекционного материала для подготовки химиков - дизайнеров лекарств. Не было соответствующих учебников и за рубежом, поскольку не было и аналогичной парадигмы химико-фармацевтического образования. Тогда я решился взяться за написание курса лекций, вводящих студента в область синтеза лекарств-генериков. Эта оригинальная программа обучения легла в основу моей первой книги, озаглавленной "Синтез основных лекарственных средств". Кроме того, за последние годы сообщество медицинских химиков в основном сосредоточило свои усилия на "формальных" методах поиска лекарств, как, к примеру, комбинаторная химия, молекулярное моделирование и многих других, которые, разумеется, никак не следует недооценивать. Но машинные методы  служат лишь прекрасным дополнением. Посещая лекции и семинары столпов современной науки, знакомясь с прекрасными теориями, я пришел к выводу, что большинство из них далеки от  реальности и являются лишь домыслами о том, какими должны быть лекарства.

Возможно, стимулом является и ощущение того, что в области науки, которой я занимаюсь, воспроизводятся процессы, происходящие в мире. А современный мир подходит к важному рубежу. Его опутывают информационные шумы, красивые слова, смешные трактовки происходящего, исключающие возможность увидеть реальность, поклонение бессмысленным идеям.

Высокая миссия науки забыта. Как и все остальное в мире, она стала бизнесом. Придумываются и на миллиарды долларов продаются вредящие здоровью препараты. Возможно, поэтому я как один из "последних могикан" классической медицинской химии решил  восполнить пробел между классическими и формальными подходами к поиску новых лекарств.

- Почему вы уже третью свою книгу выпускаете именно в издательстве Elsevier?

-11 лет назад Elsevier выпустил мою первую англоязычную книгу Synthesis of Essential Drugs, которой предшествовало два издания в 2004 и 2005 гг. издательством МИА в Москве моей первой книги "Синтез основных лекарственных средств". Компания Elsevier наряду со Springer, Wiley и Informa - одно из крупнейших в ряду четырех системообразующих мировых научных издательств, выпускающее около четверти всех статей, издаваемых в мире. Штаб-квартира ее находится в Амстердаме, имеет филиалы в Европе, США, Бразилии, Японии, Австралии. Результаты моих работ последних лет опубликованы в основном в журналах, выпускаемых  Elsevier, для которых я часто рецензирую статьи. Отсюда и взаимное уважение, доверие.   

 'Синтез лекарств-бестселлеров'- Над чем вы сейчас работаете? Каковы ваши планы? Каким вам видится будущее Армении?

- Я продолжаю мою традиционную исследовательскую работу в области производных пиперидина, работаю над новой книгой, думаю еще об одной. Надеюсь, что еще не все уехали и умерли, что возможно возрождение. И если мы осознаем, что в мире  всегда существуют ниши для приложения сил, поймем, как безгранично пространство для развития  информационных технологий, новых материалов, здравоохранения и фармацевтики, попытаемся определить рынки будущего и свои возможности, то не все потеряно. У меня нет универсальной дорожной карты.  Но если мы вновь задумаемся над возможностями получения газа из Ирана, создадим нефтегазовую и возродим химическую промышленность в Армении, то найдется немало серьезных инвесторов, желающих вложиться во вновь создаваемую современную химическую индустрию. А это может способствовать возрождению определенной части экономики Армении, открытию тысяч новых рабочих мест.  Ведь газ и нефть - не только источники получения топлива, но и источники химического сырья для производства всей палитры веществ, необходимых химической промышленности.

Сегодня мы переживаем не лучший период в нашей истории, хотя были и гораздо более драматичные времена. Вновь борясь за место под солнцем, мы должны очень многое сделать. Но надо по достоинству оценивать людей созидательного труда - рабочих, инженеров, ученых, которых более четверти века назад "младшие научные сотрудники", а потом и спихнувшие их продолжатели лишили возможности трудиться в своей стране и для своей страны, вынудили покинуть Родину.

- Не многим удается реализовать себя. Судя по заслугам вашего отца Саркиса Вартаняна, ему удалось сделать это сполна…

- Да, мой отец был одним из самых блестящих армянских химиков своего поколения, порядочнейшим и честнейшим человеком. Его работоспособность, ум, скромность, обаяние определили и дорожную карту всей моей жизни.  Химическая школа С. А. Вартаняна была известна далеко за пределами СССР. Из нее вышли более 50 кандидатов и 10 докторов наук. Академиками стали трое из его учеников, один - член-корром. Студентом последнего курса в 1941 году отец ушел на фронт, был дважды ранен и с двумя орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды, 9 медалями дошел до Берлина. Вернувшись в 1946 г. в Ереван в звании майора, он сдал государственные выпускные, а затем и вступительные экзамены в аспирантуру в Москве под руководством известного ученого, дважды лауреата Сталинской премии академика Назарова. В 1949 г., защитив кандидатскую диссертацию, он возвращается в Ереван и в 1951 г., по предложению самого Назарова, вновь уезжает в Москву, на сей раз в докторантуру. В 1955 г. он успешно защитил докторскую диссертацию и, вернувшись в Армению, создал лабораторию в Институте органической химии АН Армянской ССР, где исследовал новые возможности применения исходного в то время сырья для производства хлоропрена - винилацетилена. Позднее эти работы  были обобщены им в двух фундаментальных монографиях "Химия винилацетилена и его производных" и "Ацетилен и пути его применения".

В 1970г. после ухода из жизни основателя и первого директора Института тонкой органической химии (ИТОХ) Арменака Левоновича Мнджояна отец возглавил институт. Свою деятельность на новом поприще он начал с увековечения памяти основоположника института, добившись присвоения институту его имени и установления памятника Мнджояну. Носитель стратегического мышления, отец  направлял институт на перспективные исследования, делая ставку на молодое поколение. К 1987 г., когда он покидал институт, там работали более 650 сотрудников, в том числе более 100 кандидатов и 10 докторов наук, институт имел сотни авторских свидетельств, прорывные проекты, способные изменить определенные воззрения в фармацевтике, приносить баснословные прибыли. Объемы производства и продаж лекарств, разработанных и произведенных ИТОХ, были удесятерены. Эти достижения были отмечены правительственными наградами. Он был избран академиком-секретарем Отделения химических наук, а также членом президиума АН Армянской ССР, с 1988 г. - главным редактором Армянского химического журнала, членом редакционного совета Армянской советской энциклопедии, членом коллегий всесоюзных журналов "Химия природных соединений", "Химико-фармацевтический журнал".  Академик С. А. Вартанян скончался 2 апреля 1997 года, не дожив до своего 80-летия несколько месяцев.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПУСТЬ СБУДУТСЯ ВСЕ МЕЧТЫ
      2019-04-08 11:59

      В Центре эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна проходит выставка работ Армине Галенц, которую она посвятила памяти своего отца, известного художника Саро Галенца. 10 апреля Армине исполнится 14 лет. В этот же день, только 109 лет назад 10 апреля 1910 года родился ее дед - выдающийся армянский художник Арутюн Галенц. Такое вот знаменательное совпадение. Бабушка, Армине Паронян-Галенц, в честь которой девочка названа, тоже была художницей. Так что, по-видимому, рисовать Армине Галенц-младшей предначертано самой судьбой.  

    • ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ФУНКЦИЯ
      2019-01-16 11:28

      Беседа с доцентом кафедры культурологии исторического факультета ЕГУ Юлией АНТОНЯН.

    • МЫ НАТРЕНИРОВАНЫ НА ГЕНЕРАЦИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ,
      2018-12-21 15:36

      говорит в интервью "ГА" директор НИИ физиологии им. Л.А. Орбели НАН РА доктор биологических наук Наира АЙВАЗЯН - Г-жа Айвазян, минувшей осенью в Ереване прошло много академических мероприятий, в том числе инициированных и напрямую организованных вашим институтом. Расскажите об этом подробнее.

    • САРО ГАЛЕНЦ - ПАМЯТЬ, ДЕЛА, ТВОРЧЕСТВО
      2018-12-21 14:55

      Чуть более года назад ушел из жизни Саро Галенц - тонкий художник, выделявшийся особым творческим почерком, человек  редкой одаренности, истинный интеллигент - без высокомерия, но с достоинством, без зазнайства, но с подлинным интеллектом, прямолинейный без грубости. События его личной жизни не становились достоянием общественности, он не заискивал перед коллекционерами, не заигрывал с прессой, он работал.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • РЕПАРКОЛ НА РЫНКЕ АРМЕНИИ
      2019-02-28 09:55

      Репаркол не имеет себе равных в скорости и качестве заживления поврежденных тканей. Это касается как покровов, т.е. кожи, так и слизистых оболочек. Восстановление поврежденной ткани происходит в 3 раза быстрее и без рубцов.

    • Вирус отступает: в Армении заметно сократилось число больных детей и взрослых
      2019-01-16 20:13

      В Армении заметно сократилось число зараженных острой респираторной вирусной инфекцией. Сезонные заболевания постепенно отступают. Об этом во время прямого эфира в Facebook сообщил министр здравоохранения Арсен Торосян, передает armeniasputnik.am.

    • МАГИЧЕСКАЯ ПУЛЯ
      2018-10-08 11:52

      Биохимики создали платформу для покрытия (модификации) поверхностей нано- и микрочастиц конструкциями из биомолекул. Данные конструкции могут иметь лекарственную и распознающую части и использоваться для направленной доставки лекарственных средств к опухоли. Работа опубликована в журнале ACS Applied Materials & Interfaces, сообщает scientificrussia.ru. Разработкой занималась международная группа ученых, в которую входят исследователи из МФТИ, Института биоорганической химии им. М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН, МИФИ, ПМГМУ им. И. М. Сеченова и Университета Маккуори (Австралия).

    • УДАСТСЯ ЛИ СОХРАНИТЬ КЛИНИКУ "АРМЕНИКУМ"
      2018-03-23 12:20

      Что на самом деле происходит вокруг клинического центра "Арменикум", пока до конца остается неясным. Известно лишь, что руководство медцентра проинформировало о прекращении государственного финансирования с мая. После этого вопрос целесообразности сохранения клиники, а также продолжения производства и клинических испытаний препарата "Арменикум" был рассмотрен на заседании Общественного совета Армении, который рекомендовал сохранить клинику и расширить производство и исследования препарата "Арменикум".