Последние новости

ПОСВЯЩЕНИЕ ГРИГОРИЮ ЕГИАЗАРЯНУ

Вот уже девятый год вместе с весной к нам приходит фестиваль армянского композиторского искусства. Он проводится по инициативе художественного руководителя и главного дирижера Армянского государственного симфонического оркестра Сергея Смбатяна и с момента своего основания проходит под высоким патронатом президента страны Сержа Саргсяна и при поддержке Министерства культуры Армении.

ДЕВЯТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРМЯНСКОГО КОМПОЗИТОРСКОГО ИСКУССТВА СТАРТУЕТ СЕГОДНЯ - после недавно завершившегося марафона, посвященного великому польскому композитору Кшиштофу Пендерецкому. Казалось бы, после такого напряжения и столь мощного эмоционального заряда трудно сразу перейти к следующему фестивалю. Но этот оркестр уже привык работать в марафонном режиме. К тому же посвящение обязывает. Нынешний фестиваль, который завершится 9 марта, пройдет под знаком крупнейшего композитора, видного педагога, одного из основателей армянской профессиональной композиторской школы - Григория Егиазаряна.

Личности такого масштаба заслуживают, чтобы о них постоянно помнили. Он остался одной из знаковых фигур XX столетия. В этом году ему бы исполнилось 110 лет. Его имя неизменно и справедливо причисляется к именам корифеев советского армянского музыкального творчества, впервые явивших миру искусство новой Армении. С Егиазаряном - композитором, педагогом, музыкальным деятелем - связана целая эпоха в развитии армянской музыкальной культуры. Без его творчества немыслима антология армянской музыки XX века. Он прочно занял свое место на армянском музыкальном Олимпе. Вслед за Арамом Хачатуряном, явившим миру первую армянскую симфонию, первый балет и инструментальный концерт, Егиазарян поведал о жизни и искусстве своего народа.

Вклад Григория Егиазаряна в отечественную музыку велик и до сих пор до конца не исследован. Его музыка захватывает темпераментом, напористой динамикой, эмоциональной раскованностью, светлым оптимизмом, красочной образностью и национальным колоритом. Главное же, что определяет художественную масштабность этого неординарного художника, - широта раскрытия жизненных явлений, глубина и проницательность решений художественных проблем, выдвинутых современностью. Как отмечали современники композитора, в своих произведениях он добивался большой выразительности, яркого колорита оркестрового звучания. Симфонические произведения Егиазаряна значительно обогатили армянскую симфоническую музыку, получили признание у общественности.

ГОРЯЧИЙ ИНТЕРЕС К МУЗЫКЕ КОМПОЗИТОРА БЫЛ БЫ НЕВОЗМОЖЕН, НЕ БУДЬ В ЕГО сочинениях, даже самых ранних, написанных в годы учебы в Московской консерватории, таких как Рапсодия для симфонического оркестра, Три танца для фортепиано, 8 песен народов СССР, свидетельствующих о ясно очерченном индивидуальном облике молодого композитора того мощного творческого импульса, который он называл стремлением отразить жизнь и время. До конца своих дней во всех своих творениях, в каком бы жанре они ни были написаны, он оставался верен этому своему стремлению. Армянская музыка XX века крепла под его влиянием, возвращалась к тому строю чувств, которыми горел композитор и которым никогда не угаснуть в армянской музыке.

Творческая биография Егиазаряна складывалась счастливо, масштабно. Он проявлял исключительную широту интересов. Да и могло ли быть иначе, ведь он учился в классе выдающегося композитора и педагога Николая Яковлевича Мясковского, который был не только продолжателем лучших традиций великого русского музыкального искусства, но и подлинно современным художником. От него он воспринял постоянное творческое беспокойство, стремление к непрерывному совершенствованию и культ симфонической и вообще инструментальной музыки. Эта встреча с выдающимся педагогом сыграла в жизни Егиазаряна исключительно плодотворную роль. Она не только помогала расширить кругозор, непосредственно почувствовать художественную атмосферу того времени, но и не позволила музыканту, оказавшемуся в новой и непривычной среде, оторваться от родной его национальной почвы. Искусство Егиазаряна корнями уходило в многовековые традиции национальной музыки, а ветвями касалось свежих веяний в мировой музыке. Поэтому музыка композитора говорит на языке XX века - трудного, трагического, жаждущего идеала. Масштабные концепции Егиазаряна, в центре которых вечные вопросы бытия, всегда озарены остротой личных переживаний.

Среди известных произведений Егиазаряна - балеты "Севан" (постановка 1956 г.), "Озеро грез" (1967 г.), "Ара Прекрасный и Семирамида" (1972 г.), для оркестра - симфония "Раздан" (1960 г.) симфоническая поэма "Армения" (1942 г.), симфоническая картина "К восходу солнца", Рапсодия, Концерт для скрипки с оркестром (1943 г.), пьесы для фортепиано, хоры, романсы, песни, музыка для театра и кино. Эти и другие талантливые произведения значительно расширили круг выразительных средств армянской музыки.

Симфоническая поэма "Армения" - программное произведение, отображающее картины из жизни армянского народа и отличающееся большим симфоническим размахом, глубиной и силой эпических образов, - на республиканском конкурсе была удостоена 1-й премии и с успехом исполнялась на Декаде музыки закавказских республик.

 ОЧЕНЬ ПЛОДОТВОРНОЙ БЫЛА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Г.ЕГИАЗАРЯНА. После завершения Московской консерватории он вернулся в Армению и сразу же окунулся в совершенно новую для него деятельность на педагогическом и культурно-организаторском поприще. Подъем творческих сил не покинул композитора ни в годы войны, ни после ее окончания. В Ленинакане он работает заведующим учебной частью музыкального училища, пишет музыку к драматическим спектаклям, а потом приглашается в Ереванскую консерваторию. В 1952 году избирается представителем правления Союза композиторов, работает на этой должности до 1955 года.

Егиазарян - наставник целой плеяды армянских композиторов, ставших впоследствии знаменитыми: Э.Оганесян, Г.Хачатрян, В.Котоян, Э.Багдасарян, Г.Читчян, А.Аджемян, Э.Аристакесян, В.Бальян, М.Исраелян и многие другие. Воздействие Г.Егиазаряна на современную композиторскую школу чрезвычайно плодотворно: композиторы разных поколений, разных индивидуальностей независимо друг от друга восприняли важнейшие принципы мышления старейшего армянского мастера и внесли свое, новое в дальнейшее развитие армянской музыки.

Возвращаясь к фестивалю, хочется отметить, что обращение к творчеству современных композиторов стало прочной традицией Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна. На концертах фестиваля пищу для слуха и размышлений находят поклонники симфоний и приверженцы камерной и хоровой музыки. Фестиваль удовлетворяет различным, порой противоположным вкусам, не говоря уже о том, что ему все возрасты покорны.

Большинство коллективов предпочитают играть апробированные практикой произведения. В этом есть свой резон (есть, конечно, и исключения). Нельзя забывать, что большинство артистов уклоняются от исполнения современных произведений: рискованно, не все поймут. А другие, как, например, оркестр под управлением С.Смбатяна, не всегда должным образом оцениваются. В этой борьбе за новое он в авангарде и не боится рисковать.

ИДЕЯ ФЕСТИВАЛЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ГРИГОРИЮ ЕГИАЗАРЯНУ, ВДОХНОВЛЯЮЩА. Бесспорно одно: такой фестиваль нужен, он даст сильнейший импульс для жизни его музыки. Программа всех пяти концертов довольно насыщенна. В первый день (5 марта) в Доме музыки Арама Хачатуряна звучат камерные произведения Григория Егиазаряна, Ваагна Варданяна, Арно Бабаджаняна, Симона Оганесяна, Гагика Овунца. В рамках фестиваля прозвучат произведения воспитанников Егиазаряна и многие камерные произведения новейших композиторов.

"Некоторые композиторы нередко говорят, что произведения современных композиторов не исполняются, но наш оркестр доказывает обратное, - говорит С.Смбатян. - У нашего фестиваля - особая миссия: сохранить культуру прошлого и способствовать развитию современной музыки. В рамках фестиваля в последние годы была проделана большая работа. Были оцифрованы симфонические и камерные произведения более 50 армянских композиторов, записано более 200 произведений, представлены премьеры 150 сочинений армянских авторов. В рамках фестиваля армянского композиторского искусства были также оцифрованы произведения Егиазаряна".

Естественно, вызывает недоумение: почему не охвачены нынешним фестивалем симфонические произведения композитора? Как объяснили организаторы фестиваля, "записи его произведений являются рукописями и очень плохо сохранились. Несколько работ автора были опубликованы с 1930 по 1940-е годы. А Армянский симфонический оркестр нашел камерные произведения в архивах Ереванской консерватории и у отдельных лиц. Мы пытаемся найти симфонические произведения композитора, чтобы восстановить ноты и в будущем включить в концертные программы".

Чем больше времени проходит со дня кончины Григория Егиазаряна, тем очевиднее основополагающее его значение для нашей культуры. Попытаемся же вновь вслушаться в его музыку с тем, чтобы теперь, по прошествии трех десятилетий со времени ухода мастера, задуматься над его ролью в нашей культурной традиции, сопоставить пройденный им путь со сверкающими траекториями, вычерченными его воспитанниками, - музыкальными кумирами XX и начала нового столетия.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОТОМОК АЙВАЗОВСКОГО: АЛЕКСЕЙ ГАНЗЕН
      2023-01-28 10:12
      4994

      Лет десять назад на одном из наших вернисажей искусствовед Шаэн Хачатрян познакомил меня с интересной молодой женщиной - Ириной Федоровной Касацкой, правнучкой Алексея Ганзена. Как выяснилось, она давно и основательно занимается родословной потомков Айвазовского, многое делает для того, чтобы восстановить утраченную связь времен, возродить былой интерес к творчеству своего талантливого прадеда – Алексея Ганзена.

    • И СНОВА "КАРМЕН"
      2023-01-24 09:32
      4518

      Обычно рецензия на спектакль появляется после торжественной премьеры, а о дальнейшей его судьбе критики, как правило, не задумываются. Но ведь порой, перейдя в текущий репертуар, спектакль нередко меркнет, теряет свои краски, свежесть звучания.  Связано это со множеством причин, о которых не раз говорилось на страницах "ГА", и иногда с новыми солистами, введенными в спектакль и не справляющимися с новыми художественными задачами, и.т.д. И в результате в спектакле, покорившем некогда публику, начинает преобладать некий усредненный подход к музыкальному материалу, теряется ощущение музыкальной драматургии.

    • СМЕХ И БОЛЬ ВЕЛИКОГО АРТИСТА
      2023-01-23 09:27
      4113

      23 января Карпу Хачванкяну исполнилось бы 100 лет. Невозможно вновь испытать те эмоции, что захватывали зал, когда в театре шли спектакли с участием вечного премьера Карпа Хачванкяна. Они давно сошли со сцены, и нет среди них их героя. В театре, действительно, нельзя остановить мгновение, как бы прекрасно оно ни было. Есть, конечно, некоторые записи спектаклей, но саму ауру, атмосферу спектакля они в полной мере не смогут передать. Неизбежно исчезает тайна. Спектакль – явление единственное. Но дистанция времени позволяет отчетливо осознать, суть и смысл того, что вызывает столь живой и сильный отклик души.

    • ПРОЩАЙ, ДОРОГОЙ МИМИНО!
      2023-01-19 10:37
      5798

      В эти дни вся Грузия прощается с Вахтангом Кикабидзе. Великолепный певец, киноактер, создавший незабываемые образы в фильмах, сценарист и просто обаятельный человек, он был популярен не только в родной Грузии. Его любили во всех республиках бывшего СССР и за его пределами.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ФЕСТИВАЛЬ UNIVERSE ART НАЗВАЛ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
      2023-01-30 10:36
      3712

      Второй Международный конкурс-фестиваль «Universe Art» (Universe Art International Festival), прошедший под лозунгом «Мы хотим жить на мирной планете», подвел итоги. В столичном «Доме Москвы» состоялась торжественная церемония вручения призов и подарков победителям. Но прежде в Союзе художников Армении открылась выставка работ участников из разных регионов Армении и Арцаха, вовлеченных в живопись и декоративное искусство.

    • 24 ПЕСНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
      2023-01-28 10:21
      3741

      «С детьми и для детей» - этот принцип лег в основу музыкально-издательского проекта «Хах у Пар» (Игра и Танец), презентация которого прошла на днях в Национальном центре эстетики. Проект представляет собой сборник детско-юношеских песен, созданных композитором-песенником и продюсером Зарой Петросян и преподнесенных с использованием новых технологических возможностей.

    • "А ГДЕ ТЕБЯ СЕГОДНЯ НЕТ? НА БОЛЬШОМ КАРЕТНОМ"
      2023-01-25 09:52
      2042

      25 января легенде авторской песни, актеру театра и кино, поэту Владимиру ВЫСОЦКОМУ исполнилось бы 85 лет Первые из написанных им песен относятся к началу 1960-х годов. Вначале они исполнялись в кругу друзей, позже получили широкую известность благодаря распространявшимся по стране магнитофонным записям. Как написала в своей книге "Владимир, или Прерванный полет" супруга Высоцкого Марина Влади, поэзия Высоцкого отличалась многообразием тем (уличные, лагерные, военные, сатирические, бытовые, сказочные, "спортивные" песни), остротой смыслового подтекста и акцентированной социально-нравственной позицией автора. В его произведениях, рассказывающих о внутреннем выборе людей, поставленных в экстремальные обстоятельства, прослеживались экзистенциальные мотивы.

    • СЛОВО И ДЕЛО САБИРА СТЕПАНЯНА
      2023-01-13 10:21
      3661

      К 90-летию со дня рождения Биография крупного хозяйственника, организатора производства, заслуженного геолога Армянской ССР Сабира Николаевича СТЕПАНЯНА (1933 - 2016 гг.) так богата знаменательными событиями и датами, что одно только их перечисление займет немало места. Выделю главное.