Последние новости

100 ДНЕЙ ПОСЛЕ ДЕТСТВА

Выросло ли руководство Минкульта из коротких штанишек?

Министру культуры Лилит МАКУНЦ много пеняли за заявление "Культура – это я!", сделанное ею в первый день назначения. Прошло 100 дней, и министр сотоварищи - с заместителями бросили в народ новый хит грядущего осеннего сезона: "Культурная революция – это мы!" По крайней мере едва ли не каждый, сделанный за отчетный период шаг, был классифицирован "шагающими" как революционный. "Одно то, что Ширакскому краеведческому музею предоставлено здание, – уже революция!" - воскликнул один из заместителей министра, полный энтузиазма. Как хорошо быть неофитом!

В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ ДОМА-ИНСТИТУТА КОМИТАСА, В КОТОРОМ ПРОХОДИЛА отчетная пресс-конференция, яблоку негде было упасть. Кроме представителей СМИ всех мастей сюда притекли и отдельные деятели культуры, мечтающие задать министру волнующие их вопросы. Мечта не сбылась. Было объявлено, что сегодня праздник журналиста.

Свой отчет Лилит Макунц начала с заявления, что все программы и мероприятия, запланированные на 2018 год, министерство реализовало, несмотря на проблемы с финансами и даже на сомнительность в плане дальнейшего воплощения в жизнь отдельных программ. Нарушая хронологию, отметим: на вопрос о непроведении Международного фестиваля пантомимы в Цахкадзоре замминистра Назени Гарибян заявила, что вопрос всего-навсего в том, что его запланированный срок раз в два года, а это не соответствует действительности. Впрочем, по ходу дела возникало так много "плюрализма в одной голове", что это мелочи. Вернемся к отчету.

"Нам удалось в определенной мере сэкономить финансы, благодаря чему деньги, которые могли закончиться уже в первом квартале, "растянулись" и на второй и третий кварталы. Мы сумели провести многие мероприятия, большинство которых международного формата, и это тоже во многом благодаря строжайшей экономии", - сказала Лилит Макунц.

Но главное, по утверждению министра, это стратегия Министерства культуры, о которой говорилось на протяжении десятков лет и которой не существовало. Заявление, бесспорно, спорное. У прошлого правительства была четкая стратегия, именуемая "капитализацией". Ужасность идеи вкупе с еще более ужасными методами реализации не есть свидетельство отсутствия. Кстати, есть все основания полагать, что с февраля будущего года Лилит Макунц хлебнет этой "бывшей стратегии" по полной. Призывы к культуре на государственном уровне зарабатывать любым способом и привлекать частный капитал сопровождались невиданным секвестром арт-бюджета. Денег этих возвращать никто не планирует. Так что впору уже сейчас спускать госзаказ и искать потенциального автора широкоформатного полотна "Ходоки к Лилит Макунц". Впрочем, как сообщила министр, госзаказа с будущего года тоже не будет – видимо, новым культурным руководством он рассматривается как нарушение равенства условий.

"МУЗЫКАНТЫ, РЕЖИССЕРЫ, АРТИСТЫ И ДРУГИЕ ДЕЯТЕЛИ ЧАСТО НЕ ИМЕЮТ возможности полноценно себя проявить, - сказала Лилит Макунц. - И если мы говорим о серьезных изменениях, то наша задача - устранение монополий в культуре. Кроме того, следует пересмотреть вопрос о государственном финансировании. Решая два этих вопроса, мы приближаемся к решению нашей сверхзадачи". Вера министра в "не имеющих возможность полноценно проявить себя" гениев – это полбеды, она человек в культуре новый. Гораздо хуже дело обстоит с восприятием отмены госзаказа как приближение к тезису "свобода, равенство, братство". О том, что госзаказ во все времена и во всех странах создавал великую культуру, министру культуры полагается знать. Стоит почитать, хотя бы историю Ренессанса…

"Говоря о стратегии, не следует забывать, что мы имеем дело со многими сферами – музыка, кино, театр, изобразительное искусство. Чтобы сформировать стратегию по всем направлениям, нам нужны консультации профессионалов сфер и достаточно много времени. Тем не менее мы выработали для себя позиции, которые являются приоритетными", - говорила Лилит Макунц.

Далее приоритеты были перечислены по пунктам. Последний пункт – "сохранение историко-культурных памятников" - был также обозначен как единственный, "повторяющийся" с программами предыдущих руководителей Минкульта. На самом деле его следовало бы назвать наиболее успешно реализуемым. Поскольку за истекший период благодаря вмешательству Министерства культуры была отведена угроза уничтожения 32 памятников архитектуры. В том числе приостановлены незаконные строительные работы на территории проекта "Старый Ереван" и Хндзореска, реконструкция исторического здания по адресу Арами, 32 и прочее.

Остальные приоритеты назвать инновационными нельзя даже с самой большой натяжкой. Мы уже добрых 20 лет слышим о параллельном развитии культуры и образования, о децентрализации культуры, о бесконечных региональных программах. Два министра назад при Асмик Погосян начался, помнится, долгосрочный проект по переоснащению музыкальных и художественных школ в регионах, по которому, кстати, было сделано немало. Примеры можно множить и множить.

ЧТОБЫ УЖ СОВСЕМ НЕ РАЗОЧАРОВЫВАТЬ ЛИЛИТ МАКУНЦ, СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, что приятной новостью в стратегии министерства стал пункт о создании фондов для финансирования культуры. "Что соответствует не только требованиям закона, но и логике свободной конкуренции", - прокомментировала министр. Можно было бы добавить – мировой практике. Остается только открытым вопрос, что и как будет происходить в период от дня сегодняшнего, когда вектор арт-финансирования стремится к обнулению, до светлого дня работы фондов. Естественно, со справедливым распределением справедливых комиссий. Такие же справедливые комиссии отныне будут заниматься вопросом представления к званиям и прочим государственным наградам – по этому поводу прозвучал вопрос. А вообще Лилит Макунц выглядела даже трогательно со своей верой в то, что весь вопрос упирается исключительно в устранение коррупционных рисков. Рефлексии загадочной артистической души ей пока неведомы. В ней, видимо, живет вера в нового человека, в формирование всесторонне и гармонично развитой личности, о которой так много говорили большевики.

А вообще от большевизма, точнее, от советского руководства культурой в наших реалиях пора бы отойти. Без революций – медленными эволюционными шагами. Но никаких структурных, системных изменений Министерство культуры пока не предполагает - старая, устаревшая, от года к году все хуже работающая советская система, которую вряд ли можно наполнить новым смыслом. Так наступит ли в ближайшие годы "культурная революция"? Ох, сомневаюсь…

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНСЕРВАТОРИЯ - НА СВОЕМ МЕСТЕ, ПРОКУРАТУРУ - В ПРИГОРОД
      2024-03-21 09:44

      Правительство поставило на рестарт, казалось, уснувшую навсегда тему оптимизации вузов вообще и арт-вузов, в частности. Культурная и, особенно, музыкальная общественность возмущена - Консерватория им. Комитаса протестует и собирает подписи под петицией... Режиссер, заслуженный деятель искусств РА и председатель Совета директоров театральных и музыкальных очагов культуры Рубен БАБАЯН уверен, что если бы власть научилась диалогу с профессионалами, шуму было бы меньше, а пользы - больше.

    • Сати СПИВАКОВА: "АРМЕНИЯ - МОЯ РОДИНА, КОТОРУЮ Я БУДУ ЛЮБИТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА"
      2024-03-15 10:10

      "За последние годы работа обрушилась на меня лавиной и впервые, приезжая в Ереван, я, с одной стороны, чувствую себя как дома, а с другой – будто я приехала в очень дорогое мне место, но как гость. Сейчас есть деловые предпосылки к тому, чтобы бывать в Армении чаще...", - говорила летом 2022-го Сати СПИВАКОВА, приехавшая в родной Ереван презентовать армянский релиз своей книги "Нескучная классика. Еще не все".

    • СТРАСТИ ПО КОНСЕРВАТОРИИ, или СДОХНЕМ ЛИБО МЫ, ЛИБО ИШАК
      2024-03-15 09:55

      "Мы, музыканты, которые учатся в музыкальных школах и в Консерватории, считаем предложение о переносе или объединении нашего учебного заведения абсурдным и неприемлемым. Эта Консерватория является символом культурного наследия Армении, уже более 100 лет существует и уже 50 лет как располагается в том же здании, что само по себе делает это здание нашим культурным наследием... Планируемое объединение ВУЗов может привести к потере этого символа", - такими словами начинается петиция, сбор подписей под которой организовала не просто музыкальная общественность, а, на минуточку, музыкальная молодежь. "Помогите нам сохранить Ереванскую Государственную Консерваторию имени Комитаса в Ереване!", - призывают они.

    • ПРЕМИЯ "МОНОКЛЯ" - АРМЯНСКОЙ "ВАРЕЧКЕ"
      2024-03-12 09:12

      "После продолжительных оваций полного зала, диплом участника фестиваля был вручен режиссеру и актрисе спектакля "Балерина Варечка", - сообщил сайт XIV Международного фестиваля моноспектаклей «Монокль» в Санкт-Петербурге в первый день весны, после того, как гости из Армении отыграли свой спектакль. Но дипломом участника дело не закончилось. 1-ая Премия "Монокля" вручена Лиле МУКУЧЯН за спектакль «Балерина Варечка» - режиссер Елена Варданян, продюсинг Международного фестиваля ARMMONO, Ереван, Армения.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЕРЕВАН ПРИМЕТ КУБОК МИРА ПО САМБО
      2024-03-28 06:56

      27 марта с журналистами встретились президент Федерации самбо Армении (ФСА) Микаел Айрапетян и главный тренер национальной сборной Вовик Ходжаян. Они рассказали о розыгрыше Кубка мира по самбо, который пройдет 4-5 апреля в Ереване.

    • Александр ПЕТРАКОВ: "НАЦИОНАЛЬНАЯ СБОРНАЯ –НЕ ПОЛИГОН ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ"
      2024-03-22 13:36

      22 марта на стадионе "Республиканский" состоится товарищеский матч между футбольными сборными Армении и Косово. Игра начнется в 20:00 по местному времени. Встречу обслужит грузинская бригада арбитров во главе с Ираклием Квирикашвили.

    • ГЛАВА МИД КНР ВАН И: «ЧТО ПОЗВОЛЕНО СЕБЕ В АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЕ, НЕ ДОЗВОЛЕНО ДРУГИМ ДАЖЕ В НОРМАЛЬНОМ РАЗВИТИИ»
      2024-03-16 11:22

      «ГА» предлагает вниманию читателей некоторые наиболее важные тезисы члена Политбюро ЦК КПК, министра иностранных дел КНР Вана И, высказанные им 7 марта с.г. в ходе пресс-конференции на полях «двух сессий». Заметим, что «две сессии» являются важнейшими ежегодными политическими собраниями Китая, проводимыми в Пекине, а именно ежегодными сессиями высшего законодательного органа Китая - Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и высшего политического консультативного органа страны - Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК). Это две крупные площадки, благодаря которым весь мир на более глубоком уровне знакомится с политическим, экономическим курсом Китая, а также с его дипломатией и векторами будущего развития…

    • КОГДА КОРОВУ ОТ КОМБАЙНА ОТЛИЧИТЬ НЕ МОГУТ
      2024-03-05 11:01

      Природа, казалось бы, настроена весьма благоприятно к нам. По крайней мере каких-либо неприятных сюрпризов местным фермерским хозяйствам начало сельскохозяйственного года не преподнесло.