Последние новости

ОН НАМ ПОВЕДАЛ НЕЗЕМНОЕ...

14 апреля - день рождения Амо Сагияна, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 105 лет. Но он не из тех поэтов, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо и при жизни стоял особняком среди личностей в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ ни словаря такого самоцветного, ни такой свободной и сильной, истинно поэтической речи, глубокой, как августовское небо, и печальной, как осенняя моросящая даль, ни у кого другого ныне не найдешь. Как и такой размашистой, самобытной палитры, захватившей в свою орбиту, кажется, все века армянской доли, - от седой древности до взбаламученной злободневности.

Не однажды, наверное, многих посещал вопрос, кто дал поэту такую пристальность взгляда, такую чистоту слога, такой уникальный слух, способный различать звуки, которых не слышит никто? Кем вложено в него это неистребимое и недремлющее чувство сострадания и участия ко всему живому на земле?

Природный дар, помноженный на истовое зангезурское упорство, помог ему подняться на самую вершину поэтического Олимпа. Но и не только это. Есть нечто более высокое, более существенное, какая-то тайна, разгадать которую нам не дано.

Почему думаешь о вечном, читая стихи Сагияна? Видимо, он, не терпящий суетности и мельтешения, далеко смотрел, глубоко чувствовал и высоко думал. Мысль его всегда была крупна и исторична, хотя и не высказывалась прямо, она растворена в самой ткани стиха, естественно развивалась в нем. У поэта действительно была "умная" душа. Переполнявшее его чувство любви и нежности к родной земле способствовало раннему созреванию сердца. Наверное, именно это придало его поэзии ту степень серьезности и подлинности, которая позволяет ей и сегодня оставаться камертоном, по которому "настраивается" литературная жизнь Армении.

Всем своим творчеством Амо Сагиян доказал, что настоящая поэзия - это поэзия эмоциональной мысли, поэзия, в которой, как говорил Геворг Эмин, "эмоция обогащается мыслью, а мысль - эмоцией". В трудную минуту жизни мы всегда чувствуем его локоть, наставника, мудреца. В его творениях, в высоте его духа мы ищем и находим для себя ответы на трудные вопросы бытия. Он ведь постиг и предвидел все - от глубинных изгибов души человеческой до судеб народа.

ТВОРЧЕСТВО Амо Сагияна - это поэзия подлинно крупного национального поэта, поэта больших мыслей - философских, глубинных, и в этом смысле он поднимался все выше и выше. Мудрый, обаятельный, с хорошо развитым чувством юмора, общительный, в котором сердце горело, а не дремало в успокоенности и самодовольстве, Амо Сагиян был вроде бы открыт всем, кого встречал на своем пути, но не до конца. Всегда в нем оставалось что-то потаенное, некое жизненное вещество, которое он расходовал по собственному усмотрению. Это была не житейская расчетливость, а высокая и самоотверженная бережливость дара.

Редко можно встретить человека такой необыкновенной верности, как Сагиян, верности настоящей, кровной, бездонной. Он был верен своей матери, памяти отца, своему призванию, своей земле, Карабаху, своему Зангезуру - всему, что любил и не мог предать даже под самым страшным судом. А сколько проникновенных стихов посвятил Сагиян своему деду, который "умел разговаривать с землей, Лесом, облаком и травой, С каждой птахой, и зверем всяким, Течь с ручьями, С облаком плакать (перевод А. Марченко). Как верно отмечает переводчица этих стихов, "это умение - течь с ручьями, с облаком плакать, этот  неистребимый пантеизм унаследовал от деда Хачипапа и его внук, Амо Сагиян".

Он был убежден, что только предельная искренность и правда чувств рождают в сердце поэта стихи, без которых люди не могут жить, как без воздуха и света.

Сагиян был из породы редких людей. Другим не мог быть человек, создавший такую тончайшую, драгоценную лирику. Создатель самобытной и неповторимой системы поэтического языка, Амо Сагиян самозабвенно воспел армянскую землю, ее колосья  и скалы, ее камни и деревья, небо и реки, траву и виноград.

Мой Айастан!

Произношу и рдею,

Колени подгибаются, немею,

И что со мной творится, не пойму.

Прости: кровоточат тобою губы,

А возраст мой, он не идет на убыль,

 И что со мной творится, не пойму.

Слезятся, Айастан, тобою очи,

Размахом крыл твоих мой дух упрочен,

И что со мной творится, не пойму.

Я с именем твоим повсюду дома,

И смерть не скажет, что со мной знакома...

И здравствую досель не потому ль?!

А КАК ОН разговаривал с мощью гор Зангезура и с задумчивыми облаками над ними! Как подлинный живописец, с большой щедростью и завидной свободой он сумел ввести в свою многоцветную поэзию краски родной земли, ее бессмертный облик. Стихам поэта присущи особая интонация, глубина образной мысли, изящество слога, обостренная чуткость к звукам и краскам.

Амо Сагиян был прямым и совестливым человеком. Лживость и фальшь, неискренность, лицемерие чуял за версту в какие бы нарядные одежды они ни рядились.

Товарищи по играм и забавам

Ведут меня на дальний берег свой:

Как Иисус, стою в тряпье кровавом,

Исхлестанный крапивой и лозой.

          - Я вам не лгал, я был у птиц в неволе,

Я никогда не забывал друзей... 

Оправдываюсь и кричу от боли

И просыпаюсь в комнате моей...

Перевод Арсения Тарковского...

Наконец, Сагиян - ярчайший пример настоящего поэта-гражданина, поэта совести, который высшим смыслом своей жизни считал не ту или иную поэтическую находку, а нечто более безусловное и общезначимое.

Поэт живет в стихах. И несравненный Амо Сагиян, неотъемлемая часть своей эпохи и сам эпоха, всегда с нами. Мы слышим его необыкновенный голос. Сагияновские стихи остаются для нас всегда свежими, сколько бы мы их ни читали. И никогда не перестанут удивлять сагияновская простота, высшая естественность, идущие от душевной щедрости и полноты, от богатства натуры и мысли. Это высший урок для нынешних молодых поэтов. И, может быть, больше всего и пугает поэт кажущейся легкостью, доступностью и простотой, ведь глубины в нем необычайные, высоты - поразительные. Вспомним только его короткие, но глубокие стихи:

Печаль ко мне все льнет и льнет,

Во мне пристанище находит,

И отдыхает от забот.

Она придет и не уходит

И сотни доводов приводит,

Оправдывая свой приход!

НЕЛЬЗЯ не быть благодарными поэту за такие стихи. Ощущение, что они отчеканены душевной сутью не только самого поэта, но и всего его поколения. Амо Сагиян в полную меру узнал счастье быть истинно народным поэтом, быть нужным людям.

Главное в поэзии Амо Сагияна - это ее сердцевина, выношенный философский взгляд, сопряженный гениальной отточенной метафорикой с умением создать образы, не буквальные, а самодостаточные в своей чисто художественной ткани.

Время открывает нам истинную цену всего, что создано Амо Сагияном. В его поэзии мы находим все больше глубины и прозрения, испытывая на себе ее неотразимое очарование. И его звезда - чистая звезда его поэзии - разгорается с каждым днем все ярче!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

    • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
      2024-04-09 09:15

      Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.

    • ТОРЖЕСТВО "СИМФОНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ"
      2024-04-05 10:41

      Каждый чем-нибудь интересный, нерядовой концерт в Большом зале им. Арама Хачатуряна в тысячный раз убеждает: филармония - лучшее место на земле. Только музыка, в отличие от других видов искусства, способна по-настоящему защитить и спасти наши души от всех сует, напастей и тягот нынешней жизни. Это с особой силой дала осознать и прозвучавшая в последний мартовский день Вторая симфония ("Симфония Воскресения") Малера в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна, Академической капеллы Армении (художественный руководитель и главный хормейстер Оганес Чекиджян) и талантливых солистов – Ануш Оганесян (сопрано) и Алины Черташ (меццо-сопрано)- солистки оперной труппы Большого театра России.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЕТЕРАН ВОЙНЫ В СТРОЮ С МОЛОДЕЖЬЮ
      2024-04-19 10:43

      Каждое время выдвигает своих героев – подлинных и мнимых. Современники не всегда  умеют их различить, и это оборачивается чувствительными потерями. Тем более что подлинные герои очень часто не любят, не умеют расписывать свои заслуги. Об этом скупо говорит их биография. К числу таких принадлежит подполковник Мартин Багдасарян, недавно отметивший 80-летие.

    • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
      2024-04-16 10:35

      Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.

    • ВСПОМИНАЯ СУСАННУ АМАТУНИ
      2024-03-04 10:34

      Исполнилось 100 лет со дня рождения известного музыковеда-теоретика, профессора Ереванской консерватории Сусанны (Шушаник) Бабкеновны Аматуни.  Выпускница историко-теоретического факультета Московского музыкального педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных)  сделала свои первые шаги в преподавании в стенах ереванской средней специализированной музыкальной школы им. Чайковского, в кузнице одаренных музыкантов республики.

    • ПРОРАБ ДУХА
      2024-01-22 10:56

      "Прорабы духа"... Этот термин возник благодаря Андрею Вознесенскому - его знаменитому стихотворению и одноименному эссе. "Художнический характер, проявившись не профессионально, а в деятельности ради искусства, часто создает свое в искусстве через других. Не будь помощи таких людей - не появился бы шедевр. Это подвижники, двигатели культуры, поршни духовного процесса, строители надстройки, общественники культуры - я бы назвал их «прорабами духа»"...