Последние новости

ПРОЧТЕНИЕ ГЕНОМА ПОДСКАЖЕТ ЛЕЧЕНИЕ

В интервью "ГА" руководитель научной группы, исполнительный директор Междисциплинарного центра биоинформатики, профессор Университета Лейпцига Ганс БИНДЕР рассказывает о новых подходах  и методах лечения онкологических заболеваний.

- Г-н  Биндер, какими исследованиями вы занимаетесь?

- Я биофизик по образованию, но руковожу Междисциплинарным центром биоинформатики Лейпцигского университета и работаю в области биоинформатики.  В основном мы занимаемся анализом данных в области биологии и медицины, геномной биологии, то есть пытаемся понять, как работает геном и какие болезни возникают в результате сбоев в его работе. В основном это онкологические заболевания и воспалительные процессы, развитие человека и животных, то,  как геном управляет этими процессами. Геном - это книга с определенными буквами, которые надо читать и понимать.  Во всем мире очень многие ученые занимаются этими вопросами.  Специалисты в области геномной биоинформатики работают в основном с компьютерами,  читают  эту информацию, чтобы понять происходящие в организме  биологические процессы и природу заболеваний. Одна из важнейших задач - выяснить, какие гены отвечают за ту или иную болезнь, выявить связь заболеваний с геномом, создать новые лекарственные препараты, разработать эффективные методы диагностики и лечения.

- Какие факторы воздействуют на геном, вызывая сбои в его работе?

- Их много. Во-первых, это факторы окружающей среды, например, солнечное и радиационное излучение, а также вещества,  разрушающие структуру генома, но есть и случайные факторы. Имеющиеся клетки делятся, возникают новые, и набор информации без ошибок обеспечивается только тогда, когда человек рождается. В течение жизни в этой информации накапливаются ошибки  - соматические мутации, человек стареет, поэтому часть имеющейся в геноме информации меняется и клетки перестают нормально работать. Тогда и возникают заболевания, в том числе и онкологические. Но пока наука не полностью понимает этот процесс, а также то, какие механизмы провоцируют ошибки.

- Есть ли время между возникшей ошибкой и развитием заболевания? Можно ли своевременно принять меры, предотвращающие болезнь?

- По крайней мере есть время, когда благодаря раннему выявлению заболевания можно существенно повысить эффективность лечения. Поэтому после определенного возраста обязательно нужно систематически проходить диагностические исследования, особенно в тех  случаях, когда  в семье имеются наследственные заболевания.

- Вы уже давно работаете с Институтом молекулярной биологии НАН РА. Чем обусловлено это сотрудничество?

- Наш центр в Лейпциге работает со многими институтами как в Германии, так и в других странах, с которыми нас связывают общие исследования.  Каждая сторона может добавить свои подходы, методы, которые могут оказаться эффективными в решении поставленной задачи.  Наш центр в Лейпциге и Институт молекулярной биологии используют близкие, но разные методы биоинформатических исследований, прекрасно дополняющие друг друга. Это плодотворное сотрудничество дает очень хорошие результаты как для Армении, так и Германии. В нашем центре в Лейпциге мы разработали методы, куда мы также интегрировали разработки наших армянских коллег, которые позволяют работать с этими данными и получать информацию о болезни. Чтобы найти эффективные методы лечения, эту информацию надо сопоставлять с той, которую мы получаем из лечебных учреждений. Это позволяет лучше понять причины заболевания, возможно, научиться его прогнозировать и лечить. По крайней мере будет понятно, каких нарушений следует ожидать при неправильной работе тех или иных генов. Но наряду с профессиональным интересом мне просто очень нравятся Армения, Ереван, здесь приятное общение, полное взаимопонимание, что очень важно при совместной работе.

- То есть даже в период, когда человек еще здоров, генетические исследования позволяют прогнозировать возникновение тех или иных заболеваний в будущем?

- Ученым известно огромное количество разных дефектов,  накопление которых вызывает болезнь, и эти знания можно использовать для прогнозирования. Однако возможно и воздействие других факторов, поэтому о 100%-ном прогнозе говорить пока не приходится, речь идет скорее о вероятности.

- Сегодня  в практической медицине используются исследования, которые могут дать такую информацию?

- В Германии это отдельная область медицины. Но этот скрининг очень дорогой и не может охватить все население.  Есть и этические вопросы, которые тоже пока не решены. Не все хотят знать, насколько вероятно возникновение того или иного заболевания, даже в тех случаях, когда речь идет об отягощенной наследственности.  Современные генетические исследования свидетельствуют о том, что, например, рак печени значительно более разнообразен, чем считалось прежде, и каждый генетический вариант - отдельное заболевание, требующее особого подхода и применения определенных препаратов. Современная диагностика позволяет выбрать правильное лечение.

- То есть преимущественно вы занимаетесь онкологическими заболеваниями?

- Да, потому что онкологические заболевания в основном связаны с дефектами генома.

- Исследования последних лет что-то изменили в диагностике и лечении онкологических заболеваний?

- Как я уже говорил, скрининг всего населения невозможен, тем более что речь идет только о вероятности. Когда человек заболел, применяются обычные методы лечения, но бывают безнадежные случаи, тогда -  и в Германии это принято во всех больницах - собирают консилиум, в котором участвуют хирург, радиолог, эндокринолог и специалист по  биоинформатике. Если специалисты приходят к выводу, что методы традиционной медицины окажутся неэффективными,  то, зная, какие мутации стали причиной заболевания,  назначаются специфические и очень дорогие препараты, которые воздействуют именно на молекулярные механизмы.

Раньше такие методы не применялись, химиотерапия  убивала все, но сейчас появились новые препараты. Правда, они действуют не всегда, но есть много примеров, когда эти лекарства могут значительно продлить жизнь и даже полностью излечить заболевание. Причем их надо принимать в течение всей жизни, и они не такие токсичные, как химиотерапия. Остановлюсь еще на одной  из проблем рака. Дело в том, что раковые клетки, если так можно выразиться, скрываются от иммунной системы, иммунные клетки не узнают их, не действуют на них, но лекарства могут убрать эти скрывающие механизмы, и тогда иммунная система будет узнавать и уничтожать раковые клетки. Это позволяет продлить жизнь больного  и лечить те виды рака,  которые раньше считались неизлечимыми.

- Можно ли воздействовать на геном, корректировать его?

- Вопрос в том, имеет ли это смысл. Можно, используя тонкие инструменты,  убрать из генома ту часть, которая способствует возникновению заболевания, но с этим связано много проблем,  этого пока не делают.  Будущее покажет, можно ли изменить одну часть генома, исключив негативные изменения в других его частях, ведь, возможно,  ситуация еще более ухудшится.  И тогда мутацию надо менять во многих клетках, убрать новые клетки теоретически возможно, но на практике - пока нет. Раковые мутации образуются  в основном в клетках взрослого организма, а если речь идет о наследственных мутациях, то тут технология на уровне эмбриона в принципе может работать, но опять-таки  возникают этические проблемы. С точки зрения современной науки  более перспективным представляется путь активации иммунной системы. Развитие биологической и медицинской науки значительно увеличивает возможности лечения многих заболеваний.  Например, еще 20 лет назад СПИД был приговором, а сейчас, по крайней мере на Западе, этим больным обеспечивают нормальную жизнь, потому что стала понятной природа болезни. Надеюсь, что так будет и с онкологией.   

- Чем объясняется рост онкологической заболеваемости во всем мире?

- Во-первых, общество стареет, увеличивается продолжительность жизни, а онкологические заболевания в основном  возрастные, есть и другие причины: малоподвижный образ жизни, окружающая среда,  качество продуктов питания. Однако растет не только  заболеваемость, но и эффективность лечения, совершенствуются методы диагностики. В Армении заболеваемость примерно такая же, как и в других странах, но смертность выше, чем в Европе, потому что там ранняя диагностика и более эффективное лечение. Проведение генетических исследований имеет большое значение для практической медицины,  позволяет выявить специфические особенности нации и со временем исключить опасный ген.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НАУКЕ В ГОРОДЕ НЕТ МЕСТА
      2024-04-17 12:22

      В интервью "ГА" директор Института истории НАН РА, академик Ашот МЕЛКОНЯН говорит о том, что ждет науку Армении в результате шагов правительства по реализации идеи создания академгородка.

    • БЕСПЛАТНЫЙ СЫР МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ ДОРОГО
      2024-04-17 10:16

      В интервью "ГА" доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории НАН РА Гаяне МАХМУРЯН рассматривает исторические отношения Армении с Западом.

    • "НЕЛЬЗЯ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ НАУКУ В ОДНОМ МЕСТЕ"
      2024-04-15 11:21

      В интервью "ГА" доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН РА Артур ИШХАНЯН комментирует идею создания академгородка и перевода туда всех академических институтов и вузов.

    • ЗАКОН ОБ АКАДЕМИИ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
      2024-04-12 09:46

      В интервью «ГА» директор Института радиофизики и электроники НАН РА Тигран ЗАКАРЯН оценивает планы по строительству академгородка и переводу туда институтов Национальной академии наук Армении.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МАНИЯ СВАЛИВАТЬ ВСЕ В КУЧУ
      2023-06-19 10:26

      ЦПР соединили с НЦО, но вопрос долгов вновь повис в воздухе На последнем заседании правительства Армении 16 июня принято решение о реорганизации ЗАО «Центр производства радиоизотопов» (ЦПР) путем его объединения с ЗАО «Национальный центр онкологии им. В.А. Фанарджяна» (НЦО). В Армении только в ЦПР проводится позитронно-эмиссионное томографическое исследование, совмещенное с компьютерной томографией (ПЭТ/КТ), которое широко применяется в современной онкологии и дает возможность врачу рано выявлять имеющееся новообразование, оценивать распространенность онкологического заболевания, находить первичный очаг, различать доброкачественные и злокачественные новообразования и оценивать эффективность лечения…

    • АГУЛИССКИЙ ДИАЛЕКТ В ТРУДАХ БРИТАНСКОГО УЧЕНОГО
      2022-11-26 11:12

      Британский лингвист Кэтрин ХОДЖСОН (Katherine Hodgson) не в первый раз приезжает в Армению. Специалист по исчезающим языкам, она уже много лет занимается изучением агулисского (зокского) диалекта армянского языка, на котором в Агулисе, Даште, Цгна, Танакерте, Дисаре, Кахакике, Андамече и других селах Нахиджевана говорили коренные жители – представители этнографической группы армян, населяющих исторический Гохтский регион Армении.

    • ПАМЯТИ АКАДЕМИКА ГРИГОРА ГУРЗАДЯНА
      2022-10-15 11:06

      15 октября исполнилось сто лет со дня рождения выдающегося армянского астрофизика, академика НАН Армении, профессора Григора Арамовича Гурзадяна. Думаю, что этой дате будет посвящена не одна публикация о его научных и инженерных заслугах перед Арменией и Советским Союзом, а интересующиеся могут найти интересные факты его биографии на посвященной ему странице Википедии, которая, как мне кажется, является все же неполной.

    • ГЕНОЦИД АРМЯН ГЛАЗАМИ ГОЛЛАНДЦЕВ
      2022-09-29 10:04

      Историк и геноцидолог из Голландии доктор исторических наук Дирк Роодзант недавно побывал в Ереване, где принял участие в Международной научной конференции, приуроченной к 100-летию истребления армянского и греческого населения в западноармянском городе Смирна (Змюрния, ныне Измир, Турция). Это не первый его визит в Армению. В конце апреля этого года в Музее-Институте Геноцида армян (МИГА) он реализовал выставочный проект под названием «Пережитые армянами ужасы глазами голландцев».