Последние новости

В ЖИВЫХ КАМНЯХ ПРОЧТИ ДВИЖЕНИЕ…

Из журналистского блокнота

Чтобы видеть землю, на которой живешь, нужно ходить по ней пешком, увидеть ее близко, понять, почувствовать сокровенное… Конечно, там, где можно, стоит ехать в машине, но очень медленно, с открытыми окнами, вдыхая освежающий запах трав. Это дает ощущение простора вместе с ветром, бьющим в лицо и грудь.

В ПОСЛЕДНИЕ ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ я взяла себе за правило посещать те места, где когда-то были памятники. Это что-то дает: о древних строениях рассказывает само место, некогда выбранное для них. Иногда можно обнаружить какие-то оставшиеся части, а порой получаешь и великолепные сюрпризы. Таким подарком явилось для меня путешествие на таинственный холм Уши, который венчает развалины древнего архитектурного комплекса.

Сюда я впервые попала около двадцати лет назад благодаря доктору архитектуры, основателю фонда по изучению армянской архитектуры, истинному патриоту Армену Ахназаряну, который приехал к нам из Германии и многое сделал для того, чтобы не дать окончательно исчезнуть нашим историческим памятникам культуры.

 В ЖИВЫХ КАМНЯХ ПРОЧТИ ДВИЖЕНИЕ… 1Любовь к родине - не простые слова

Огромное научно-исследовательское наследие Армена Ахназаряна равнозначно его человеческому авторитету. Наверное поэтому после ухода из жизни его так остро не хватает всем. В чем секрет?

ВО-ПЕРВЫХ, ЭТО ЧЕЛОВЕК ПО СУДЬБЕ, ПО ВРЕМЕНИ, в которое ему довелось родиться и какое довелось пережить, настоящий стоик. Это про него можно смело, без натяжек, сказать: верность духовным ценностям способна пересилить любые испытания. Его служение культуре - пример того, как надо справляться с самыми невероятными превратностями судьбы. Во-вторых, ему удалось сделать невозможное: привлечь широкий круг людей к предмету своих исследований, сделать их соучастниками. И в-третьих, его манера общения, убедительность и авторитет не позволяли ни одному государственному мужу пренебречь его мнением или советами.

"Армен Ахназарян, пронизанный безграничной любовью к Родине, чувствующий долг перед своим народом, стал предтечей и опорой той миссии, благодаря которой тысячелетиями незыблемо стоял храм национальной самобытности" , - писал в своем очерке об Ахназаряне М.Ашчян.

Родился Армен Ахназарян вне своей исторической родины – в Иране. Интерес же к амянской архитектуре, он проявил еще в годы учебы в Ахене (Германия), где он изучал градостроительство. Его взгляд и сердце на каждом шагу были прикованы к армянской земле, к руинам храмов и крепостей. Это чувство, впитавшееся в душу, ставшее ее плотью и кровью, сопровождало А. Ахназаряна на протяжении всей жизни, до самой кончины (2009г.).

Свое исследование армянских памятников Армен начал с Западной Армении. В 1970 году он совершил путешествие в страну, богатую памятью о предках. Его отец, родом из Агулиса, был единственным, оставшимся в живых из многочисленного рода, выдворенного с родной земли вследствие геноцида. Конечно, все, чем занимался Ахназарян, требовало немалых средств. В этом ему помогал физик из Нью-Йорка Вазген Барсегян, благодаря материальной поддержке которого он совершил шесть путешествий в Западную Армению, каждое из которых длилось по два месяца. Понимание и поддержку Армен Ахназарян находил и дома. Его жена, немка по национальности, архитектор Маргарит Ахназарян, видя тревогу мужа, однажды сама предложила продать дорогое обручальное кольцо и тем самым обеспечила ему одну из его экспедиций. После шести поездок в Турцию, Ахназарян был объявлен " персоной нон грата" и лишился возможности лично участвовать в экспедициях. В 1982 году он основал в Ахене общественную организацию по изучению армянской архитектуры, которая была зарегестрирована сначала в Германии, затем в США и Армении.

АРМЕНИЮ АРМЕН АХНАЗАРЯН ВПЕРВЫЕ ПОСЕТИЛ в начале 80-х годов. Вазген Барсегян из Нью-Йорка взял на себе финансирование публикаций богатых материалов по армянской архитектуре в виде микрофильмов. Во многом содействовал работе Ахназаряна и начальник Главного управления по охране и использованию памятников истории и культуры при Совмине Армянской ССР Григор Асратян. Было принято решение издавать микрофильмы единственным, современным научным печатным способом, включая в тома коллекций фотографии обмеров. С 1983 по 1989 г. издано 7 томов, где ответственным за внушительную часть материалов являлся Армен Ахназарян.

 В ЖИВЫХ КАМНЯХ ПРОЧТИ ДВИЖЕНИЕ… 2В те же годы мне не раз приходилось встречаться с этим уникальным человеком, посещать некоторые храмы, которые без него я, видимо, никогда бы не увидела. Ахназарян умел слушать звуки, исходящие из вековых пластов земли, камня, от окружающих равнин и гор. Он изучал каждый, даже небольшой фрагмент храма, буквально каждый выступ. По его словам, они могли рассказать о строительных приемах древних, раскрыть тайны недостающих деталей, стереть белые пятна в понимании архитектуры края. Он старался, чтобы возвращение храму его первоначального облика было основано на надежном, всестороннем знании – историческом и искусствоведческом, архитектурном и чисто строительном. Каждая поездка с Ахназаряном и его коллегами по историческим местам (их, к сожалению, было не очень много) открывала что-то новое, одаривала самыми разнообразными впечатлениями. И что удивительно? Не меньше самих памятников - уникальных творений рук человеческих, поражал окружающий их эпический пейзаж, который так хорошо сочетается с формами древнейших храмов. Одно из самых ярких давних впечатлений – путешествие на

Таинственный холм Уши

…Всего 8-10 километров от Аштарака до села Уши, вернее до холма, который венчают развалины древнего архитектурного комплекса. Провожают нас памятники Аштарака: они то открыто смотрят с высоты, то, мелькнув, прячутся в гуще застройки. Вот за поворотом появился гигантский хачкар и тут же исчез в зелени садов.

В МАШИНЕ НАС ПЯТЕРО: ВОДИТЕЛЬ ХОРЕН, знающий в этом регионе каждый камень, тогдашний начальник республиканского Управления по охране историко- культурного наследия Гагик Гюрджян, Армен Ахназарян, архитектор-эколог Карине Акопян и я, примкнувшая к великолепной четверке.

Разговор, начатый еще в Аштараке, продолжается. Оживленно споря, мы одолеваем крутой подъем. Ощущение, будто машина ползет прямо в небо. Того и гляди - перевернется. Зато и приз после легкого испуга хорош: перед нами живописный холм, напоминающий громадный ковчег, открытый всем ветрам.

На вершине - особый мир: тебя охватывает свежесть, чувство простора, ветер хлопает крыльями за спиной. Пряно пахнет какой-то особой травой. Этот холм держит весь окружающий ландшафт. Как декорации к античному спектаклю, разворачиваются остатки монастырского комплекса - руины церквей: одна из них XIII века, другая - еще более раннего периода; часть притвора в высоту с человеческий рост, полуразрушенная крепостная стена с башнями и остатки других помещений. Кстати, притвор своим внешним видом напоминает притворы Оганаванка и Сагмосаванка.

Согласно преданию, Месроп Маштоц привез туда из Персии останки Святого Саркиса (Саргиоса), принявшего там мученическую смерть. Когда-то монастырь Св. Саркиса являлся религиозным и просветительским центром. Величественное сооружение почти полностью превратилось в руины после разрушительных землетрясений 1679 и 1827 годов. С 2000-го года здесь проводились реставрационные работы, которые так и не были завершены. Сотрудники института археологии и этнографии РА вели здесь археологические работы, которые из-за финансовых затруднений были приостановлены и возобновились лишь в 1999 году - при помощи и поддержке архиепископа Шаге Ачемяна. В археологическую экспедицию входили архитектор Григор Кафадарян, доктор исторических наук, директор ИА Арам Калантарян, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук, руководитель экспедиции Фрина Бабаян и другие.

 В ЖИВЫХ КАМНЯХ ПРОЧТИ ДВИЖЕНИЕ… 3Обретет ли комплекс свою былую красоту- трудно сказать. Пока археологи извлекают из земли буквально каждый выступ на нем, каждый недостающий фрагмент. Подмяли под себя землю обломки рухнувшего свода. Камни не разъединились от падения и удара об землю, остались навечно скрепленными известковым раствором. От них веет древностью. Все здесь говорит о начале, об истоках.

МНОГО ИНТЕРЕСНОГО ПОВЕДАЛИ АРХЕОЛОГИ. К раскопкам в Уши они приступили, имея за плечами огромный опыт работы. В их трудовом активе десятки других объектов, которым они помогли раскрыть свою тайну. Фрина Бабаян ,например, работала в различных районах Армении-Лчашене, Кармир-Блуре, Двине, Ариндже.Вела она раскопки и на Крымском полуострове близ города Старый Крым на территории армянских монастырей Сурб-Хач и Святого Степаноса. Огромную работу проводит архитектор Григор Кафадарян: занимается раскопками, осуществляет обмеры, которые станут основой проекта реставрации.

Очистительные работы проведены под крепостной стеной, которая была построена в XVII веке вардапетом Восканом Ереванци.В результате раскопок открывается колокольня, о которой не сохранилось сведения, однако найдена надпись, в которой имеются данные о постройке колокольни.

Предполагается, что одна из церквей построена на месте языческого храма. После принятия христианства языческие храмы разрушались. Если раскопки обнаружат капища, жертвенники и другие свидетельства язычества, то предположение подтвердится.

Орнаментальные камни различного назначения свидетельствуют о том, что храм был богато украшен рельефами. В районе Арагацотна он являлся одним из уникальных памятников. Найдено много хачкаров, обломки керамических чаш, кувшинов, карасов.Найден также небольшой каменный макет одной из церквей. Это уникальная находка, поскольку купольная часть до сих пор была неизвестна.

Стоя на вершине, рассматривая аккуратно сложенные камни, я думаю, какие огромные силы и средства нужны для реставрации. Возможно ли это в ситуации социально-экономической нестабильности?

...Спускаясь с холма, я пожалела о том, что с нами не было оператора. Здесь можно было снять фильм: одна картина сменяет другую, и трудно определить, какая лучше. Назвать бы все это вечным покоем. Но сама картина не вызывает тоски-это, скорее всего, торжество радости. Она звучит даже тогда , когда небо покрывается сине-лиловыми тучами, которые прорезают резкие ослепительные молнии, и по земле, камням, нашей машине начинают стучать крупные горошины дождя. Холм остается позади, но он притягивает и заставляет снова вернуться.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • БЛАГОРОДСТВО ТАЛАНТА
      2024-05-03 11:07

      K 100-летию со дня рождения Петра АЙКАЗЯНА Армянская культура знает немало замечательных имен, которые вписаны золотыми буквами в ее историю, - имен людей, чьей наибольшей заботой всю жизнь было обогащение духовных сокровищ своего народа. Среди этих славных имен красиво и ярко светится имя Петра Асатуровича Айказяна - выдающегося педагога, "прораба духа", воспитавшего не одно поколение музыкантов-скрипачей.  Его жизнь, внешне очень спокойная, лишенная драматических событий, давала нам примеры огромной нравственной силы, каждодневной борьбы за свое право быть человекам и истинным Педагогом с большой буквы. Даже в старости (это определение никак не вязалось с его именем) самим своим  обликом молодого, стройного, с живыми глазами и жадностью к работе человека, Петр Асатурович утверждал излюбленную  мысль о том, что мудрость – это умение и в старости сохранить непосредственность восприятия мира.

    • ПРИНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЮ
      2024-04-29 11:37

      Интерес к этому концерту Армянского государственного симфонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна был вызван  не новизной программы: шедевры, прозвучавшие в этот  вечер, исполнялись в Большом зале им. Арама Хачатуряна не раз. Свободных мест в зале не было. Особый ажиотаж был вызван не только участием талантливейшей солистки, скрипачки Дианы Адамян, живущей ныне в Европе, но и посвящением концерта. Этим концертом отмечалась знаменательная дата – 100-летие со дня рождения выдающегося педагога, кавалера медалей "За заслуги перед Отечеством II степени" и "Мовсес Хоренаци" Петра Асатуровича Айказяна.

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ