Последние новости

РОБЕРТ АМИРХАНЯН, ПОСЛАННИК ВРЕМЕНИ

Кажется, наше непростое время продолжает испытывать всех, в том числе и своего преданного и яркого фаворита Роберта Амирханяна. Однако испытания, несмотря на широкую известность, всегда сопровождали его звездный путь. Именно они раскрывали все новые дарования композитора, который в минувшем году отметил свой 80-летний юбилей.

СЛУШАТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ К ТВОРЧЕСТВУ АМИРХАНЯНА не знала границ. А он не знал покоя - творческого, человеческого... Постоянно ищущий и не терпящий повторяемости, порывистый, темпераментный стиль жизни, постоянный поиск творческой реализации новых идей... Вероятно, именно это энергетическое поле высочайшего профессионального и художественного уровня рождало многие его шедевры. Список их огромен.

Как личность, Роберт Амирханян сложен и противоречив. Он обладает натурой, в которой сочетаются несовместимые противоположности. Кто знает Амирханяна, знает и это. Кажется, трудно найти человека, более своенравного, более несносного в общении, придирчивого, яростного в гневе, и нет в то же время более мягкого, чем он, податливого на просьбы, сострадательного и отзывчивого.

Душевная теплота и сердечное участие сочетаются в нем с нежеланием, а иногда и с неумением поставить себя в положение другого человека. Умение владеть собой до самопорабощения с несдержанностью, в которой он позже глубоко раскаивается. Обладая душой широкой и щедрой, он в то же время не может удержаться от случайных, несущественных дробных проявлений своего настроения.

Подобно герою Германа Гессе "Степной волк" Гарри Галлеру Амирханян мог бы увидеть свое отражение в зеркале, расщепленном на десятки различных ликов, не позаботься изготовитель этого зеркала о том, чтобы оно сфокусировало наше внимание на одном, главном лике музыканта-композитора.

Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.

АВТОР МНОЖЕСТВА ЖЕМЧУЖИН В ЖАНРЕ ПЕСНИ, первых армянских мюзиклов - "Восточный дантист" оперетты "Мещанин во дворянстве", детского мюзикла "Динг-Донг", квартета для струнных, хоровых сочинений, музыки к кинофильмам, утонченной оркестровой музыки, Амирханян обладает и актерскими способностями: эмоциональной заразительностью, острым юмором, импровизационной находчивостью. Свидетельством тому - его многочисленные авторские вечера.

 Роберт АмирханянПомнится один из его юбилейных вечеров в Большом зале филармонии, где он в течение целого концерта, длившегося около 5 часов, не сходил со сцены, выполняя функции и великолепного гида, раскованно, уверенно и весело ведущего публику и исполнителей по лабиринтам своего искусства и аккомпаниатора своих произведений. Как правило, его творческие вечера имеют свою, особую ауру, в них витает дух подлинного искусства. В музыке Амирханяна всегда звенит какая-то личная струна, и это не может не захватывать зрителей.

Говорят, художника надо судить по законам, им самим установленным. Каждый раз на концерте Амирханян непременно представляет новое сочинение. И это замечательно, потому что большинство слушателей открывают для себя новые грани творчества любимого композитора. Поразительно, сколь много им сделано, сколь весом и серьезен труд, сколь масштабен талант.

Музыка Амирханяна глубоко национальна. Она раскрывает армянский характер, психологический склад народа, у которого сдержанность чувств сочетается с простотой обращения, а содержательность и склонность к философскому размышлению - с добродушным юмором. Секрет стойкой популярности лучших песен Амирханяна - в их открытой эмоциональности, в умении ярко, броско сказать о сокровенном и вызвать доверительную реакцию слушателей. Оберегая песню от грубого потребительства, он создал шедевры этого жанра, возвысив его до уровня высокой поэзии. В его песенной лирике то сокровенное, личное, трепетно-тонкое, что вносит в музыку оттенок душевной теплоты, момент исповедальности. Воспринимая песню как явление одушевленное, уверенный в том, что она способна изменить мир, Амирханян решительно присоединил свой голос к призыву Г. Горина: "Не оскорбите песню пустотой, у песни тоже есть душа"...

"Осенняя мелодия", "Тоска", "Свет в твоем окне", "Вишня в цвету", "Ты как звезда", цикл песен на слова А. Киракосян, В. Давтяна - это не просто песни. Они как поэмы о Любви, шедевры современной лирики. Песни Роберта Амирханяна откликаются и на передовые идеи современности, многие из них отличаются и острой гражданственной направленностью. У всех на слуху его песни "Страна родная", "Армянские глаза", "Где вы, парни?", "Вставайте!", "Время мое"...

В песнях-монологах на стихи В. Давтяна, Е. Чаренца, Л. Дуряна, М. Цветаевой, Г. Горина, Л. Блбуляна, Н. Микаэляна и других мелодии пленяют театральной зримостью образов, подчеркнутой, своеобразной интонацией. Каких только песен не создано им за прошедшие годы! Сколько новых имен исполнителей появилось в пространстве композитора! И сегодня можно смело сказать, что время доказало значительность, весомость, неповторимость "песенного вклада" Амирханяна в наше музыкальное искусство.

НЕРЕДКО ПРОХОДЯТ И ПРЕМЬЕРЫ КАМЕРНЫХ И ОРКЕСТРОВЫХ сочинений Амирханяна. Он долго вынашивает замысел и реализует его тогда, когда накапливаются жизненные впечатления, когда появляется необходимость их осмыслить. Многие из них вошли в сокровищницу армянской музыки - концерты для фортепиано с оркестром, для виолончели с оркестром, фортепианные пьесы и ряд других. И должна признаться, что в этих замечательных партитурах, как и во всем том, что вышло из-под пера Роберта Амирханяна, нас всегда восхищает чувство современности, гражданственности, чувство солнца и света, способность композитора изумляться красоте человека и воплощать это чувство в оригинальных музыкальных образах. Будучи музыкантом широко образованным, идущим в ногу с эпохой, Амирханян всегда, во всех ситуациях оставался и остается самим собой. Он независим в лучшем смысле этого слова, обладает безукоризненной техникой и умеет подчинить ее замыслу, значительной идее.

В своих суждениях Роберт Амирханян нелицеприятен: умеет защитить интересы подлинной музыки. Для него не было большего счастья, чем ощущение восторга перед жизнью. Она служила импульсом. Главное для него, по его признанию, - сохранить в себе детское воспоминание, ощущение, когда только-только открываешь мир. "Когда ты еще не получил по рукам. Вот когда начинаются проблемы. Почти все мои произведения создавались в атмосфере простого рабочего состояния. Отнюдь не всегда музыкальная мысль возникала за роялем или за письменным столом. Она может появиться где угодно и когда угодно. Кажется, ничего не ждешь - и вдруг... Вот это "вдруг" - самое счастливое мгновение в работе композитора. Единственное условие, которое мне лично известно, - труд. Вдохновение рождается в труде. Оно приходит, если мы сумеем сохранить в себе радость восприятия жизни и умеем этой радостью делиться с другими".

Много сил и энергии народный артист РА Роберт Амирханян отдает педагогической и общественной работе. Долгие годы возглавлял Союз композиторов и музыковедов Армении, был депутатом Национального Собрания. Он обладатель ордена Месропа Маштоца, лауреат различных международных конкурсов и фестивалей, среди которых конкурс патриотической песни в Берлине, международный фестиваль эстрадной песни в Сопоте, конкурс ЮНИСЕФ в Белграде, а также конкурсы в Москве, Бейруте, Лос-Анджелесе и т.д. Произведения Амирханяна исполняются во многих странах мира. Но главным для него являются признание и любовь родного народа. А отсюда и главная миссия: "писать о том, что в тебе болит, - за прошлое, за будущее, за детей. В искусстве должна быть заложена вечная проблематика, которая не устареет".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЕТЕРАН ВОЙНЫ В СТРОЮ С МОЛОДЕЖЬЮ
      2024-04-19 10:43

      Каждое время выдвигает своих героев – подлинных и мнимых. Современники не всегда  умеют их различить, и это оборачивается чувствительными потерями. Тем более что подлинные герои очень часто не любят, не умеют расписывать свои заслуги. Об этом скупо говорит их биография. К числу таких принадлежит подполковник Мартин Багдасарян, недавно отметивший 80-летие.

    • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
      2024-04-16 10:35

      Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.

    • ВСПОМИНАЯ СУСАННУ АМАТУНИ
      2024-03-04 10:34

      Исполнилось 100 лет со дня рождения известного музыковеда-теоретика, профессора Ереванской консерватории Сусанны (Шушаник) Бабкеновны Аматуни.  Выпускница историко-теоретического факультета Московского музыкального педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных)  сделала свои первые шаги в преподавании в стенах ереванской средней специализированной музыкальной школы им. Чайковского, в кузнице одаренных музыкантов республики.

    • ПРОРАБ ДУХА
      2024-01-22 10:56

      "Прорабы духа"... Этот термин возник благодаря Андрею Вознесенскому - его знаменитому стихотворению и одноименному эссе. "Художнический характер, проявившись не профессионально, а в деятельности ради искусства, часто создает свое в искусстве через других. Не будь помощи таких людей - не появился бы шедевр. Это подвижники, двигатели культуры, поршни духовного процесса, строители надстройки, общественники культуры - я бы назвал их «прорабами духа»"...