Последние новости

ЭЛЛЕН ГАЙФЕДЖЯН. ПОСВЯЩЕНИЕ

К юбилею большого искусствоведа

27 февраля сего года свой большой юбилей отмечает замечательный искусствовед, один из ведущих исследователей армянского искусства XX века в контексте общеевропейского поиска новых выразительных средств - Эллен Ваграмовна ГАЙФЕДЖЯН.

Обладающая не только редкими качествами искусствоведа высочайшего класса, но и человеческими качествами бескорыстной доброты, чуткости, открытости, преданности людям, Эллен Ваграмовна полностью посвятила себя служению искусству. Ее образ и образ ее жизни иначе как подвижническим не назовешь, и каждый, кто однажды ступил на эту стезю, знает - она всепоглощающа, а воздаянием служат признание и благодарность коллег, друзей, почитателей искусства…

РОДИЛАСЬ ЭЛЛЕН ГАЙФЕДЖЯН В ГОД НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ Отечественной войны, в Ереване. В 1968 году окончила Ленинградский художественный институт им. И.Е. Репина, факультет теории и истории искусств, в 1980 году стала  членом Союза художников Арм. ССР. В 1965-1969 гг. она была литературным сотрудником отдела литературы и искусства  газеты "Коммунист", далее - заведовала фондами изоискусства Изопередвижной мастерской-выставки Минкультуры Арм. ССР (1970), была  редактором по изобразительному искусству Министерства культуры Арм. ССР (1970-1976), старшим референтом отдела печати Армянского Общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами (1977 - 1978), научным сотрудником Института искусств АН Арм.ССР (1981-1984), заведующей отделом армянского искусства в ГКГА (ныне - НГА, 1970,1976 - 1977, 1978 - 1981, 1984 - 1991), куратором выставок  и  эксперт-консультантом в галерее "Мкртчян" (бывшей "Крунк") в Ереване (1991 - 2007). Эллен Гайфеджян - автор многих  десятков передач об изобразительном  искусстве на радио и телевидении  Арм. ССР,  журналистских материалов в периодической  армянской прессе.

Значительную часть исследовательской работы, десятилетия напряженного труда Эллен Ваграмовна посвятила изучению и популяризации жизни и творчества своего отца - крупнейшего художника XX века, теоретика и критика изобразительного искусства, педагога, Ваграма Никитича Гайфеджяна (1879 - 1960), что продолжает и по сей день. Ваграм Гайфеджян - одна из ключевых фигур в армянской живописи и художественном образовании 1-й половины XX века, один из корифеев армянского импрессионизма, и его значение принципиально и определяюще для армянского изобразительного искусства XX века.

Казалось бы, владея как архивным, так и художественным наследием своего отца, исследование его творчества не представляло трудностей для Эллен Гайфеджян, однако, как оказалось, это отнюдь не так. И дело не только в том, что обширный материал предстояло изучить и систематизировать, уточнять зачастую неверные датировки картин и их неизвестное местонахождение, выяснять неизвестные детали биографии художника, но дело также и в том, что значительная часть дореволюционной части наследия художника утеряна. А ведь именно она, созданная в контексте российского и европейского нового искусства рубежа XIX-XX веков, представляет наибольший интерес не только в художественном, но и в историческом смысле. Но история безжалостна, и эта часть наследия художника, будучи конфискованной, пропала вследствие сталинских репрессий против брата художника Перча Гайфеджяна, у которого в Тифлисе и остались эти замечательные картины, где его и арестовали в 1938 году…    

 Ваграм ГайфеджянИ вот на протяжении многих лет Эллен Ваграмовна собирала по крупицам сведения о жизни и творчестве Ваграма Гайфеджяна, она сделала огромное количество авторизованных интервью с художниками - бывшими студентами Гайфеджяна или просто с его коллегами по цеху, и этот бесценный материал ныне служит нам основой для дальнейших исследований края непочатого - художественной, педагогической, искусствоведческой деятельности Ваграма Гайфеджяна.

ЭЛЛЕН ВАГРАМОВНА СИСТЕМАТИЧЕСКИ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО издает книгу за книгой по творчеству Гайфеджяна, причем каждое из этих великолепных изданий отвечает определенной тематике, планомерно задуманной автором. Эти издания могут быть полезны и интересны не только специалистам, но и любителям искусства, при этом хочу отметить специфический, всесторонний, глубокий, энциклопедический подход Эллен Гайфеджян в освещении той или иной детали биографии и творчества Ваграма Гайфеджяна: она показывает его в глобальном культурно-историческом контексте времени, так что читатель может почерпнуть из этих  книг интереснейшую, богатую, а порой и новую информацию о культурной жизни России и Армении на рубеже веков и уже советского периода.

Перу Эллен Гайфеджян принадлежат такие капитальные монографии по творчеству Ваграма  Гайфеджяна, как "Ваграм Гайфеджян. Альбом. 1879-1960", 2002, Ереван, "Тигран Мец"; "Ваграм Гайфеджян. 1879-1960. Графика, рисунок. Каталог", 2012, Ереван, "Гаспринт"; "Ваграм Гайфеджян. Жизнь и творчество. 1879-1960. Документальная монография в трех книгах. Книга первая - "Детство. Отрочество. Юность", 2018, Ереван, "Айагитак". Отметим, что каждый из этих трудов снабжен не только подробными очерками о жизни и творчестве Гайфеджяна, как уже было сказано, в глобально-культурно-историческом контексте, но и уточненным каталожным списком работ художника (этот научный аппарат особенно важен для специалистов), статьями и воспоминаниями о нем известных деятелей культуры и искусства, таких как Генрих Игитян, Николай Котанджян, Рубен Ангаладян, Рубен Адалян, подробными комментариями и пояснениями автора. Что характерно для изданных Эллен Гайфеджян книг - высокий дизайнерский вкус в их оформлении, автором которого является она же, а иначе и быть не могло: ведь тончайший эстетический вкус воплощается во всем, что имеет отношение к Гайфеджянам: отцу и дочери.  

Слегка забегая вперед, отметим, что ныне Эллен Гайфеджян работает над долгожданной книгой, освещающей одну из интереснейших тем творчества Ваграма Гайфеджяна и армянской живописи вообще, - над циклом "Декоративные мотивы" и "Цветовые композиции", который впервые исчерпывающе раскрывает весь контекст создания первых в истории армянского и общеевропейского искусства миниатюрных абстрактных произведений.

В то же время нужно признать, что огромный вклад Эллен Гайфеджян в армянское искусствознание не исчерпывается лишь гайфеджяноведением, а охватывает важнейшие аспекты, особенности художественного видения и исторического развития армянского изобразительного искусства 2-й половины XX века и, что особенно примечательно, и, надо признать, редкое качество в армянском искусствознании: Эллен Гайфеджян рассматривает армянское искусство в глобальном, общеевропейском контексте, выявляя при этом грани соприкосновения с ним национальных черт.

ПЕРУ ЭЛЛЕН ГАЙФЕДЖЯН ПРИНАДЛЕЖАТ ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ по глубине анализа и широте охвата художественно-эстетической проблематики всего искусства XX века исследования творчества таких крупных фигур армянской живописи 2-й половины XX века, как Николай Котанджян, Вруйр Галстян, Оганес Тер-Татевосян - им посвящены монографии Эллен Гайфеджян, она также в разные годы, с самого начала профессиональной деятельности в конце 1960-х, в научных статьях, сообщениях на научных конференциях, на страницах прессы обращалась к творчеству таких крупных мастеров XX века, как Эдгар Шаин, Георгий Якулов, Мкртич Мазманян, Арпеник Налбандян, Мукуч Камалян, Седрак Рашмаджян, Кнарик Вартанян, Амаяк Арцатбанян, Григор Геворкян и другие, а также к проблематике армянской монументальной живописи и скульптуры 1960-80-х годов, к ряду культурологических проблем.

По значимости охваченной Эллен Гайфеджян проблематики армянского изобразительного искусства особенно хочу отметить монографию "Армянская живопись Нового и Новейшего времени. Основные тенденции развития. Очерк - путеводитель по залам ГКГА", изданную в 1990 году в Ереване. К сожалению, как мне думается, важность высказанных Эллен Гайфеджян идей во вступительной статье к этому каталогу по достоинству не оценена искусствоведами, а между тем она дает универсальную формулировку архетипической  сущности армянского искусства, и именно через нее очерчивает грани, отличающие либо, наоборот, объединяющие армянское и европейское искусство. Эллен Гайфеджян, пожалуй, один из редких, если не сказать - единственный искусствовед, который попытался вывести взгляд на армянское искусство как из советского, так и провинциально-местного дискурса и показать понятие национального в мировом контексте, и это архиактуальная проблема армянского искусствознания и главная заслуга Эллен Гайфеджян.

Представим вкратце ключевые издержки из статей Эллен Гайфеджян, которые емко выражают суть сказанного. "Одной из объективных причин, в силу которых XX век оказался столь плодотворным для армянской живописи в целом, являлся сам склад армянского художественного сознания - метафорический насквозь, издревле сплавлявший воедино действительность и миф. Ведь именно таким типом мышления должен был быть наделен художник того новейшего цикла в искусстве, в котором ему предстояло "научиться давать метафорическое тело вещам незримым" (Н.А. Дмитриева). Один из главных факторов художественного видения в армянской живописи вообще и в европейской живописи XX века - "исключительный интерес к цвету не просто как к компоненту создания изобразительной формы, а как к средству выражения глубинного образного смысла этой формы. И если самобытность национальной живописной культуры испокон веков проявлялась в цвете, она тем более должна была заявить о себе в 20-м столетии". Далее искусствовед ссылается на особое, обобщенное пространственно-временное видение в армянском изобразительном искусстве, отвергающее академический принцип прямой перспективы, на котором зиждилась вся европейская реалистическая традиция вплоть до середины XIX века, на которую, собственно, и пришелся расцвет армянской новой живописи.

Следуя важнейшим эстетическим воззрениям Ваграма Гайфеджяна, в свою очередь бывшего апологетом идей крупнейшего искусствоведа XX века Федора Ивановича Шмита (1877-1937), Эллен Гайфеджян  считает главнейшим условием расцвета армянской живописи XX века "СОВПАДЕНИЕ сугубо национальных предпочтений в отношении решения художественных проблем с ключевой стилистической проблемой того нового цикла развития, которое переживает общеевропейское искусство с начала века. Находящаяся в прямой зависимости от мировоззренческих интересов XX века - философских раздумий о смысле бытия, вселенском пространстве и времени - эта проблема определена Ф.И.Шмитом как "проблема света, или, точнее, светоцветового явления формы в данных условиях, в данный, сугубо индивидуальный момент", понимаемый "как время или, скорее, некий пространственно-временной континуум - форма динамического взаимодействия времени и пространства". 

УПОМЯНЕМ ЕЩЕ ОДНО - УНИКАЛЬНОЕ, КОЛЛЕКЦИОННОЕ авторское издание Эллен Гайфеджян - "Русская и армянская живопись эпохи авангарда в собрании Национальной галереи Армении (1900-1930)", 2019, Ереван, "Айагитак". Эта книга имеет интересную и печальную предысторию, которая подробно изложена в статье арт-критика Карена Микаэляна под названием "Как АОД спас национальное богатство, или Как Бабик и Ваник одолели сеньора Эрнесто Эдуардо" в газете "Новое время" (см. Карен Микаэлян, одноименная статья в кн.: "Вот государство, оно, вероятно, скоро вами заинтересуется…", Ереван, "Гаспринт", 2013, с.112).  Дело в том, что еще в годы перестройки и распада СССР, когда Эллен Гайфеджян заведовала армянским отделом Национальной галереи Армении, на уровне МИД и Министерства культуры Армении предполагалось организовать выставку "Русское и армянское искусство 1900-1920 гг. Некоторые аспекты авангарда" в Аргентине, Чили и Бразилии. "Предложенная в 1989 г. Картинной галереей Армении (ныне-НГА) идея организовать подобную выставку была с пониманием поддержана господином Овсепом Манасеряном, ведущим инспектором отдела связей со странами Западной Европы и Америки управления внешних сношений Министерства культуры СССР.

В то время события в Нагорном Карабахе и одновременно трагическое землетрясение в Армении вызвали к ней по всему миру волну неподдельного и серьезного интереса. А поскольку именно культура и как часть ее универсальный язык искусства являются самыми краткими путями взаимопонимания между народами, и было задумано представить на международной арене одну из ценнейших коллекций Картинной галареи Армении.

Было решено осуществить задуманную выставку поначалу в странах Латинской Америки, что имело политическую подоплеку. Так называемая Перестройка позволила восстановить дипломатические отношения с Чили, и вернисаж планировался как торжественный акт, отмечающий начало этого процесса. Благодаря энтузиазму и энергии О. Манасеряна, Минкультуры, Министерство иностранных дел СССР и Всесоюзное художественное объединение им. Вучетича сумели привлечь к реализации данного проекта известного латиноамериканского искусствоведа, галериста, президента фирмы "Копаса" господина Эрнесто Эдуардо Тексо, который взял на себя все тяготы осуществления этой художественной акции в пределах Латинской Америки". (Э.Гайфеджян, послесловие к вышеназванной книге, с. 398). Организация выставки предполагалась на высоком профессиональном уровне, и ее куратором, говоря сегодняшним языком, стала Эллен Гайфеджян. Она проделала огромную, не только концептуальную работу, но и по отбору авторов и их работ из собрания Национальной галереи, их каталогизации, написанию вступительного текста и так далее. Но, как часто бывает в нашей неприглядной действительности, некоторые злопыхатели, воздействуя на руководство страны тех лет, загубили проект и он на долгие годы остался в столе. И вот спустя годы, дабы не дать кануть в Лету этому важнейшему, интереснейшему и уникальному труду, Эллен Ваграмовна издала его в виде книги в надежде, что когда-нибудь представится возможность и организации выставки.

Эллен Ваграмовна Гайфеджян - пример стойкости, силы духа и мужества, верности своим принципам и поставленным целям, человек-академия, неустанно корпящая над своими трудами в одиночку, не заглядываясь и не сетуя, как обычно бывает, на государство в лице приевшегося Минкульта и на иных "господ", она никогда не стучится в двери в терпеливом ожидании, что сами они откроются…  У читателя может возникнуть естественный вопрос: на какие же средства она осуществляет издания книг? Однозначного ответа у меня нет, но с уверенностью можно утверждать, что этот нелегкий вопрос решается "как бог даст". И он дает, тем самым вознаграждая все еще верующего в силу добра, красоты и терпимости, посвященного Искусствоведа - Эллен Гайфеджян.

С юбилеем вас и низкий вам поклон, дорогая Эллен Ваграмовна.

Лилит САРГСЯН

    

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЕТЕРАН ВОЙНЫ В СТРОЮ С МОЛОДЕЖЬЮ
      2024-04-19 10:43

      Каждое время выдвигает своих героев – подлинных и мнимых. Современники не всегда  умеют их различить, и это оборачивается чувствительными потерями. Тем более что подлинные герои очень часто не любят, не умеют расписывать свои заслуги. Об этом скупо говорит их биография. К числу таких принадлежит подполковник Мартин Багдасарян, недавно отметивший 80-летие.

    • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
      2024-04-16 10:35

      Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.

    • ВСПОМИНАЯ СУСАННУ АМАТУНИ
      2024-03-04 10:34

      Исполнилось 100 лет со дня рождения известного музыковеда-теоретика, профессора Ереванской консерватории Сусанны (Шушаник) Бабкеновны Аматуни.  Выпускница историко-теоретического факультета Московского музыкального педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных)  сделала свои первые шаги в преподавании в стенах ереванской средней специализированной музыкальной школы им. Чайковского, в кузнице одаренных музыкантов республики.

    • ПРОРАБ ДУХА
      2024-01-22 10:56

      "Прорабы духа"... Этот термин возник благодаря Андрею Вознесенскому - его знаменитому стихотворению и одноименному эссе. "Художнический характер, проявившись не профессионально, а в деятельности ради искусства, часто создает свое в искусстве через других. Не будь помощи таких людей - не появился бы шедевр. Это подвижники, двигатели культуры, поршни духовного процесса, строители надстройки, общественники культуры - я бы назвал их «прорабами духа»"...