Последние новости

ЕСТЬ МУЗЕЙ, КОТОРОГО НЕТ

В медицине это называется "дежавю" - психическое состояние, при котором человек ощущает, что когда-то уже был в подобной ситуации или в подобном месте. Место - Культурный центр-музей Гранта Матевосяна. Ситуация плачевная и возмутительная, когда хочется побольнее стенку прибить. Ровно год назад мы точно так же стояли перед зданием музея с сыном великого писателя и директором Фонда "Грант Матевосян" Давидом МАТЕВОСЯНОМ и беседовали о судьбе этого дома, о котором не знает уже только ленивый. О судьбе дома, который не просто незавершенка. О судьбе дома, которого нет. Он, конечно, стоит - красивый, трехэтажный, но это иллюзия, кажущаяся видимость, морок. Потому что зданий, у которых нет "прописки", в государстве не существует. Что самое зубодробильное - у государства нет никакого желания прописать музей, может быть, самого великого армянского прозаика.

 Директор Фонда 'Грант Матевосян' Давид МАТЕВОСЯНСловом, мы снова разговариваем, спусти еще один год.

- Судя по твоим постам в соцсети, этот воз увяз крепко. Хотя вроде правительство периодически делает какие-то телодвижения. Неужели за год ничто не изменилось?

- Ничто не изменилось, причем с обеих сторон. Не изменилось в плане тех людей, кто в большей или меньшей степени знает Матевосяна, и даже тех, кто, может быть, никогда особо его не читал и все-таки любит - представь себе, есть и такие. Все эти люди остаются верными своей любви. Недавно мы были вынуждены провести небольшую акцию - я обратился через Фейсбук к людям, чтобы собрать средства и купить стулья для нашего небольшого зала. Эту акцию мы назвали "борьбой за кресло", она увенчалась успехом, и теперь мы можем проводить в зале хоть какие-то мероприятия. В ближайшее время здесь будут играть два спектакля, поставленные по произведениям Гранта Матевосяна. Но ничто не изменилось и в контексте отношения и восприятий правительства. Разве что за исключением того, что несколько месяцев назад, еще в сентябре, нам прислали очередной проект решения правительства, с которым мы должны были ознакомиться и дать на него свое согласие. Мы попытались обсудить все это вместе с назначенной рабочей группой, разобраться с этим документом. Но уже который раз наша работа уходит в песок - документ идет обратно в правительство с нашими предложениями, а через какое-то время возвращается к нам в первозданном виде...

- И все-таки о чем шла речь в последней эпистуле?

- Последний вариант мало чем отличался от того, из-за которого я еще в марте отказался от дальнейших переговоров с ними. Идея примерно следующая: здание и землю превращают в единую кадастровую единицу и переводят на государственный баланс. О завершающихся строительных работах, так же как и об их сроках, ни слова, никаких обещаний. Вообще никак не формулируется, что есть эта финальная фаза строительства, а ведь там есть разные сегменты: внутренняя отделка, экспозиция, благоустройство третьего этажа, проект преобразования окружающего сквера. Но самое неприятное, с чем нам пришлось столкнуться, - мы увидели, что во всей этой словесной эквилибристике благодаря ряду манипуляций из документа исчезло название "Культурный центр-музей Гранта Матевосяна". Это ведь должно быть четко зафиксировано в правительственном решении, должно стать его обязательной частью! А когда мы спрашиваем, где гарантии того, что здание будет служить своей цели, если из документов исчезло название, нам отвечают, что оно будет как-нибудь сформулировано в договоре со столичной мэрией. Нам предстоит заключить договор о передаче земли в дар фонду. Но и здесь то же самое - вектор реализации такого договора стремится к нулю. Ведь официальная сторона может в любой момент отказаться от этого договора, а вместе с ним - и от своих обязательств. Так что мы отказались работать в этом направлении, поскольку поняли, что правительство не хочет брать на себя ни завершение строительства, ни его сроки, ни вопрос целевого использования. Да и денег на все это, как нам потом признались в кулуарных разговорах, у них нет. Словом, стало понятно, что с ними не о чем разговаривать.

- Так давай с момента "целевого использования" подробнее. Хочешь сказать, что в итоге легким движением руки музей может превратиться в автосалон?!

- А какие проблемы?! Это что, сложно - отшлифовать камни фасада, чтобы стереть надпись "Культурный центр-музей Гранта Матевосяна"? Я не настаиваю на том, что произойдет именно так. Но наш юрист первым поднял тревогу и спросил, есть ли у меня гарантии, что после передачи земли фонду здание останется за ним? Точнее, сможет ли оно служить своему назначению, если это никак не отражено в официальных документах? Тут ведь как - земля принадлежит нашему фонду, а вот здание, его не существует! Весьма оригинально, если учитывать, что оно построено на государственные деньги, строил Комитет по градостроительству, более того, подписан акт приема - сдачи. Я по должности впервые участвовал в такой процедуре. Что самое смешное - кому именно сдает Комитет по градостроительству это здание, по ходу дела ясно не стало. Принимающей стороны просто не было! И здание, как видите, повисло в воздухе.

- В смысле здания - как люди: "без бумажки ты экскремент, а с бумажкой - человек"?

- Совершенно точно. Если на здание нет документов, это значит, что его нет. В кадастре нет никаких данных, и это не первый случай. В подобном статусе у нас находятся, по крайней мере находились до последнего времени, еще три огромных здания: МИДа, Министерства НОКС и Министерства юстиции. Тоже на частной земле построены здания-гиганты, которые не получили прописки. Но им повезло больше, поскольку здания эти правительственные, в них все было доведено до полной кондиции. В нашем же случае недостроенное здание постоянно подвергается разным коррозиям. Из-за отсутствия отопления и перепадов температуры уже есть трещины, где-то сорвало плитку, и все это естественно. Минувшей зимой лопнули трубы, вода залила шахту лифта, его пришлось отключать. Но это волнует только нас и поклонников творчества Гранта Матевосяна. Вот уже два года фонд делает что-то по минимуму, по крайней мере выплачивает зарплату сторожам, чтобы здание не было совсем бесхозным. Дальше - не знаю. Понятно, что, когда наступит отопительный сезон, спектакли, которые мы сегодня здесь показываем, станет невозможно играть. А при всех больших планах, которые у нас были, на данном этапе мы можем обеспечить только активную эксплуатацию зала. Все остальное... Сбор средств - это, конечно, хорошая акция, и я благодарен каждому, кто принял в ней участие. Но я же не могу обращаться к людям каждый раз, особенно в нынешних обстоятельствах! Тем более что речь идет о достаточно серьезных инвестициях.

- Послушай, тебе самому, наверное, это не очень прилично озвучивать, но, когда вы встречаетесь с представителями правительства, никто не произносит примерно такой текст: "Господа дебилы и прочий отряд маломощных хлипаков! Ну простите вы уже Гранту Матевосяну то, что его музей построил Серж Саргсян. Ну поймите вы наконец, что сменятся еще сотни правительств, а Грант Матевосян будет всегда - высоко-высоко"?

- Если честно, даже я иногда перехожу примерно на такой лексикон. А толку-то что? Они реагируют, только если пишешь какой-нибудь статус в Фейсбуке - тут они начинают дергаться, мол, как тебе не ай-я-яй! И, в конце концов, это что, единственный вопрос, с которым они не могут разобраться? Я реально не понимаю правил этой игры. Из первой встречи с премьером я вынес вполне приличное впечатление - казалось, наоборот, человек все понимает и нормально реагирует. Знаешь, мне даже не кажется, что это месть зданию, которое построено по решению Сержа Саргсяна. Просто они бессильны - ну не умеют они управлять! По-моему, весь секрет именно в этом - они так и не узнали и не поняли, как заставить сверху вниз работать пирамиду, именуемую "государством".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
      2024-07-25 09:43

      Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.  И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.

    • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
      2024-07-23 09:42

      "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЗЛЕТЫ, ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ АРМЯНСКОГО ДРАМА
      2023-11-24 10:25

      О чем рассказывают деньги 25 ноября в Музее истории Армении откроется новая выставка под названием «Драм в Армении: времена и отношения», посвященная 30-летию национальной валюты Армении.

    • УТРАЧЕННОЕ БОГАТСТВО АРЦАХА
      2023-05-20 11:51

      Ереванцы и гости столицы проявили огромный интерес к истории армянского народа, воспользовавшись акцией «Ночь музеев», приуроченной к Международному Дню музеев, отмечаемому 18 мая. Увы, в послевоенном и блокадном Арцахе туристы и гости лишены возможности ознакомиться с богатейшим культурным наследием древнего края.

    • ПОД ЗНАКОМ "ГАЯНЭ"
      2022-05-20 10:13

      Знаменитому балету "Гаянэ" Арама Хачатуряна исполняется 80 лет. Эта дата легла в основу Международного дня музеев, прошедшего в ереванском доме-музее А.Хачатуряна под знаком "Гаянэ". Был задуман необычный формат празднования юбилея, в котором традиционные подходы и технологические новшества слились воедино, собрав вокруг творчества Маэстро аудиторию разных возрастов.

    • МУЗЕЙ КОВРОВ ШУШИ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
      2022-02-03 10:28

      Музей ковров Шуши вновь остался без крова. В начале января истек срок договора, согласно которому этот уникальный очаг армянской культуры Арцаха приютил у себя ереванский Музей-институт архитектуры им.А.Таманяна. Как создавалась эта сокровищница арцахского ковроткачества? Как предотвратить угрозу ее распыления? На эти и другие вопросы в рамках пресс-конференции в ИА "Спутник Армения" ответил основатель и директор Шушинского музея ковров Вардан АСЦАТРЯН.