Последние новости

ВОЗВРАЩЕНИЕ ОПЕРЫ "ПАЯЦЫ"

Премьера

Афиша, извещающая о премьере оперы "Паяцы" на сцене Национального академического театра оперы и балет им. Спендиарова, насторожила и обрадовала. Насторожила потому, что спектакль ставился в отсутствие лидера театра, который с самого начала пандемии находится за рубежом. И в то же время порадовал факт, что любимая опера вновь появилась на сцене нашего музыкального театра.

ПУБЛИКА, УСТАВШАЯ ОТ УГРОЗ ПАНДЕМИИ И БЕСКОНЕЧНЫХ политических шоу, устремилась в Оперу, демонстрируя неутомимую потребность в изысканности, красоте, одухотворенности, которыми она так обойдена в своей будничной жизни.

 Оперный театр. 'Паяцы'Почему сегодня возникла необходимость именно в этой опере? Наверное, потому, что это, с одной стороны, изумительная драматургия, страстная музыка, сильные страсти, напряженные конфликты, с другой стороны, "Паяцы" - одна из любимых опер, которая долгие годы украшала афиши нашего театра. Символично и то, что она впервые была поставлена А. Бурджаляном через год после создания Ереванского оперного театра. Во второй раз театр обратился к этой опере в годы Великой Отечественной войны. Предпоследняя постановка была осуществлена Тиграном Левоняном в 1996 году. Многоплановость партитуры с ее красочным колоритом, с портретными характеристиками героев таит в себе не только музыкальное богатство, но и острое ощущение театральности, сценической динамики, в ней живет вольный дух комедиантов.

Хочется прежде всего поддержать коллектив за то, что он возродил эту оперу к сценической жизни. Постановка потребовала интенсивной работы всего состава труппы и прежде всего дирижера-постановщика Мкртича Бабаджаняна. Иначе вряд ли был бы возможен результат, свидетелями которого мы оказались. Дирижеру удалось передать не только тонкий оркестровый колорит этой своеобразной партитуры, но и постепенно нарастающее напряжение, усиливающееся чувство тревоги, которое все явственнее звучит в оркестре, предвещая трагическую развязку. Бабаджанян не только хорошо знает, он любит эту оперу, вкладывая в нее силу страсти, высокий пафос гуманистической идеи. Дирижер много и увлеченно работал с музыкантами оркестра, с хором, солистами. Ни на мгновение не снижая общего тонуса музыки, ее живого звучания, Бабаджанян в то же время стремился к созданию ярких музыкальных характеров, достигая чисто оперной эффектности, без всякого налета на внешнюю изобретательность, выигрышно подавая каждого исполнителя. Ясно и четко прослушиваются в партитуре главные темы в опере, живые, интонационно яркие.

Оперный театр. 'Паяцы'ОЧЕВИДНА ТЩАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ХОРОМ ГЛАВНОГО хормейстера Грачья Боряна. Хор - один из активных участников сквозного развития действия. Впечатляет также и хореография Рубена Мурадяна.

Но в современном музыкальном театре культура ансамблевого и оркестрового музицирования должна гармонично сочетаться с режиссурой (режиссер-постановщик Рубен Кочар) и сценографией (художник Аветис Барсегян). Работа режиссера отмечена внимательным, вдумчивым отношением к музыке. В ней, как правило, нет стремления - что иногда встречается в оперной режиссуре - утвердить примат зрительного ряда спектакля в ущерб его музыкальной стороне. Р. Кочар ищет решение не помимо музыки, не ради эффектного самоутверждения - он вместе с дирижером стремится к глубинной, а не к внешне броской выразительности.

На оперной сцене оживает мир клоунов, бродячих комедиантов, нелепых на сцене, - любящих, страстных, жестоких и добрых, но так похожих на обыкновенных людей. Причем в основе сюжета подлинное происшествие, свидетелем которого был Леонкавалло в раннем детстве: ревнивый актер странствующей труппы во время представления убил неверную жену и ее любовника. Происшествие оставило глубокий след в сознании будущего композитора. В то же время исходная ситуация (вторжение жизни в спектакль) построена в излюбленной в литературе XIX века схеме. Умело составленное либретто (автор - сам композитор) ярко театральная музыка определяют успех оперы. Это одно из ярких явлений веризма.

 Оперный театр. 'Паяцы'Вокальные партии благоприятны для исполнителей. Многие мелодии оперы - Пролог, ария "Смейся, Паяц", ария Недды, серенада Арлекина принадлежат к самым популярным в оперной литературе. "Паяцы" - единственная репертуарная опера Леонкавалло.

Спектакль начинается знаменитым Прологом, уникальным в мире оперной литературы. Известно, что он был написан Леонкавалло по просьбе прославленного солиста Виктора Мореля, выразившего желание, чтобы в его партию был включен большой сольный номер. Создание Пролога стало событием в истории оперной литературы. Эту партию с увлечением поет исполнитель партии Тонио - баритон Георгий Аракелов.

ПОДЛИННОЙ УДАЧЕЙ СТАЛО УЧАСТИЕ В СПЕКТАКЛЕ (речь идет только о первом составе) блестящего певца Ованеса Айвазяна в роли Канио. Он был безусловным лидером спектакля, продемонстрировав высокое профессиональное мастерство, отменный вкус. Певец полностью выкладывается, отдав образу все свои чувства, индивидуализировав хорошо знакомую всем роль, полностью отождествляя себя с трагическим героем. Театральная иллюзия создается из реальности, столь глубоко прочувствованной, что она на самом деле становится истинной. Голос его царит над всеми, утверждая его неизменную любовь к Недде. Поражаешься, как он может в одном звуке выразить драматизм, страстность, ревность, покорность, мятежность. Трагическая маска этого образа ощущается в великолепных ариях.

Оперный театр. 'Паяцы'Ованес Айвазян очень убедителен во всех сценах, но особенно в финале, где он, срывая с себя маску, кричит: "Нет, я не Паяц!" Недда делает последние попытки спасти представление - она произносит слова, которые должна говорить по своей роли, то есть отказывается назвать имя своего любимого. Канио в ярости теряет рассудок и вонзает нож в спину своей жены. Умирая, она призывает на помощь Сильвио (исполняет баритон Арнольд Кочарян), которого тоже убивает Канио. Осознав, что он убил двоих, Канио поворачивается к публике и медленно произносит: La commedia è finita. Мелодией "Смейся, Паяц", звучащей в оркестре, завершается эта опера.

Но нельзя забывать и о том, как хорошо Леонкавалло изобразил хрупкий образ Недды, роль которой замечательно сыграла солистка Нуне Бадалян, любовь делает ее героиней. Ее голос не слишком велик, но очень красив. К своей музыкальности и драматической одаренности она добавляет облик красавицы. Уверенность в своем обаянии наделяет ее роль какой-то особенной, неожиданной, лучезарной магией.

Великолепный Пролог, удачный дуэт Недды с Сильвио, короткое, но напряженное интермеццо перед вторым действием, воплощение коварства Тонио - все это выполнено на должном уровне, обеспечивает успех спектакля.

Спектакль, конечно, не лишен недостатков. Но они исправимы, и поэтому на них не хочется сосредоточиваться. Театральная труппа и авторы постановки проделали огромную работу в нынешних, далеко не театральных условиях. А это главное: ведь репертуар пополнился новой работой.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ИГНОРИРОВАНИЕ РОЛИ КУЛЬТУРЫ - ЭТО ПСИХОЛОГИЯ НИЩЕТЫ" (Видео)
      2022-05-19 09:40
      4293

      В мае этого года Грачья МЕЛИКЯНУ исполнилось бы 75 лет Когда долго работаешь в прессе, то непременно встречаешь на своем пути множество людей. Одни огорчают и быстро забываются, другие западают в душу. С одними надо общаться постоянно, чтобы познать их суть, с другими можно поговорить пару часов и узнать их дурные и хорошие стороны, с третьими можно общаться сколько угодно, но они так и остаются "вещью в себе".

    • ОН НЕС ПЕРЕД СОБОЮ СВЕТ...
      2022-05-18 10:51
      4045

      Когда абсолютный слух проявляется к слову - это не столько радует окружающих, сколько настораживает. Действительно, это странно: в обычных словах кто-то слышит то, что другим не слышно. К чему приложить этот Божий дар, к какому практическому делу приспособить, нужно ли его развивать или лучше оставить в покое - не ясно.

    • ОН ПОНЯЛ ЖИВУЮ ПРЕЛЕСТЬ МИРА
      2022-05-10 10:51
      5976

      Мы живем в странное время, далекое от искусства. Сегодня вернисажей почти не ждут. За редким исключением они не становятся ни праздником, ни событием в культурной жизни.

    • КРАСОТА, ОВЕЯННАЯ ТРАГИЗМОМ
      2022-05-04 09:55
      5165

      Ереванская галерея "Никогосян" (фонд Николая Никогосяна) недавно представила выставку графических работ художника Карапета (Гераса) ГЕОКЧАКЯНА "Мир и я". Она проводится в рамках сотрудничества с Музеем графики "Стиль" в Гюмри.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ДОМ НА ГРАНИЦЕ" - БЕЛЫЙ ТАНЕЦ
      2022-05-05 09:49
      4518

      С чего начинается Родина? И стоит ли ставить ее во главу угла, если жизнь, по слухам, одна? Это, пожалуй, главные вопросы, ответы на которые пытается найти спектакль "ДОМ НА ГРАНИЦЕ", поставленный по пьесе Карине Ходикян режиссером Тиграном Гюлумяном на сцене Разданского драматического театра.

    • «СОМА. ОГНЕННОЕ КОЛЬЦО» НА СЦЕНЕ ОПЕРНОГО ТЕАТРА
      2022-04-09 10:11
      4849

      14 апреля Национальный академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова представит публике очередную премьеру - новую постановку оперы Авета Тертеряна «Сома.Огненное кольцо». Этой премьерой коллектив театра отметит знаменательную дату – 125-летие со дня рождения великого армянского поэта Егише Чаренца.

    • ГЕВОРГ АКОПЯН НА СЦЕНАХ МИРА
      2022-01-20 09:25
      5310

      В настоящее время он числится в ряду лучших мировых певцов. Благодаря своему таланту, который дан ему свыше и неустанному труду Геворг Акопян заслуженно приобрел широкую международную популярность.

    • НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ – "ТОСКА"
      2021-11-24 09:33
      5391

      "Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и сообразности", - обмолвился некогда поэт. Эти слова в полной мере соответствуют замечательному спектаклю "Тоска" Пуччини на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В минувшую пятницу спектакль прошел с большим успехом, набрав огромную аудиторию в амфитеатре, где я сидела, хотя спектакль был вовсе не премьерным.