ВСПОМИНАЯ ЛЕГЕНДУ БАЛЕТА
Недавно спектаклем "Маскарад" по М.Ю. Лермонтову коллектив Национального академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова отдал дань памяти своему выдающемуся соотечественнику, легенде армянского балета Вилену Галстяну, искусство которого ныне повсеместно почитается как воплощение танцa, как символ живой образности и глубокой одухотворенности.
ЛЮБОВЬ К ВИЛЕНУ ГАЛСТЯНУ БЫЛА ОСОБОЙ. Об этом свидетельствовала и публика, переполнившая в этот день огромный зал театра, несмотря на неимоверную жару. Галстян удивительно привлекал, притягивал к себе людей. Никогда ни для кого не снижая ни уровня, ни накала своих творческих страстей, Вилен владел какой-то тайной творческой общезначимости, какой-то магией властной общедоступности. Среди тех, кто хоть раз видел Галстяна – танцовщика, Галстяна – постановщика спектаклей (лучших на нашей балетной сцене!), мало найдется людей, которые могут вспоминать о нем равнодушно или только почтительно. Необыкновенная любовь, которой он был окружен так беззаветно, как никто другой из современных танцоров, балетмейстеров, продолжает жить в нас, волновать зрительские поколения призывом к высшим целям искусства.
До начала спектакля публике был продемонстрирован короткий фильм о Галстяне. Были показаны фрагменты из некоторых его спектаклей, где мы видим его танцором – темпераментным, искренним, пылким. Таким он завоевал признание армянского, русского и зарубежного зрителя. На наших глазах от партии к партии определяются любимые темы артиста, его излюбленные образы. В пёстром многообразии поисков танцовщика мы находим и начала нитей, тянущихся к современным нам балетным спектаклям Галстяна-хореографа, постановщика. Видимо, осмысление той роли, которую он исполнил в истории армянского балета, еще только начинается.
Может быть, со временем загадки Вилена Галстяна приоткроются еще больше, чем уже успели сделать. Насколько мне известно, развернутых высказываний о своем методе работы Вилен Галстян не делал, но будучи свидетелем его репетиций, можно сказать, что он вполне сознательно стремился избегать в работе готовых, умозрительных решений, стараясь максимально развить потенциал хореографического текста и сделать видимым для зрителей тот отзвук, какой данная сценическая ситуация вызывает в его собственной душе.
В решении Галстяна воплощалось то, что, кажется, воплотить нельзя: то состояние, в которое повергала зал его власть над зрителями, состояние, когда внутри нас все срывалось, сдвигалось все вокруг, куда-то проваливалось и взлетало… С экрана воспроизводится творческий облик творца, который весь – в движении, в развитии. Непрерывное искание новых глубинно жизненных источников творчества – вот что сближало его со зрителями разных стран и народов. Сближало, потому что в искусстве Галстяна живет, пульсирует, бьется совершеннейшая конкретность, но вместе с ней пульсирует и живет нечто совсем из других измерений. Одно можно выразить в словах, другое-нельзя и, очевидно, и не нужно.
СПЕКТАКЛЬ "МАСКАРАД" – ПОСЛЕДНЯЯ РАБОТА ВИЛЕНА ГАЛСТЯНА, последняя постановка в балетной триаде Арама Хачатуряна. И в этой постановке полно проявилось умение работать на пределе страсти, на выкладке сил без остатка, его стремление раскрывать суть образов в редкой смене противоположных состояний, показывая богатейший спектр чувств героев между двумя полюсами - злом и добром.
Еще при жизни А. Хачатуряна велась работа по созданию либретто "Маскарада", велись переговоры с композитором по созданию музыкально-хореографической композиции. Это естественно, так как замечательная музыка Хачатуряна к драме Лермонтова "Маскарад", хоть и была написана для драматического театра, в то же время, несомненно, обладала яркой хореографичностью. Сейчас кажется совершенно естественным сценический танец не только на музыку "Вальса" или "Мазурки", или чисто балетные гротесковые вариации на "Галоп". Такие фрагменты как "Романс" и "Ноктюрн" полностью отвечают требованиям балетных лирических дуэтов и монологов. Создается полная иллюзия, что Арам Ильич писал всю эту музыку именно для балета, причем для большого балетного спектакля, так как в отдельных номерах Сюиты к "Маскараду" заложен немалый заряд для симфонического, драматического развития музыки.
После смерти А. Хачатуряна работа по созданию партитуры "Маскарад" была поручена одному из верных учеников и последователей Хачатуряна, народному артисту, лауреату Государственных премий СССР и Арм. ССР, композитору Эдгару Оганесяну, перед которым стояла трудная задача. Отнесся к ней Э. Оганесян с высочайшим чувством ответственности, с абсолютной художнической отдачей.
В партитуру балета "Маскарад" вошли все части Сюиты ("Вальс", "Ноктюрн", "Мазурка", "Романс", "Галоп", некоторые фрагменты из драматической музыки к спектаклю (пролог и финал), а также два фрагмента из музыки Хачатуряна к спектаклю "Лермонтов" (по пьесе Лавренёва). Ноктюрн (первоначально композитор назвал этот номер Романсом) — лирическое интермеццо. В пьесе он связан с образом Нины и сопровождает лирические сцены с ее участием. В его основе — задушевная, проникновенная мелодия солирующей скрипки, которую поддерживают своими подголосками кларнет, затем солирующие флейта и гобой. Нежный прозрачный аккомпанемент подчеркивает настроение «песни без слов». Безусловно, для создания единого драматургического целого понадобилась и немалая композиторская работа. Так, целые картины написаны Эдгаром Оганесяном – "Монолог" – воспоминание "Арбенина", " Клевета"…
В спектакле "Маскарад" в постановке Галстяна заняты симфонический оркестр и хор Театра оперы и балета, (дирижер - постановщик Арютюн Арзуманян), солисты Рубен Мурадян - Арбенин, Мери Ованнисян - Нина, Григор Григорян - Неизвестный, Татевик Болшикян - Штраль, Раффи Галстян - Звездич, Андраник Абовян, Эдмонд Багдасарян - клоуны, голос Нины - Арцвик Демурчян, художник по костюмам и сценограф Аветис Барсегян, хормейстер Грач Борян.
В ДЕНЬ ПАМЯТИ ВИЛЕНА ГАЛСТЯНА СПЕКТАКЛЬ ПРОЗВУЧАЛ как-то по-новому, с большим подъемом и увлечением. Было ощущение, что все участники спектакля выступали на максимуме своих возможностей, вкладывая в своё исполнение весь жар души, всю любовь к Учителю, создателю спектакля. Дирижер Арутюн Арзуманян уверенно строил всю музыкально-драматургическую концепцию балета. Эмоционально и в то же время с огромным тактом и чувством меры, он расставлял все форте и пиано, все крещендо, то властно "выжимая" из оркестра и хора грандиозные кульминации, то как бы давая отдельным группам и солистам оркестра проявить разнообразие тембровой палитры.
Главные партии замечательно были исполнены Рубеном Мурадяном и Мери Ованнисян. Едва ли не с первых тактов первой картины заявлена тема спектакля. Она набирает силу, наполняется драматическим смыслом, чтобы привести героев к трагическому концу. Видим прозрачную хореографическую лексику, воздушный, но проникнутый ликующим чувством танец. Нина в исполнении Мери Ованнисян – образ утонченный, женственный. Перед нами характер изящный, тонкий, артистичный, наделенный капризными перепадами настроений и той естественной непринужденностью в проявлении чувств, которую иными исполнителями принимается за наивность. Ее танец - не самоцель. Его она наполняет содержанием, горячими чувствами. Именно поэтому она заставляет зрителя радоваться и сострадать.
Рубен Мурадян на сцене - это олицетворение творческой воли. Из этой игры героической воли и мятежных страстей возникает особое напряжение мурадяновского искусства, рождается его стиль и неповторимый силуэт, душераздирающие прыжки и спокойная поступь. В роли Арбенина он неминуемо одинок, ибо говорит с окружающими на разных языках. Трагедия этого героя – есть трагедия духа. Драма Арбенина в его исполнении - это драма страсти. Мурадян - актер, тяготеющий к резко обнаженному выражению чувств и заражающей нервной эмоциональности…
Как мы уже отметили, в этот вечер все участники спектакля проявили себя должным образом. Обязывало высокое посвящение. Над всем, что делалось на сцене, витал образ Вилена Галстяна, у которого было свое, завоеванное всей творческой жизнью право говорить об искусстве, о мастерстве, как о бесконечной цепи мучительных преодолений, как о непрерывной борьбе, отвергающей легкие пути. У него было свое, может быть, неосознанное право передать новому поколению артистов балета секреты мастерства, раскрыть перед ними подлинный смысл творчества.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-03 11:35
Проходят десятилетия, но неизменной остается любовь публики к явлению, которое мы называем "Ованес Бадалян". Легенда народной песни своим неповторимым исполнением вдохнул новую жизнь в армянскую песню. Она, словно магнитом, тянула певца, одаренного голосом редкой красоты, способного петь свободно, словно и труда это никакого не составляло.
-
2025-04-25 09:46
Самвел Паркевович Мурадян - личность уникальная. Известный литературовед, доктор филологических наук профессор ЕГУ, отметивший недавно свое 80-летие, до сих пор сохранил в себе детское восприятие жизни. Для многих он - соединение ребенка с мудрецом. В его книгах, монографиях, многочисленных статьях, научных исследованиях присутствует тот же праздник смысла, формы и колоссальных знаний, что и много лет назад. Вся его деятельность - и лекции, и книги, комментарии по случаю, споры, в которые он ввязывается, всегда имеют прямую и благородную цель: защитить базовые ценности литературы. Защитить наши исторические культурные завоевания, оживить коллективную память, чтобы не затерялась в ней чья-то драматичная судьба, не пострадала, не искривилась чья-то репутация от злого навета или пустой молвы.
-
2025-04-24 10:47
В ночь с 23-го на 24 апреля в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна Национальный филармонический оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Эдуарда Топчяна исполнением «Реквиема» Моцарта отметил скорбную дату нашей национальной боли. В концерте кроме филармонического оркестра приняли участие Государственный камерный хор «Овер» (художественный руководитель и хормейстер Сона Оганесян), Ереванский государственный камерный хор под управлением Кристины Восканян и солисты – Анна Аглатова (сопрано), София Туманян (меццо-сопрано), Тигран Мелконян (тенор) и Милан Сильянов (бас). Дирижер – Эдуард Топчян.
-
2025-04-21 09:35
Замечено, что мировая культура не ведает сиротства. Для нее в отличие от политики не бывает метрополий и провинции, нет сверхдержав и отсталости. Ваграм Гайфеджян, родившись в тихой, консервативной грузинской провинции, небольшом городке Тифлисской губернии России Ахалцихе (1879 г.), одной из крупнейших армянских общин за пределами Армении, стоял у истоков авангардизма, которому, по формулировке искусствоведа Эллен Гайфеджян, выпала судьба определить облик и своеобразие путей развития национального изобразительного искусства первой половины двадцатого столетия, навести мост между дореволюционным и советским искусством, стать одним из основоположников советской армянской художественной школы. На протяжении многих десятилетий творчество этого выдающегося художника определяло художественный уровень наших выставок, было эталоном профессионального качества. Но, вероятно, в том и состоит тайна и сила подлинного искусства, что каждое новое соприкосновение с ним открывает нам новые грани, меняет ракурс восприятия, обогащает зрителя эмоционально и нравственно.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-07-20 10:03
Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона вновь предстал перед ереванским зрителем. Театр уже посещал Армению в марте 2023 г., представив балет «Дон Кихот». Тогда питерские артисты смогли показать ереванскому зрителю непревзойденный русский балет.
-
2022-10-11 09:25
Сто раз прав был президент Международного фестиваля исполнительских искусств High Fest Артур Гукасян, когда говорил: " Тренд развития я вижу в том, что в Армению должны приезжать очень крутые коллективы больших форм - Ереван давно уже для этого созрел"! Отвальный успех спектакля «Роден, ее вечный идол» культового Санкт-Петербургского Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, два показа которого состоялись в рамках юбилейного фестиваля, стал железным аргументом в пользу того, что "Ереван давно созрел".
-
2022-05-20 10:13
Знаменитому балету "Гаянэ" Арама Хачатуряна исполняется 80 лет. Эта дата легла в основу Международного дня музеев, прошедшего в ереванском доме-музее А.Хачатуряна под знаком "Гаянэ". Был задуман необычный формат празднования юбилея, в котором традиционные подходы и технологические новшества слились воедино, собрав вокруг творчества Маэстро аудиторию разных возрастов.
-
2022-01-17 10:14
Художественные пики ушедшего года Если оглянуться на ушедший год, ситуация в стране, да и в целом мире, складывалась непросто на многих направлениях. Естественно, это отразилось и на художественной жизни. Осенью ковид продолжил свою мощную атаку, неспокойной была и политическая обстановка. В общественное сознание то и дело просачивалось бестолковое, бренное, поверхностное. Однако художественная жизнь не остановилась: некоторые руководители концертных организаций, театров проявили просто чудеса духовной твердости и непоколебимости.