Последние новости

ЕЗИДЫ МИРА ОБЪЕДИНЯЮТСЯ

«Проект Единства» - так названо движение, объединяющее езидов всего мира  вокруг идеи создания условий для официального межгосударственного и международного взаимодействия. Созданный в Ираке «Совет старейшин езидов» призывает всех соотечественников сплотиться и проявить участие в сохранении своего историко-культурного наследия и реализации права на историческую родину.

Об этом корреспондент газеты «Голос Армении» беседовал с известным социологом, историком, профессором Южного федерального университета РФ Максимом Васьковым.

- Максим Александрович, что послужило толчком к объединению езидов в сложных геополитических реалиях нашего времени?

- Вопрос уходит корнями в прошлое езидов – народа, имеющего свои культурные и религиозные традиции, свою драматическую историю и постоянно находящегося под угрозой уничтожения. Если обратиться к доступным историческим данным, можно констатировать немалое число войн и геноцидов, которым подвергался езидский народ со стороны Арабского Халифата, Османской Турции и других мусульманских государственных образований. Страдали они и от местных правителей, принимавших ислам и оказывающих жесточайшее давление на езидов, испокон веков исповедующих синкретическую религию Шарфадин. В последние годы езидский народ подвергался геноциду и со стороны террористических группировок ИГИЛ. Тем не менее, езиды не сдавались и каждый раз с оружием в руках защищали себя, свою культуру, религию, язык и традиции. Процессы консолидации и развития национального самосознания у езидов – ответ на нарастающую угрозу физическому выживанию со стороны радикального ислама. Только национальное единство может прекратить насилие, не допустить новые геноциды езидского народа, раскрыть творческие и созидательные силы езидов. Если рассмотреть ситуацию на Кавказе, то езиды всегда боролись за историческую справедливость вместе с армянским народом. К примеру, Османская Турция зачастую осуществляла геноцидальную политику в отношении армянского народа руками курдов, а вот езиды, наоборот, сражались плечом к плечу с армянами против османцев в отрядах самообороны. Так было во время Сардарапатского, Баш-Апаранского и других известных сражений.

- Каковы исторические предпосылки нынешнего объединения езидов?

- Консолидация езидов и выработка определенной доктрины подчинены исторической логике. У каждого народа наблюдаются периоды накопления сил, которые в дальнейшем реализуются в политические проекты. На данном этапе у езидов, являющихся автохтонами территории Ирака, где некогда существовала Древняя Месопотамия, и разрозненно проживающих сегодня на территориях разных государств, проснулось национальное самосознание, связанное как с общим историко-культурным прошлым, так и религией. До недавнего времени в странах, сформированных на территории Месопотамии, существовали достаточно жесткие политические режимы. Возьмем, к примеру, Ирак и режим Саддама Хусейна, при котором не могло быть и речи о национальном возрождении этого народа. Произошедшие в Ираке процессы нейтрализовали давление правительства на езидов, в то же время появились новые угрозы для сохранения их национальной идентичности. В более широком контексте геополитические подвижки в регионе, произошедшие с начала «арабской весны», создали новую политическую реальность с её возможностями и угрозами, актуализировали многие уже назревшие, но не проявлявшиеся активно процессы. Эти обстоятельства сделали возможной активизацию процесса объединения внутри езидского народа, старейшины-султаны которого поняли: нужно создать политические структуры, способные выражать национальные интересы езидов, обеспечивать их безопасность и возможность вести диалог с другими сторонами. На данном этапе идет формирование «Совета старейшин езидов», в который выдвигаются кандидатуры от каждого езидского рода. Этот единый высочайший орган намерен формулировать и отстаивать интересы езидского народа на международной арене.

- Какую цель преследует движение за объединение езидов?

- Процесс консолидации езидов может серьезно сказаться на всей политической обстановке в регионе. Не исключено, что езиды обретут свою форму национально-культурной автономии в тех странах, которые сегодня расположены на территории исторической Месопотамии – это Ирак и Сирия. Формирование автономии не противоречит законам Ирака, то есть возникает возможность налаживания конструктивного договора с другими государствами. Думаю, эти страны готовы пойти на предоставление автономии езидам при условии, что будет гарантирована политическая лояльность и целостность уже существующих государств региона. Езиды лояльны по отношению к тем государствам, в которых они живут, и их национальное движение не станет ни для кого угрозой. Ведь назревшее духовно-политическое движение по всей логике должно привести к автономной, признанной общности, способной действовать на международном уровне. Нужна точка опоры, чтобы начать разговор с другими нациями и государствами на официальном уровне, и ею может стать возможная форма автономии с законодательно закрепленными территорией, статусом языка, культурно-религиозными традициями и т.д. Учитывая процессы, происходящие в регионе, этот вопрос очень важен, так как в случае признания автономии езидов их статус в государстве становится легальным, а в случае непризнания не исключены негативные последствия, вплоть до трагических событий. Подобных примеров сегодня мы видим немало. Исходя из имеющихся исторических документов, езиды сегодня выдвигают отлично аргументированные основания для утверждения своей национальной идентичности и исторической родины. Веками сохраняя идентичность на основе языка, культуры, религии, традиций, езиды задаются вопросом: какую территориально-политическую форму придать своему национальному движению? В любом случае национально-культурное и политическое развитие езидов будет фактором положительным для всех конструктивных политических сил.

- Одна из гипотез происхождения езидов связывает их с шумерами. Какова ваша точка зрения по этому вопросу?

- Данная теория выдвигалась не раз с момента научного изучения этнических процессов в данном регионе. То, что езиды – автохтонный народ Месопотамии, не вызывает сомнений. Шумеры называли себя «черноголовыми», так же именуют себя и езиды, налицо и сходство традиционной одежды обоих народов. Имеющиеся документальные источники подтверждают, что езиды - автохтоны Месопотамии, где развивалась шумерская цивилизация. То есть, есть серьезные основания утверждать, что местом формирования как шумеров, так и езидов является Месопотамия. Сами езиды считают себя потомками шумеров и преемниками их культурных и религиозных традиций. В Ираке, в городе Насирия найдены древние камни с езидскими изображениями. В Ираке расположена и главная святыня езидов - храм Лалеш, пирамидальные купола которого символизируют солнце и лучи, озаряющие мир и подтверждающие мудрость и миролюбие езидского народа. Хотя религия и цивилизационные основы езидов являются предметом достаточно активных дискуссий, тем не менее хочу отметить, что религия езидов содержит истоки осмысления идеи единобожия. При этом в идеологических целях предпринимаются попытки обосновать, что она более позднего происхождения и компилятивна, т.к. есть элементы, схожие с определёнными представлениями других, более поздних религиозных систем. На мой взгляд, это подмена понятий и  манипуляции. Не езиды у кого-то что-то заимствовали, а скорее религиозные и мировоззренческие концепции езидов и их предков использовались другими народами.

- В каких странах проживают езиды?

- Сегодня диаспоральные общины езидов разбросаны по всему миру, но часть езидов продолжает компактно проживать в Ираке, Сирии, Турции, Армении, Грузии, России. Небольшие группы езидов проживают в США, Франции, Германии и других странах. Но территорией их возникновения и развития остается Месопотамия, где они произошли и на протяжении своей истории не раз сражались за право оставаться езидами. Проживая на своей исконной земле, они исторически оказывались в составе разных государств и вступали в конфликты лишь с целью защиты своей жизни, веры, идентичности и территориальных прав. В политической культуре езидского народа нет стремления к конфликтам, но они умеют защищаться, признают интересы других народов и выстраивают отношения с ними на основе двустороннего конструктивного сотрудничества.

- Вы не находите, что в этом плане у езидов и армян есть нечто общее?

- Безусловно, у армян и езидов действительно есть много общего как с точки зрения исторической судьбы, так и в плане отношения к другим народам. Страшные события, геноцид коснулись обоих народов, общая трагедия их сблизила. Мой опыт общения как с езидами, так и с армянами Арцаха и Армении показал, что оба народа обладают деликатностью, генетической культурой. И несмотря на то, что армяне и езиды имеют разное этническое происхождение и религиозную принадлежность, их объединяет стремление сохранить и защитить свою национальную идентичность и миролюбие, которое всегда обеспечивает гармонию в их отношениях. Даже если в каких-то вопросах их интересы расходятся, армяне и езиды всегда находят решение, приемлемое для обеих сторон. Очень важны и поддержка России, схожесть исторических судеб, взаимная поддержка армян и езидов.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАМЯТНИКИ КАШАТАГА В КНИГЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
      2024-04-27 11:14

      "Историко-культурное наследие Нагорного Карабаха в зонах конфликта" - так названа объемная книга-альбом, вышедшая на днях в Ереване на английском языке и презентованная в Музее истории Армении. Мероприятие было приурочено ко Дню памятников и исторических мест и собрало полный зал ереванцев, беженцев из Арцаха, а также занимающихся арменоведением иностранцев - всех тех, кому небезразлична судьба монастырских комплексов, церквей, крепостей, мостов, хачкаров, надгробий с армянскими надписями и других немых свидетелей многовекового присутствия армян на этой древней земле.

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ