Последние новости

ЗНАНИЯ – ЭТО БЕЗОПАСНОСТЬ

«По оценкам британских спецслужб, освобождение Арцаха после распада СССР и военно-политическая победа над Азербайджаном были обусловлены высоким уровнем знаний армянского сообщества Второй республики», - отмечает в беседе с «ГА» директор Института сетевых исследований Гагик АРУТЮНЯН.

- Армянская государственность периода обретения независимости, альфой и омегой которой мы всегда считали триединство Армения-Арцах- Спюрк, сегодня висит на волоске. Ослабление Армении, поражение в войне, потеря 75% территорий Арцаха, перманентные и пока что довольно успешные попытки оторвать Спюрк от матери-Родины, атомизация и апатия армянского общества, разрушение государственных институтов, все, что с нами произошло с момента прихода Пашиняна к власти, – череда случайностей или целенаправленная программа?

- Это, безусловно, не череда случайностей. Известно, что англосаксонские и турецкие стратеги давно вынашивали идею не только по расчленению и политическому обнулению Армении как государственной единицы, но и планировали искоренить духовно-интеллектуальные и культурные, цивилизационные ценности всего армянского сообщества, включая Диаспору. Для реализации этих планов в Армении было потрачено более 7 миллиардов долларов и создана огромная «пятая колонна», состоящая из примерно двух тысяч правозащитных, сектантских и прочих так называемых общественных организаций, которые непосредственно управлялись внешними кураторами.

Все эти организации, каждая в отведенном ей участке и направлении, сообща создали базу для осуществления «цветной революции» в 2018 году. Наместником в оккупированной стране назначили Никола Пашиняна, который выделялся не только скудостью умственных способностей и психическими отклонениями, но и патологическим пристрастием бесконечно врать и, что крайне важно, подобострастно выполнять все указания сверху.  

Поэтому весьма логично, что первыми шагами оккупационных властей были организация преступных действий против Армянской Апостольской Церкви, уничтожение исторической памяти, унижение научно-просветительской общественности и т.д.

- Могла ли Диаспора этому противостоять?

- Все было учтено. Для минимизации связей между армянами разных стран упразднили Министерство диаспоры, и вполне закономерно, что недавно сопредседателю Координационного совета французских армянских организаций, авторитетному деятелю Спюрка Мураду Папазяну был запрещен въезд в Армению (ранее аналогичные решения в отношении Папазяна были приняты также в Турции и Азербайджане). Отмечу, что все эти шаги выполнялись в полном соответствии с методами гибридных войн, досконально разрабатываемых в «мозговых трестах», а точнее - «фабриках зла» англосаксов. Именно таким образом подготавливалась почва для последующей сдачи Арцаха и превращения Армении в провинциальный придаток Турции.

Однако здоровая, не оболваненная часть армянской общественности (как в Армении, так и в Диаспоре), выразила протест против господствующего в РА оккупационного режима. Вовсе не случайно, что подобного рода протесты в той или иной форме происходят сегодня во многих странах, народы которых не желают больше смириться с колониальной англосаксонской системой.

Не могу не сказать о роли России, благодаря которой, в частности, началось снижение доминирующей (скорее - демонизирующей) роли американского доллара. Многие страны сегодня переходят на собственную валюту в торговых операциях, а примером содействия вышеупомянутым освободительным процессам является начатая Россией военная спецоперация, призванная не только защитить жителей Донбасса от геноцида, но и освободить украинцев от внедренного в массовое сознание инфобиологическими методами нацизма, и, тем самым, спасти их от полной деградации. Ведь англосаксонская система, прикрываясь лозунгами о «демократии» и «правах человека», в реальности оказалась намного более жестокой и подлой, нежели большевизм Ленина - Троцкого и нацизм Гитлера - Геббельса.

- Давайте вернемся в Армению. Есть ли основания полагать, что нация проснется и не позволит вести себя курсом на самоуничтожение?

- На мой взгляд, есть все основания полагать, что начавшиеся протесты достигнут своих целей (тут нельзя исключить и возможную российскую помощь), и в обозримом будущем нынешний предательский режим будет свергнут. Вместе с тем, мы уже сегодня должны начать выработку основ нашей национальной стратегии, которая позволит в будущем не оказаться в экстремальных ситуациях с актуализацией вопроса «быть или не быть» (как это имеет место сегодня), а развиваться в соответствии с нашими национальными способностями и возможностями.

Конечно, формирование национальной стратегии подразумевает активную работу интеллектуально–духовной элиты всего армянского сообщества. Но уже сегодня можно подумать и даже сделать кое-что в этом направлении с учетом того, что реализация стратегических проектов, как правило, не ограничена временными факторами и подразумевает долгую и методичную работу. Очевидно, что работы в этом направлении - непочатый край.

- С чего начать?

- В правовом плане следует задуматься о принятии закона об «иноагентах» и, тем самым, попытаться очистить наше общество как минимум от «соросовской» заразы. Замечу, что задолго до России закон об «иноагентах» был принят англичанами в 19-ом веке. Не вызывает сомнений также и то, что следует восстановить Министерство диаспоры, придав ему еще больше полномочий, чем это было даже до 2018 года.

Список подобного рода инициатив стратегического значения можно  продолжить. Но я бы хотел подробнее обратиться к другой проблеме. Известно, что согласно концепциям национальной безопасности ведущих стран мира, эффективное противостояние внешним и внутренним вызовам возможно лишь при наличии в обществе определенной «критической массы» с высоким интеллектуальным и духовным уровнем. Такой вывод обоснован анализом научно–духовного–образовательного потенциала различных стран и сопоставлением этих данных с достижениями самих стран в геополитических и геоэкономических сферах.

В этом контексте полезно вспомнить, что, по оценкам британских спецслужб, освобождение Арцаха после распада СССР и военно-политическая победа над Азербайджаном главным образом были обусловлены высоким уровнем знаний и духовности армянского сообщества Второй Республики.

- То есть акцент должен быть сделан на науку и образование в первую очередь? А как быть со Спюрком? В свое время Министерство диаспоры хотя бы реализовывало определенные образовательные программы с целью сближения молодых армян, проживающих в разных странах, с исторической Родиной.

- Это важнейший вопрос. Я уверен в том, что в армянской национальной стратегии вопросы научного и образовательного характера должны занимать приоритетное место. В этом плане стоит обратить особое внимание на дистанционное онлайн-обучение, особо актуальное в тех случаях, когда обучающая аудитория рассредоточена в разных странах. Армения и Диаспора могут использовать эту возможность в целях сотрудничества в сфере науки и образования, укрепления и развития существующих связей, а также эффективного обмена знаниями и опытом.

Известно также, что согласно экспертным прогнозам, в следующие 15 лет онлайн-структуры составят 80% от действующих в мире образовательных структур. К примеру, уже сегодня около 3 миллионов студентов проходят обучение в онлайн-системе Coursera. Изменение традиционной системы привлекает и внимание инвесторов, ибо вложения в сферу образования высокорентабельны с минимальным годовым доходом инвесторов в 30%. Неслучайно американский миллиардер Джон Полсон инвестировал в эту сферу 400 миллионов долларов, а хорошо известный армянской публике Джордж Сорос – 500 миллионов (об идеологии и целях обучения в его университетах нетрудно догадаться).

Характерно также, что важность подобного обучения с энтузиазмом восприняли как еврейские неправительственные организации, так и бизнес-структуры с еврейским капиталом.

Из сказанного выше следует, что создание онлайн -университета Армения-Диаспора и организация систематических курсов за счет мобилизации национальных ресурсов является крайне актуальной задачей. Подобная структура неизбежно превратится в площадку обсуждения важных национальных проблем для интеллектуальных кругов Армении и Диаспоры. Такой университет будет способствовать как научной и образовательной интеграции Армении и Диаспоры, так и развитию наших общих интеллектуальных ресурсов, что имеет решающее значение с точки зрения стоящих сегодня перед страной современных гибридных вызовов.

- В каком состоянии сегодня находится наша научно-образовательная сфера?

- На крайне низком уровне. Например, в исследовании, проведенном Webometrics Ranking of World Universities (WRWU), в 2022 году, по состоянию на январь, были учтены 53 вуза из Армении. Среди них Ереванский государственный университет занимает 2641-е место (тогда как в 2018 году ЕГУ был на 2628-м месте). Следует отметить, что Американский университет Армении и Российско- армянский университет, занимающие после ЕГУ 2-е и 3-е места в Армении, по данным WRWU, расположены на 4107 и 4780 позициях.

Лидерами же нашего региона, согласно WRWU, являются Тегеранский университет и турецкий Ближневосточный технический университет, которые заняли 309-е и 538-е места. Тбилисский Государственный университет имени Джавахашвили занимает 1323-е место и значительно улучшил свои позиции по сравнению с предыдущими годами.

Замечу также, что из-за низких показателей армянские вузы не присутствуют в рейтинговых списках, публикуемых другими организациями. Между тем, в Турции функционирует 186 университетов, а согласно рейтинговому списку The Times, 5 турецких университетов вошли в число 500 лучших в мире. Согласно же индексу «Исследовательская активность» Национального научного фонда США, Турция занимает 19-е место в мире. Также эта страна является одним из лидеров по чтению, там ежегодно издается около 40-50 тысяч новых книг.

В контексте представленных выше данных стоит вспомнить, что научный потенциал Третьей республики уменьшился более чем в 10 раз по сравнению со Второй республикой. Раньше Армения была одним из лидеров СССР в области науки, образования и технологий: только в бытность руководителем республики Якова Заробяна (1960-1966) у нас было создано более 70 новых научно-технологических структур.

- А какова ситуация на данном этапе в Диаспоре?

- Она крайне тревожная. Одной из самых больших потерь является закрытие Мелконянского университета на Кипре. Сегодня Бейрутский университет «Айказян» (основан Армянской евангелической ассоциацией Америки в 1955 году) – единственный действующий в диаспоре вуз. Плюс, «Айказян» является одним из престижных арменоведческих центров в мире благодаря деятельности кафедры арменоведения и Центра изучения армянской диаспоры. Между тем, нынешняя нестабильная политическая ситуация в Ливане весьма негативно повлияла на работу этой структуры.

Не блестяще обстоят дела и в арменоведческих центрах. По экспертным оценкам, из более сотни действующих за рубежом таких центров актуальными проблемами армянского сообщества занимаются единицы. В результате в диаспоральной среде формируются недопустимо упрощенные подходы - как по отношению к Армении и Диаспоре, так и к геополитическим реалиям в целом. Для сравнения: около 90% аналогичных израильских структур ориентированы на работу по решению актуальных проблем еврейства, что существенно способствует их развитию и повышению уровня общенациональной безопасности.

В создавшейся ситуации наиболее парадоксальным и обидным является то, что армяне традиционно обладают особой тягой к знаниям и способностью творить, создавать. Не углубляясь в историю, отмечу, что еще в советское время мы имели целое созвездие талантливых армянских ученых. Вспомним Виктора Амбарцумяна, братьев Орбели и Алиханянов, Сергея Мергеляна, Андраника Иосифяна, малоизвестного «отца» советского ядерного оружия, трижды Героя СССР Киракоса Метаксяна (Кирил Щелкин) и многих, многих других.

Богата выдающимися учеными и наша диаспора, где недавно Артему Патапутяну была присуждена Нобелевская премия по медицине. Очевидно, что сегодня в Диаспоре работают сотни (если не тысячи) талантливых ученых, которые могут внести большой вклад в деятельность университета Армения-Диаспора. Потенциал есть, его только нужно правильно задействовать!

Кстати, нынешняя неблагоприятная ситуация в армянской научно-образовательной сфере является, в частности, следствием того, что армянский капитал (как за рубежом, так и на родине) весьма смутно представляет себе современное бедственное положение Армении и Диаспоры. Между тем, в эпоху «гибридных войн» (которые часто именуются также «Третьей мировой войной») происходит стремительная девальвация международного права и норм. В такой ситуации нельзя исключать даже потерю армянской государственности с вытекающими из этого самыми тяжелыми последствиями.

Уже сегодня необходимо предпринимать определенные шаги для создания онлайн-университета Армения-Диаспора. В качестве первого шага следует сформировать общественную структуру, в рамках которой можно концентрировать и обсуждать предложения армянского научно-образовательного сообщества относительно такого вуза.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ