Последние новости

ЛУЧЕЗАРНОЕ ИСКУССТВО ГАРЗУ

В армянском изобразительном искусстве диаспоры нет художника, который был бы так всенародно популярен, как Гарзу (Гарник Зулумян). Это знают все, и может проверить каждый. Среди множества зарубежных армянских мастеров его имя приходит первым. Наша память и мысль подсказывают его прежде других. Ни одно из дорогих нам имен не заслонит собой безмерную и беспримерную известность Гарзу. Он самый полномочный из представителей искусства диаспоры, творчество которого стало вехой в истории культуры не только Франции, но и всего мира. В общенародном сознании это армянский Художник с большой буквы. Все способствовало этому: огромное жизненное долголетие (он прожил без малого целый век), неиссякаемый творческий труд, широта тем, неординарность их воплощения.

Артистизм, изящество, легкость и особое очарование изобразительных средств - эти качества позволили художнику создать уникальные произведения. Кто хотя бы однажды видел его картины, тот без труда узнает его манеру, его "голос". В искусстве Гарзу содержится до такой степени ни на кого не похожее, индивидуальное мировосприятие, что забываешь о привычных подходах, мерках и оценках. Он не подходит ни под какие категории. Живописные полотна, многочисленные литографические листы ярко отражают сущность его ума, его душу и мироощущение.

В 17 лет Гарзу жил в атмосфере Парижа и был одержим этим городом, где каждый уголок напоминал о рождении живописных шедевров, великих книг, восторженных, поэтических строк. На перекрестках улиц, манящих всех художников и поэтов города, встречались века, эпохи, нравы. Конечно, обрести собственное лицо в такой стране, как Франция, было нелегко. Богатые художественные традиции французского искусства и вдохновляли, и подавляли молодых художников. Что мог противопоставить тогда еще мало кому известный художник величайшим авторитетам европейской живописи? Оказалось, мог. Более полувека имя Гарзу - среди величайших художников XX века, о чем свидетельствует неутихающий интерес к его творчеству и во Франции, и за ее рубежами. Картины его украшают стены музеев многих стран. Его талант от Бога подкреплялся удивительной работоспособностью.

Разумеется, на Гарзу повлияла европейская школа живописи. И не только живописи, но и всей культуры. Однако это не следует понимать прямолинейно. Многое от творчества предшественников было воспринято Гарзу, но его искусство - это прежде всего самое полное выражение внутренней жизни художника, неутомимой работы мысли, сложного противоборства волновавших его чувств. Все передуманное и перечувствованное им самим облекалось в творчестве в художественный образ и поднималось на высоту художественного обобщения. У картин Гарзу свои законы, свое кровообращение, своя нервная система. Он стоит вне какого-либо влияния других художников.

Власть его искусства мы испытали еще в далекие 60-е годы прошлого столетия, когда он впервые приехал в Армению уже известным художником. Это стало огромным событием не только для армянских зрителей, перед которыми открывался совершенно новый, самобытный мир, но и для самого художника, который впервые оказался на родине своих предков.

По словам художника, он решил ехать в Ереван поездом. "Возможность лететь самолетом меня не прельщала. Хотелось въехать в Армению не сразу, а постепенно. Подобно тому как постепенно раскрывается занавес в театре и зрители попадают в волшебный мир, передо мной постепенно раскрывался образ страны, которую я мечтал увидеть всю свою жизнь. И у меня создавалось ощущение, что я давно уже знаю Армению, более того, видел ее в своих произведениях, и чувствовал себя армянским художником, прожившим часть жизни в родной стране".

Откликаясь на первую выставку работ Гарзу в Армении, искусствовед Генрих Игитян писал о том, что мы начинаем видеть по Гарзу очертания современных зданий, подъемные краны, железнодорожные пути, строящиеся корпуса заводов, цепкие кустарники, рассыпанные по склонам армянских гор. "Это прежде всего говорит о том, что Гарзу - глубоко современный и национальный художник. Национальное своеобразие определяется не этнографической или фольклорной окраской, а той внутренней жизнью, темпераментом, конструктивным мышлением, которые характеризуют лучшие творения армянской культуры", - подчеркивал Г.Игитян.

Гарзу видел современность в звуках, ощущая ее в красочных, ярких, беспокойно-насмешливых красках. И, может быть, поэтому, глядя на его работы, ощущаешь звуки Парижа, сложную полифонию вечно прекрасного города. Он слушал музыку Парижа, улавливал ее в природе, в звуках и красках окружающей действительности и стремился по-новому воплотить все виденное и слышанное. Да, музыка прежде всего. Потому что Гарзу и музыка Парижа навечно слиты. Он словно бог музыки, которая звучит, захватывая зрителя, и обостряет наше восприятие его полотен, их сокровенного смысла.

У Гарзу в Армении было много друзей, для которых двери его дома в Париже и мастерской всегда были открыты. Среди них и искусствовед, заслуженный деятель искусств РА Шаэн Хачатрян, с которым художника связывала искренняя дружба.

- С выдающимся художником Гарзу я познакомился в 1966 году, когда он впервые приезжал на родину с выставкой графических работ, - гравюр и книжных иллюстраций, - рассказывает Ш.Хачатрян. - Тогда Гарзу был известен нам лишь одним своим произведением - живописным полотном, которое он прислал в дар нашей Картинной галерее в 1963 году. Все работы, составившие экспозицию выставки, художник также подарил родине. Я опубликовал о Гарзу статью и с тех пор неоднократно писал о нем, включал его произведения в свои книги и альбомы. В 1984 году по приглашению Академии художеств и Союза художников СССР я организовал в Москве крупную выставку мастера, и он присутствовал на ее открытии.

Работа Гарзу (Гарника Зулумяна)

Мы много раз встречались в Париже, и всякий раз Гарзу посылал со мной в Ереван несколько новых литографий. В 1989 году, после землетрясения, я попросил его помочь ленинаканским художникам, в одночасье лишившимся мастерских, а часто и средств к существованию. Фонд культуры, где я был тогда исполнительным директором, предполагал устроить выставку-продажу примерно полусотни работ, которые Гарзу, не задумываясь, передал мне. Выставка-продажа спустя некоторое время состоялась, однако я уже не имел к ней отношения: в Фонде культуры произошли кадровые перестановки. Через непродолжительное время меня немало озадачило, что два десятка литографий, которые я, повторяю, собственноручно привез в Ереван, вдруг обнаружились в США, где их продавали по несравнимо более высокой цене...

Помню, тогда же я попросил, чтобы мастер отозвался на землетрясение не только в качестве гражданина, но и как художник. Прошло несколько месяцев, и я получил от него эскиз картины "Надежда": из земли, на которой стоит разрушенный город, словно дерево, прорастает обнаженная женщина, на ее голове не волосы, а густая поросль молодых цветущих побегов... К сожалению, этой картины Гарзу так и не написал. Армянская тема, точнее, тема Геноцида возникла также во фресках, которыми художник расписал средневековую церковь в городе Маноске на юге Франции...

В середине 90-х мы снова встретились, и мастер пригласил меня пообедать в ресторан, украшенный его фресками. Атмосфера беседы была самой непринужденной, и я счел возможным посетовать, что Национальная картинная галерея все еще располагает лишь одной живописной работой Гарзу. Мы приехали к нему. Жены художника не было дома, и он заговорщически подмигнул: "Выбери несколько работ, только никому об этом здесь не говори"... Из привезенных мной семи десятков работ несколько графических и четыре живописные работы я проиллюстрировал в своей книге "Музейный воин".

Основная тема:
Теги:

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ЕГО ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЗБРЕЖЕН
    2025-07-26 10:26

    Подошедший к своему завершению сезон был отмечен важнейшей датой, - 100-летием любимого коллектива, Национального филармонического оркестра, чья славная история неразрывно связана со становлением национальной музыкальной культуры, композиторского и исполнительского творчества. Родившийся благодаря усилиям ректора Ереванской консерватории Аршака Адамяна в 1925 году из педагогов и студентов оркестр вскоре становится популярным коллективом, известным далеко за пределами Армении. С 1932 по 1941 год он выполнял двойную функцию - был симфоническим и оперным оркестром. В 1939 году он принял участие в Первой декаде армянского искусства в Москве, обеспечив высокий уровень оперных спектаклей, которыми дирижировали Константин Сараджев, Микаел Тавризян, Георгий Будагян и Рубен Степанян. В 1942 году в исполнении объединенного оркестра Госоперы и Армфилармонии под управлением М. Тавризяна прозвучала Седьмая симфония Шостаковича, воспринятая как событие огромной художественной значимости.

  • ПОЭЗИЯ ПАРАДОКСА
    2025-07-16 10:37

    Судьбы художников складываются по-разному. Если живописцы известны нам обычно по выставкам, то художники кино вниманием публики не избалованы. Их работа как бы заслонена сюжетом, актерами, режиссерским замыслом, поэтому зритель не всегда способен осмыслить, что вложено в картину художником. Этой участи в какой-то мере избежал замечательный художник кино, один из первых мультипликаторов Валентин ПОДПОМОГОВ. Он был очень популярен в кинематографических кругах, но вот по-настоящему широкая публика его узнала значительно позже, когда он создал свои живописные неординарные работы в пятидесятилетнем возрасте. За плечами художника были уже долгие годы работы над декорациями для фильмов, мультипликации, по созданию надгробий и т.д.

  • У НЕГО БЫЛО АБСОЛЮТНОЕ ЧУВСТВО ПРАВДЫ
    2025-07-14 10:01

    К 95-летию со дня рождения Фрунзе МКРТЧЯНА Талант – это отсвет детства в человеке. Ярким свидетельством тому был Фрунзе Мкртчян, один из самых любимых, узнаваемых актеров кино и театра недавнего прошлого. Но время и мода не властны над этой любовью. Он был рожден для театра и кино по самому складу своего характера – восприимчивого, общительного, по всему тому, чем его так щедро наделила природа. Удивительная легкость воображения, сценическое обаяние, острое ощущение формы, поразительная пластичность, яркий темперамент, юмор – все это соединялось в нем с той великой мерой, какая только и порождает крупные творческие индивидуальности.

  • "ОСТАВЛЕНА ВАКАНСИЯ ПОЭТА"
    2025-07-07 10:36

    В начале июля Размику Давояну исполнилось бы 85 лет "К счастью, в мире продолжает создаваться поэзия, которая может говорить от имени личности и народа, нации и рода . По иронии судьбы именно эти довлеющие трагические условия и обеспечивают историческую роль поэзии… Но самое потрясающее в его поэзии - это то, что она проникнута ликованием и напряженной меланхолией: испытываешь некий постоянно обновляющийся восторг, возникающий от сочетания исключительной духовной плотности и удивительной простоты поэтического изложения", - отмечает в своем предисловии к сборнику Р. Давояна "Дыхание и шепот долин" Уильям Херберт.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ОТЕЦ ВСЕХ ТУРОК АТАТЮРК БЫЛ ЕВРЕЕМ-ВЕРООТСТУПНИКОМ (ДЕНМЕ)
    2025-04-23 10:36

    Дабы не отстать от моды, ибо образование, как считают Пашинян и его жена, сегодня в тренде, автор счел не лишним опубликовать сугубо научные данные о происхождении отца всех турок Ататюрка. Мы не станем по примеру Анны Акопян приписывать слова Вано Сирадегяна Гранту Матевосяну, в нашем раскладе все ссылки точные.

  • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАПАДНОАРМЯНСКОЙ ПЕЧАТИ
    2024-11-09 11:32

    К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.

  • ИШХАН
    2024-05-23 10:39

    Для внесения вопроса об импичменте в повестку парламента оппозиционным фракциям не хватает одного голоса. С 12 мая в обращение запущены слухи о том, что покинувший фракцию "Честь имею" Ишхан Закарян мог бы подписать соответствующий документ. После его общения с архиепископом Багратом Галстаняном оппозиция не исключает подобное развитие ситуации. В связи с этим мы решили напомнить читателям самые яркие эпизоды карьеры этого политического персонажа.

  • ЛЕГЕНДАРНЫЙ КОМАНДОС: АРКАДИЮ ТЕР-ТАДЕВОСЯНУ СЕГОДНЯ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 85 ЛЕТ
    2024-05-22 13:33

    22 мая – день рождения командующего операцией по освобождению Шуши, Героя Арцаха, генерал-майора Аркадия Тер-Тадевосяна – легендарного Командоса.