"МУМУ" - ПОБЕДА НАД "БАРЫНЕЙ" И НА ФЕСТИВАЛЕ
"Особая благодарность нашим армянским коллегам, которые дружным коллективом решили очень сложную художественную задачу. Я уже не говорю про то, что в спектакле замечательная музыка и прекрасные музыканты. Этот интернациональный проект - идея Валерия Ивановича Шадрина. И я думаю, он порадовался бы тому, как спектакль принимает публика", - сказал Михаил Швыдкой, президент Московского Международного театрального фестиваля им. Чехова на приеме, который организовало Посольство Армении в Российской Федерации после мировой премьеры спектакля "МУМУ".
КО-ПРОЕКТ МОСКОВСКОГО ТЕАТРА НА ТАГАНКЕ И ЧЕХОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ, спектакль, поставленный заслуженной артисткой Армении Нарине ГРИГОРЯН, публика и критики приняли так, что наши армянские сердца наполнились гордостью.
На 30-м году своего существования Чеховский, один из бесспорных фронтменов международных театральных фестивалей, проходил без своего основателя и вдохновителя, выдающегося деятеля мирового театра Валерия Шадрина. "... Он безошибочноо то ли ощущал, то ли вычислял талант, которому доверял, помогал и мог многое простить", - сказано в слове-посвящении Чеховского фестиваля.
Нарине Григорян стала одной из тех, чей талант Шадрин ощутил, проникся доверием и, как всегда, решил поддержать. Неоднократные творческие контакты, завершившиеся шумным успехом "Пышки" театра "Амазгаин", которым руководит Нарине, на прошлом Чеховском фестивале - и предложение делать ко-проект, в котором с армянской стороны также приняли участие театральный художник Виктория Риедо-Ованнисян и хореограф Юрий Костанян.
Градус ответственности зашкаливал - постановка в Москве, на легендарной сцене. А главное - ответственность перед памятью Валерия Ивановича. С этим, казалось бы, непосильным грузом ответственности Нарине Григорян не просто справилась. "Великолепный", "изысканный", "тончайший", "блестящий" - так характеризовали ее детище люди, для которых театр есть профессия.
"Визуальная поэзия с целой полифонией звуков открывает истинные грани человеческой души и позволяет заглянуть внутрь себя", - так охарактеризовал в своем репортаже спектакль "Муму" корреспондент ОРТ Юрий Щербаков.
"Тут коллаж моего восприятия русской культуры, потому что я ее очень люблю, я на ней росла. Мы читали сказки, в которых лубок, теремок, три девицы под окном. И богородские игрушки – здесь все-все есть. А во мне, наверное, есть что-то параджановское, это, наверное, чисто армянское. Собирать коллаж из всего – как я это все воспринимаю, и я так и воспринимаю этот спектакль. В нем вся моя любовь к русской культуре, все мои ассоциации", – поделилась с телеканалом Нарине Григорян.
ПО ПРИЗНАНИЮ ХУДОЖНИКА ВИКТОРИИ РИЕДО-ОВАННИСЯН, "ключом к решению – сценическому и режиссерскому – стала богородская игрушка. Это стало мотивом для цвета, для костюмов, для движений". В спектакле присутствует некий этно-галографический срез. Он льняной, ржаной, кипельно-белый и васильково-голубой. В нем есть механическая пластика богородской игрушки и высокие балетные па. В нем есть многоярусность и многоплановость - местами сцена, как экран компьютера, распадается на квадраты, в каждом из которых происходит очаровательное лубочное действо, которое хочется обрамить и повесить на стенку. И в нем есть не музыка даже - целый универсум космических звуков. Живой звук. Два альтернативных аудиомира - мир слышащих, говорящих и несвободных и мир глухонемого Герасима. Мир, в котором нет лишнего, нет суеты, а есть лишь фантасмагорические звуки и гулы и внутреннее состояние не свободы даже - воли. И тонкая лирическая нота, тихий голос флейты, звучащий постоянно если не со сцены, то в душе зрителя. Из всех замечательных находок Нарине Григорян эта аудионаходка, возможно, самая яркая, блестяще реализованная удивительным композитором Артемом Кимом.
"Мне нравится, что здесь есть челлендж. Мне нравится, что здесь есть какая-то авантюра, придумка, которая поначалу кажется сумасшедшей, но по моему убеждению, любая творческая работа должна содержать этот элемент авантюризма, риска - сделать то, что на первый взгляд кажется невозможным, невероятным", – говорил композитор Артем Ким.
В этом спектакле, где мало слов и много визуальной поэзии, актеры театра на Таганке плетут кружева. Изысканная Ирина Апексимова, актриса-звезда, руководитель театра, в роли Барыни совершенно неожиданна. Исполин Константин Любимов, которому словно на роду было написано сыграть Герасима. Дарья Авратинская в роли покорной Татьяны - воплощение не гордыни, но гордости во смирении. Муму - Александра Хованская, полная витальных сил, какие бывают только в юности, и с глазами лучистыми, как два немаленьких солнца.
"...НЕЖНОСТЬ, ЖЕСТОКОСТЬ, ЭРОТИКА, ПОЭЗИЯ И ПРОЗА ЖИЗНИ – мир героев Тургенева по мере работы раскрывался с разных сторон. "Муму" Нарине Григорян – погружение в мир чувственного восприятия глухонемого богатыря, крепостного снаружи, но сильного духом и свободного внутри – трогательная история о силе духа русского человека посреди общества, больше похожего на бездушный механизм. В финале спектакля не обошлось без слез", - говорила в своем репортаже на канале "Культура" Валерия Кудрявцева.
Без слез действительно не обошлось. Сидящая рядом директор Республиканского театра Белорусской драмы в Минске всхлипывала так, что пришлось сказать: "Света, успокойся, твои рыдания заглушают крики "браво!". Впрочем, опасения оказались беспочвенными - восторг публики были бессильны заглушить и гораздо более мощные звуки.
После первого показа памятные медали за сохранение армяно- российского культурного сотрудничества от Посольства Армении получили президент Чеховского фестиваля Михаил Швыдкой и его генеральный директор Карина Аствацатурова, руководитель театра на Таганке Ирина Апексимова и режиссер спектакля Нарине Григорян, другие создатели этого замечательного проекта.
Остается надеяться, что Министерство ОНКС поддержит уже существующую идею привезти спектакль "Муму" в Ереван, чтобы им могла насладиться и наша публика.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-09 10:21
У нашей встречи с Мариам КАЗАНЧЯН, замечательной актрисой и основательницей театральной школы имени своей бабушки, великой Гали НОВЕНЦ, была предыстория. На ученом совете Ереванского Государственного института театра и кино, последовавшем после вступительных экзаменов, высветилась проблема. Нынче каждый второй, хоть раз снявшийся в телесериале, открывает школу своего имени - и за нехилые деньги. Ребята с дипломами этих школ уверенно приходят поступать и срезаются на первом же экзамене. Дальше - слезы, истерика и скандал. Остановить этот процесс мучительной боли за бесцельно потраченные годы и деньги не представляется возможным... Театральная школа им. Гали Новенц на этом фоне не просто выгодно отличалась. Она была признана эталоном среднего профильного учебного заведения. Прозвучало даже предложение как-то официально оформить ее отношения с ГИТиК-ом.
-
2024-09-09 10:15
"Обещанного семь лет ждут" - пословица, означающая, что на быстрое решение вопроса рассчитывать не приходится. Но в случае с Ереванским Государственным театром пантомимы ничего идиоматического в этом выражении нет. Ровно семь лет он ждет, что ремонт полученного им здания завершится, и он обретет крышу над головой. Причем, последние два года государственный театр ждет, чтобы государство "за семь лет" завершило то, что можно сделать за месяц.
-
2024-09-07 10:07
Про большую любовь... С большой любовью... С любовью, в которой дышит почва и судьба... С любовью, которая трепещет, обретает крылья, летает над зрительным залом, вовлекая в свое магическое поле всех. Театр "Амазгаин" готовится к премьере. К главной премьере сезона, посвященного 95-летию основателя театра, своего учителя, народного артиста СССР Соса САРКИСЯНА, имя которого носит театр. Здесь юбилей Мастера решили ознаменовать не вечером памяти, но рождением. Рождением спектакля "Лакот" ("Щенок") - по повести Соса Саркисяна. Спектакль про любовь как признание в любви.
-
2024-09-06 09:55
Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края... Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-08-29 10:11
Арммоно работает без отпусков. Участие в четырех международных фестивалях, две награды и приглашения на новые театральные форумы - таковы результаты ереванского фестиваля по итогам расслабленного сезона. Последнее достижение - вчера делегация Арммоно вернулась с Международного фестиваля "Островский-FEST" в Кинешме, где спектакль "В Канаду с двумя чемоданами" (продукция театра-фестиваля "Armmono", Армения) был удостоен специального приза.
-
2024-06-25 11:11
Гамлет, возвращающийся в Эльсинор, зная, что его поджидают кинжалы убийц. Гамлет - тот, кто всегда возвращается, кто не может не возвратиться... Эта метафора обрела не только художественно-театральный, но и конкретный смысл. В Ереванском Драматическом театре им. Г. Капланяна вновь обратились к самой великой пьесе всех времен и народов. Режиссер Григор ХАЧАТРЯН вместе с командой молодых актеров сделал свою версию "ГАМЛЕТА" - трагическую притчу о подлинном человеке, который приходит не из светлого Виттенберга, но из самой эльсинорской тьмы.
-
2024-06-14 10:51
Стоит театру "Амазгаин" анонсировать показ "ЧЕЛОВЕКА НА ЛАДОНИ", как зрители сметают билеты быстрее, чем бытовую технику в Черную пятницу. "Я поняла, что в армянском народе живет феномен Паруйра Севака, который работает сам по себе", - считает режиссер спектакля Нарине Григорян. Феномен Севака живет, но не на каждое действо "по Севаку" так ломятся. А "Человек на ладони" в "Амазгаин" тоже феномен - эдакая поэзия не для высоколобых, рэп не для фанов и театр не для театралов, а в итоге слезы восторга у публики.
-
2024-05-09 11:04
Нам, увы, не стоит объяснять, что такое экзистенциальная ситуация. В этой ситуации между жизнью и смертью и возникают главные вопросы. В чем смыслы, в том числе - смысл жизни? И в чем ее ценность и преимущество перед небытием? Что такое человек? И какова его ответственность за все, что совершается с ним и вокруг него?... Проклятые вопросы. Гамлетовсике вопросы.