Последние новости

МОЙ ДОМ В АРЦАХЕ

В конце октября прошлого года к директору Национального музея-института архитектуры им.Ал.Таманяна Марку Григоряну обратились журналисты Александра Ливергант и Ян Шенкман. Это были дни, когда в Арцахе произошла страшная трагедия - исход коренных жителей-армян из страны, что стало тяжелой душевной травмой для всех, кому не чужды сострадание, любовь к ближнему, желание помочь в трудный час.

«ЯН И САША СКАЗАЛИ, ЧТО НЕ МОГУТ ОСТАВАТЬСЯ В СТОРОНЕ ОТ ТРАГЕДИИ, которая постигла армянский народ, и что у них есть идея проекта. Я заинтересовался. Вскоре мы приступили к работе, и идея начала обретать плоть и кровь, преобразовавшись в выставку с участием арцахцев – жертв событий конца сентября 2023 г., вынужденных покинуть свои дома и родину и найти приют в Армении, - рассказал Марк Григорян. – Через соцсети мы обратились к арцахцам с просьбой прислать фотографии их домов на почту нашего музея. Поначалу отклик был небольшим, и это понятно: говорить о случившемся арцахцам было непросто. Нам пришлось несколько раз давать объявление в соцсетях, пока арцахцы начали на него реагировать. На следующем этапе мы с Сашей стали встречаться с людьми и интервьюировать их. Затем обработали эти беседы, перевели на армянский язык благодаря поддержке Нонны Ованесян из Ереванского архитектурного университета и придали им форму текстовых экспонатов, дополнивших фотографии арцахских домов, оставшихся сегодня без своих хозяев».

Как написал о зарождении проекта на своей страничке в Фейсбук Ян Шенкман, публикация объявления в соцсетях поначалу была встречена молчанием. Яну Шенкману и Александре Ливергант казалось, что их инициатива никому не нужна, и затея обречена на провал. Это было сложное время, когда люди пребывали в шоке от произошедшего, были заняты проблемами обустройства и выживания в совершенно новых реалиях. У многих, помимо общей трагедии потери родины, была и личная скорбь – гибель членов семьи, оставшиеся на родине могилы – старые и совсем свежие. Каждый, от мала до велика, переживал тяжелую боль, теребить раны было неэтично.

Но инициаторы проекта понимали и другое: со временем часть арцахцев разъедется кто куда, воспоминания потускнеют, боль утихнет, и говорить о чем-то, испытывая уже некую отдаленность, отрешенность, не будет иметь смысла. Боль, искренние чувства и переживания, которые вместе с бытовым проблемами перевезли через границу Арцаха в Армению беженцы, должна присутствовать в каждом их рассказе, чтобы донести широким кругам общественности правду о произошедшем в крохотном армянском государстве, ибо говорить об Арцахе без боли просто невозможно. В итоге Яну Шенкману, Александре Ливергант и Марку Григоряну удалось расшевелить арцахцев и довести до конца первый этап проекта.

Люди начали писать, присылать фото и рассказы не только о своих домах, но и о том, как их покидали. У каждого героя проекта – своя, особая история, связанная с родным очагом. Как выяснилось, арцахцам было сложно говорить о случившемся, но еще труднее было держать всю эту мучительную боль в душе, мыслях, памяти.

«Я ВИДЕЛ, КАК РАСЦВЕТАЮТ ИХ ЛИЦА, КОГДА ОНИ ГОВОРЯТ О ДОМЕ. Их невозможно было остановить. Они радовались, гордились, тосковали, злились на то, что произошло. При упоминании дома на лице появлялась улыбка, а потом слезы. Это было мучительно, - пишет Ян Шенкман. - Каждый раз я извинялся, просил прощения. И опять улыбка, воспоминания о дереве во дворе, о соседях, о собаках и кошках. Бегство. Тридцать часов пути без еды и воды. А где вы теперь? Да вот, в массивах впятером в одной комнате. И опять слезы. У них никак не получалось говорить о той жизни в прошедшем времени. Дом за домом передо мной вставал целый мир, которого больше нет....»

Социальная выставка «Мой дом в Арцахе» открылась в зале Музея архитектуры буквально на днях и собрала крохотную часть большой истории под названием «изгнание». В экспозиции представлены фотографии арцахских домов и рассказы людей, вынужденных покинуть их под угрозой смерти. В каждом из них раскрывается своя, особая история, связанная с историей дома, его обитателями, мирной, а затем военной и блокадной жизнью. Эпилог, хоть и разнится в красках и деталях, но один у всех – изгнание. Вот некоторые фрагменты из арцахских историй.

«Дом построен моим прапрадедом Александром Шахвердяном. Он был состоятельный человек, виноторговец. Ему принадлежали виноградные плантации в Мартакертском районе. Еще во время моего детства в подвале стояли огромные карасы, полутораметровые, в мой рост, глиняные кувшины для вина. Дом построен в 1880 году и находится на углу улиц Туманяна и Лусаворича, два квартала от площади. Пять поколений семьи выросло в этом доме, - пишет Галина Симонян из Степанакерта. - ...Я приехала в Ереван 6 декабря 2022 года и уже не смогла вернуться из-за блокады. А часть моей семьи осталась в Арцахе: две дочери и брат с семьей. Они выехали одни из последних, 28 сентября. По нашей улице уже ходили азербайджанские патрули, это было реально страшно. Но до последнего тянули, не хотели выезжать. Земля держит, дом держит...»

«Наш дом построен в 2007 году. Он находится в верхней части Степанакерта, ближе к Шуши, напротив квартала Айкаван... Дом трехэтажный, большой, просторный. В нем я пережила самые яркие моменты своей жизни, рождение внуков, свадьбу младшего сына... в доме мы пережили 44-дневную войну... После войны наш дом приютил четыре гадрутские семьи и других вынужденных переселенцев. А в марте 2023 года, уже во время блокады, там родилась моя младшая внучка Майя... Я прожила в этом доме 15 лет. После 20 сентября, когда город опустел, а вокруг дома появились азербайджанские посты с яркой ночной иллюминацией, мы поняли, что остались одни во всем квартале. Опасность для жизни стала реальной, мы вынужденно покинули дом. Это было 30 сентября, мы уехали в колонне с Красным Крестом. Один ключ я оставила в замочной скважине входной двери, второй мы взяли с собой, надеясь на возвращение», - рассказывает Асмик Арушанян.

«ПАПА КУПИЛ ЭТОТ ДОМ, КОГДА МЫ БЕЖАЛИ ИЗ СУМГАИТА В 1988 ГОДУ. Он не хотел уезжать ни в Ереван, ни в Россию, его корни из Мартунинского района Арцаха. После того ужаса, который был в Сумгаите, он так и сказал: «Мы поедем на родину»... Нам подарили собаку, она тоже жила в этом доме. Когда начались сентябрьские обстрелы, пес очень испугался, был в панике, от страха забился в подвал... Мы уже поняли, что надо уезжать... Из-за собаки мы выехали довольно поздно. Город был полупустой. Уходя из дома, я все убрала, дом был в идеальной чистоте. Сестра говорит: «Зачем ты это делаешь? Мы уходим и больше не вернемся». А я сама не знала. Думала: пусть дом будет чистым, я не хочу, чтобы осталась грязь... Вывезти не удалось почти ничего. Взяла несколько фотографий, остальные сожгла. У нас была статуэтка орла, поражающего змею. Покрытая фосфором, она светилась в темноте ночью. Сувенир еще с советских времен... Это вещь, которую мы когда-то привезли в Степанакерт из Сумгаита. Сейчас она в Ереване», - делится Лариса Саркисян.

На выставке, кроме фотографий и историй от арцахцев, посетитель обнаружит стенд с текстом от бывшего Омбудсмена Армении, правозащитника Армана Татояна, а также полупустой щит, первые фотографии на котором появились в день открытия экспозиции. Это также часть проекта: любой из арцахских беженцев, кто готов открыть миру свою историю, может принести фотографию или рисунок своего дома и прикрепить его на этот стенд, оставив свое имя и фамилию. А далее авторы проекта попробуют организовать встречу. Ведь, согласно задумке, проект может иметь продолжение и вылиться в формат сайта «Мой дом в Арцахе», который будет постоянно пополняться новыми реальными историями, переведенными на разные языки. Чтобы сделать голос арцахцев слышимым во всем мире.

Галерея (11 фото)

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАМЯТНИКИ КАШАТАГА В КНИГЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
      2024-04-27 11:14

      "Историко-культурное наследие Нагорного Карабаха в зонах конфликта" - так названа объемная книга-альбом, вышедшая на днях в Ереване на английском языке и презентованная в Музее истории Армении. Мероприятие было приурочено ко Дню памятников и исторических мест и собрало полный зал ереванцев, беженцев из Арцаха, а также занимающихся арменоведением иностранцев - всех тех, кому небезразлична судьба монастырских комплексов, церквей, крепостей, мостов, хачкаров, надгробий с армянскими надписями и других немых свидетелей многовекового присутствия армян на этой древней земле.

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ