Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории.
По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.
"МЫ НЕ РАЗ БЫЛИ СВИДЕТЕЛЯМИ ТОГО, КАК ВРАГ ПРЕВРАЩАЛ В МИШЕНЬ ОБЪЕКТЫ НАСЛЕДИЯ, в том числе расположенные на территориях старинных кладбищ надгробия и хачкары. Достаточно вспомнить военную эскалацию на границе с Джермуком. Фрагменты артиллерийских снарядов, выпущенных с азербайджанской стороны на мирный армянский город, были обнаружены в окрестностях историко-культурных памятников, - сказал Овик Аванесов. - Сегодня многие объекты армянского наследия находятся под угрозой, например, расположенные в селе Неркин Ханд Сюникского марза. Под угрозой оказались жизни мирных граждан, которые к тому же лишись права коммуникации с собственным наследием и культурными ценностями. Под прямым прицелом азербайджанских военных находятся школа и памятник участникам Великой Отечественной войны".
Те же проблемы, по словам Аванесова, налицо на всех территориях Армении, незаконно захваченных Азербайджаном. Ведь для полноценной охраны наследия необходимо наличие ряда факторов, и, в первую очередь, нахождения объектов этого наследия под контролем его исконных хозяев. Лишь в этом случае народ, создавший памятники истории и культуры, имеет возможность быть сопричастными к ним, сохранять связанные с ними традиции, то есть материальные и нематериальные ценности.
"Что касается нефизической охраны памятников, имеются в виду вопросы сохранения наследия, находящегося в приграничных зонах, в информационной и научной плоскостях. И в этом плане у нас есть много работы, которую необходимо проводить постоянно, чтобы создать серьезный противовес азерпропу, его политике фальсификации истории, албанизации и присвоения армянских памятников и их полного уничтожения", - продолжил Овик Аванесов.
Он также затронул вопросы захватнической агитационной политики Азербайджана, которая постоянно заполняет информационное поле россказнями о так называемом Западном Азербайджане, исходящими от правящих кругов этой страны. Эта же тема находит отражение в лженаучных публикациях азербайджанских "ученых", школьных и вузовских учебниках, что искажает историко-географическую реальность и действительную принадлежность памятников культуры, оставшихся на оккупированных территориях Арцаха и расположенных в разных регионах Армении. Подобный подход алиевских "ученых" затмевает истинное происхождение тех или иных объектов историко-культурного наследия, которые, будучи исконно армянскими, представленными в древних, средневековых и более современных письменных и других источниках, приспешники официального Баку усердно стараются выдать сегодня в качестве своих - "албанских", так как уже много лет проталкивают в мировой науке тезисы о связи своего народа с кавказскими албанцами.
"В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ВЕДУТСЯ РАЗГОВОРЫ ОБ АЛБАНСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ не только памятников Арцаха, но и Тавуша, Гегаркуника и других регионов Армении. Многие из них внесены в государственные списки памятников культуры Азербайджана без учета их истинного происхождения и даже нахождения на территории Армении, - подчеркнул Овик Аванесов. - И в этом плане мы обязаны обеспечить защиту и охрану этих памятников на нефизическом уровне. Мы не должны молча "глотать" лжеинформацию "соседей", а обязаны постоянно говорить на всех площадках об армянском происхождении тех или иных объектов культурного наследия, причем, не только на армянском, но и на иностранных языках и перед зарубежной аудиторией".
Ученый-кавказовед представил несколько важных проектов, которые уже реализованы в данном направлении. В их числе труд Самвела Карапетяна, посвященный памятникам Воскепара, деятельность платформы Monuments Watch, которая периодически обращается к культурному наследию, в том числе и расположенному в приграничных районах, делая это на академическом уровне. Овик Аванесов также обратился к молодым ученым и студентам ЕГУ - будущим историкам, кульутурологам, арменоведам, дипломатам, юристам и другим с просьбой поддержать деятелей науки в вопросе распространения правдивой и научно-обоснованной информации на всевозможных онлайн и офлайн площадках. Это, по его мнению, будет содействовать охране и сохранению огромного пласта армянского историко-культурного наследия, созданного нашими предками в веках. Особенно это важно сегодня, когда армянский народ, похоже, вступает в новую фазу войны с оккупантами, а села Тавуша в ускоренном темпе сдаются властями Армении врагу.
"Нет сомнений, что объекты армянского историко-культурного наследия в этих селах Тавуша ждет та же участь, что и арцахские памятники. Я не исключаю, что часть их будет уничтожена точно так же, как недавно была стерта с лица земли церковь Св. Ованеса Мкртича в Шуши, известная как "Канач Жам", или село Карин так, судьба которого, к сожалению, сродни судьбе джугинских хачкаров Нахиджевана. Нам надо противостоять этому жестко и последовательно", - заключил Овик Аванесов.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-18 09:29
Окончание. Начало здесь За три года проведения Международного фестиваля современного искусства Gyumri Art Week в нем приняло участие множество именитых артистов - Софи Арсенян и Филипп Алер, Ашот из Франции, Марk Ли из Швейцарии, Паола Алборгетти, Сандро Сантарелли, Клаудиа Джанетти из Италии, Эрве Констант их Англии, Гор Маргарян, Эцхарт Фукс из Германии, Андреа Станислас и Шогакат Казаран из США и десятки других, в том числе и «изолированные творцы», как выразился Алексей Манукян, деятели современного искусства из Армении, для которых в его «Амфитеатре» создана творческая платформа.
-
2024-09-17 10:27
В Театре киноактера им. Генриха Маляна яблоку негде было упасть, так много публики собралось здесь на днях на премьеру оригинального спектакля под названием «Արա պա ստի պեն կինի՞». В отличие от многих театральных постановок в нашей столицы, в адрес которых звучат разные оценки, эта работа удостоилась всеобщей похвалы, бурных зрительских аплодисментов и отличных друг до друга, но неизменно положительных эмоций. Впрочем, как и все спектакли, созданные театральным кружком действующего в Ереване Гадрутского культурно-молодежного центра «Дизак Арт».
-
2024-09-16 10:21
С группой основателей Международного фестиваля современных искусств Gyumri Art Week и стоящих у его истоков деятелей этого направления мы встретились в одном из тихих уголков Еревана, чтобы подвести итог этому важному культурному событию, обсудить проблемы и выразить пожелания, связанные с дальнейшим развитием фестиваля. Арман Тадевосян, Алексей Манукян, Вазген Пахлавуни-Тадевосян (Вазо) Светлана Навасардян, Эммануэль Косте, Левон Авакян (Лео Ава де Ширак) наперебой рассказывали о днях, проведенных на Gyumri Art Week, порой дополняя друг друга, а иногда высказывая полярные мнения. Не удивительно, ведь современное искусство строится на противоречиях, которыми полна жизнь и на которых построен наш мир. Но именно эта разность, доходя до кульминации, сводится к общим точкам соприкосновения, на пересечении которых и рождается искусство без времени и границ. Именно таким – непохожим и в то же время единым и стал фестиваль 3-й Gyumri Art Week, прошедший 2-18 августа.
-
2024-09-13 09:59
Искусство пианиста, лауреата многочисленных международных конкурсов Гранта Айрапетяна высоко ценят в Армении, России, странах Европы. Неоднократно выступая в лучших концертных залах мира с разнообразными сольными концертами, он благодаря экстраординарному мастерству по праву заслужил особое место в сердцах благодарных слушателей многих стран. Творчество Гранта Айрапетяна словно подтверждает истину о том, что земля Армении на протяжении веков не раз дарила миру талантливых музыкантов, к числу которых, бесспорно, принадлежит и он сам. Его трактовки произведений Шопена, Шуберта, Шумана и других композиторов профессионально отмечены многими выдающимися музыкантами и используются при обучении фортепианному искусству. Известный пианист он также занимается благотворительной деятельностью. Все доходы с концерта «Шопен. 24 этюда для фортепиано» в 2016 г. он перечислил на нужды детей специального детского дома в Нор-Харберде. Становление творческой истории Гранта Айрапетяна, его связи с фортепианными традициями Константина Игумнова и некоторые другие вопросы нам удалось обсудить в беседе с самим пианистом.