ОСТОРОЖНО, МАСЛО ИЗ ФРИТЮРНИЦ!
Опасные отходы без законодательного регулирования
Ежемесячный объем отработанного растительного масла в Армении достигает около 200 тонн. Это приблизительные оценки, потому что более или менее конкретных расчетов никто не ведет. Ведь у нас до сих пор нет законодательной базы, которая регулировала бы этот рынок, позволив заодно в цифровом выражении понять, что к чему.
Бог с нимИ, с цифрами. Тут важнее понЯть, куда же деваетсЯ это самое отработанное растительное масло - один из основных видов отходов пищевой промышленности (ресторанов и кафе). К слову, у нас даже нет законодательных норм, которые позволяли бы определить, пригодно ли к использованию масло во фритюре или его нужно считать уже отработанным из-за большого содержания канцерогенов. А когда нет госконтроля и надзора за качеством фритюрного масла и его утилизацией, то, как говорится, живи - не хочу.
"Зачастую пункты общепита сливают отработанное растительное масло, которое уже почернело от многократного использования, в канализацию. Или под дерево. Были даже случаи, когда сливали в Севан, нанося непоправимый вред экологии", - говорит в беседе с нами представитель компании Bio Oil Павел Оганезов. Сама компания была основана ровно два года назад, в апреле 2022 года с целью сбора и утилизации отработанного растительного масла. На армянском рынке компания стала первопроходцем, поскольку на государственном уровне никто этим не занимался и не занимается до сих пор.
"Идею создать подобную компанию в Армении мы, так сказать, "привезли" из Грузии, где у нас есть компания-партнер - Biodiesel Georgia, которая вот уже семь лет занимается там сбором и обработкой отработанного растительного масла. Вот мы и подумали: а почему бы и у нас в стране не заняться этим, тем более, что ниша была полностью свободной", - рассказывает наш собеседник, поясняя, что в той же соседней Грузии законодательство довольно жесткое: владельцы ресторанов и кафе не имеют права дарить, продавать или иными путями передавать отработанное растительное масло в руки несертифицированных компаний.
Но вернемся в Армению. Так вот, после регистрации Bio Oil понадобилось еще несколько месяцев, чтобы организовать складские помещения для хранения масла на территории завода "Алмаст" в Ереване, решить технические вопросы, а главное - обратиться за получением европейского сертификата. После проведения аудита в октябре 2022 года Bio Oil получила сертификат ISCC EU на сбор растительного масла, став первой и пока единственной сертифицированной компанией в Армении в этом сегменте.
Пока компания занимается лишь сбором и экспортом масла в страны ЕС. Оказывается, у отработанного растительного масла может быть вторая жизнь, и в странах Европы из полученного сырья производят биотопливо. У нас биотопливо пока не производят, но в планах Bio Oil - организация самостоятельного производства по переработке масла в самой Армении для получения биодизеля.
"На самом деле, мы изначально стремились не просто начать какой-то бизнес, где дешево купил - дорого продал, а внести свою лепту в формирование зеленой экономики, создание здоровой окружающей среды. В этом плане важный пункт - обращаться с отходами так, как это делают в цивилизованных западных странах. А именно - получают экологически чистое биодизельное топливо. Нефти в Армении нет, так почему не производить альтернативное топливо, которое, как показывает мировая практика, довольно конкурентоспособно на рынке", - рассуждает П. Оганезов.
Добросовестно утилизировал - плати больше налогов
В компании планируют уже до осени этого года прекратить экспортные поставки сырья в Европу и наладить новое производство по получению биотоплива в Армении. Но, как известно, одна ласточка весны не делает. Тем более что объемы отработанного растительного масла на рынке неуклонно растут на фоне резкого спроса на рестораны и кафе из-за притока российских релокантов и роста туризма в стране.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ BIO OIL С СОЖАЛЕНИЕМ КОНСТАТИРУЕТ, ЧТО В УСЛОВИЯХ отсутствия законодательного регулирования сферы немало физических лиц, которые приобретают у пунктов общепита отработанное масло. Почему с сожалением? Да потому, что потом, по словам нашего собеседника, это масло они перепродают фермерам, а последние используют его в качестве корма для скота. Иными словами, канцерогены, накопившиеся в отработанном масле, остаются в пищевой цепочке, появляясь на наших столах уже в виде говядины или свинины.
Что интересно, самим рестораторам выгоднее отдавать отработанное масло физлицам, нежели сертифицированной компании. Тут тоже есть довольно любопытный законодательный нюанс.
"Дело в том, что наши пункты общепита в большинстве своем работают в поле упрощенного налогового режима. И когда мы обращаемся к ним с целью сотрудничества для сбора отработанного растительного масла, то многие отказываются именно по причине действующего налогового законодательства. К примеру, если ресторатор производит, скажем, картошку-фри, то он действует в упрощенном поле и платит налог с оборота в размере 5%. Но как только он решит заняться иной деятельностью (а продажа отработанного масла как раз подпадает под эту формулировку), то придется действовать уже в другом налоговом поле, выплачивая 20-процентный налог. Получается, что даже если ресторатор сильно захочет правильно утилизировать отработанное масло, ему это будет невыгодно с точки зрения нашего налогового законодательства", - объяснил суть дела П. Оганезов.
Поэтому рестораторы предпочитают за наличку продавать тем или иным лицам отработанное масло, нигде не фиксируя сделку. По словам представителя компании Bio Oil, подобных теневых сделок на сегодня достаточно много, а уровень социальной ответственности предпринимателей, занятых в этой сфере, наоборот, низкий.
"А стоит ли игра свеч, учитывая то, что доходы рестораторов от продажи отработанного масла не столь существенны для них. Их средний чек раз в пять больше, чем сумма, полученная от продажи масла. И мне бы хотелось обратиться к ним, призвав, прежде чем продавать каким-то лицам отработанное масло, хотя бы выяснить у них, куда и на какие цели пойдет это сырье в дальнейшем", - заключил наш собеседник.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-02 09:42
Экологическая тематика и ранее использовалась со стороны Баку как дипломатический рычаг в армяно-азербайджанском противостоянии, где даже природные ресурсы становились частью информационного фронта. Однако в последние годы, после 44-дневной Арцахской войны, риторика Азербайджана в этом направлении заметно усилилась.
-
2025-04-30 10:30
Бороться с коррупцией – дело безусловно нужное. Тут, как говорится, и спорить не о чем. Но даже самые благие намерения могут дать опасный перекос, если в процессе забыть про главное - соблюдение закона и здравого смысла. Ведь когда в погоне за справедливостью начинают нарушать Основной закон, справедливость превращается в фикцию. Именно об этом – о тонкой грани между борьбой с коррупцией и правовым произволом - шла речь на пресс-конференции экс-министра юстиции, члена Республиканской партии Армении Давида АРУТЮНЯНА. Он подробно разобрал недавнее решение Конституционного суда по закону «О конфискации имущества незаконного происхождения» и указал на целый ряд юридических и моральных подводных камней.
-
2025-04-19 10:21
Дни Казахстана в Армении, которые пройдут 18–19 апреля, могут выйти за рамки культурного обмена и стать платформой для обсуждения новых экономических инициатив в контексте сотрудничества на евразийском пространстве. Тем более, что в отношениях двух стран сегодня немало точек соприкосновения – особенно в сфере экономики.
-
2025-04-12 11:19
Новая реальность хвостохранилища Арцваника Ярко-бирюзовый цвет воды, необычный ландшафт, привлекающий своей красотой и загадочностью, создают впечатление, будто это место - райский уголок. И если не знать, что здесь индустриальные отходы, то Арцваникское хвостохранилище в Сюникской области, особенно при ясной погоде и солнечном свете, можно смело принять за лазурный берег экзотических курортов. «Кстати, местные жители его часто так и называют – наши Мальдивы», - говорит один из сотрудников Зангезурского медно-молибденового комбината (ЗММК) в ходе нашего визита на хвостохранилище.