"ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
"Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА АНОНСИРОВАЛО НА 2025 ГОД премьеру на сцене Национального театра оперы и балета им. Ал. Спендиаряна реализацию либретто Артавазда Пелешяна "ВЕЧНЫЙ СВЕТ".
Одна из картин Артавазда Пелешяна называлась "Конец". Фильм, практически целиком состоящий из крупных планов, завершает долгий мрак тоннеля под мерный стук железнодорожных колес. Постепенно свет в конце тоннеля приближается, усиливается, и вместе с пронзительным звуком аварийного сигнала из света вырывается титр - "Конец". Но это не объявление финала. И даже не рефрен названия. "Это всего лишь конец тоннеля", - комментирует автор. Это двери, позволяющие выйти на свет.
Выход на "Вечный свет" может в какой-то мере стать компенсацией так и нереализованной за многие последние годы мечты режиссера - снять главный фильм своей жизни под названием "Opusmagnum - HomoSapiens". Причина "нереализованности проекта" стандартная - отсутствие денег. Отстегнуть их нынешний МОНКС, как и предыдущие министерства культуры, не нашли возможным. А зря! Ведь уже давно и совершенно очевидно, что финансирование картины Артавазда Пелешяна - это капиталовложение в Вечность.
Однако, театральная постановка, которая в контексте вселенского мышления автора может быть только грандиозной - тоже хорошо. И очевидно, что такой проект тоже явление недешевое во всех смыслах.
Так или иначе, министр Жанна Андреасян и ее зам по культуре Даниел Даниелян уже встретились с Мастером, чтобы обсудить возможности и пути реализации "Вечного света". К переговорам также подключен директор Национального театра оперы и балета Карен Дургарян. Артавазд Пелешян уже заявил, что работа над постановкой предстоит масштабная, поскольку "Вечный свет" - сложное произведение. Со своей стороны руководство МОНКС заявило, что необходимо приложить все усилия к тому, чтобы это очень сложносочиненное произведение обрело международный формат, исполнялось не только на армянской, но и мировой сценах.
"ГАРМОНИЯ КОСМОСА, КОТОРУЮ Я ЧУВСТВУЮ, ПОДСКАЗЫВАЕТ МНЕ, ЧТО КИНО находится на уровне галактик, астрономии", - признавался Артавазд Пелешян, умеющий увидеть не человека в Космосе, а Космос в человеке. И вряд ли стоит сомневаться в том, что на этом же уровне пребывает его "Вечный свет". Ведь великого режиссера интересуют универсальные принципы мироустройства. И именно музыка и звук, органическое единство монтажа изображения и звука помогают ему выстраивать собственную космогонию.
"Пелешян один из немногих режиссеров, а может, и единственный, кому удалось выявить в монтаже этическое измерение. Давным-давно, еще в семидесятые, Пелешян уже воспринимался как классик мирового кинематографа. С одной стороны, его фильмы отсылали к монтажным экспериментам Эйзенштейна, Дзиги Вертова, но при этом дух этих великих режиссеров двадцатых годов был им настолько переосмыслен, что трудно даже говорить о его непосредственной включенности в данную традицию. С другой стороны, он сделал что-то настолько важное для самого кинематографа, для его осмысления, для его истории, что классичность Пелешяна не воспринимается как простое продолжение традиций киноавангарда. Его фильмы идут вразрез с привычным пониманием документального кино. В них слишком акцентированы ритм, музыка, монтажная структура. Каждый его фильм монументален, сколь бы коротким он ни был", - написал об Артавазде Пелешяне кинокритик Олег Аронсон.
С учетом сказанного хочется надеяться, что для постановки эпического самостояния, коим должен стать "Вечный свет", найдется не только достаточное количество денег, но и специалистов, способных такое поднять.
... "Неужели, такое совершенное и разумное создание, как наша Вселенная, покончит суицидом? Это невозможно! Не будет апокалипсиса и не будет никакого конца света! Вселенной ничто и никакие катастрофы не грозят. Вселенная бессмертна, конечна, стабильна и вечна", - написал когда-то Артавазд Пелешян, словно предвидевший апокалиптичность сегодняшнего мира и уверенно этот прогноз опровергший.
Придет ли в 2025 году “Вечный свет”? Хочется верить, что он станет не только главным событием театрального сезона, но и знамением.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-10-14 10:00
Драм-машины и басы социального рока сопровождают финал мировоззренческой дуэли с печальным концом - никто не убит, но два живых героя спектакля, точно трупы, сидят перед могилой и мертвыми глазами смотрят в зал... Невероятный по нашим меркам масштаб и театральность постановки позволяют избежать тривиальных ответов на хрестоматийно-плоские вопросы "кто виноват?" и "почем нынче нравственные ценности?" и превращают новый спектакль Русского театра им. Станиславского "Деньги. Страсть. Власть" в постановке Сурена Шахвердяна в исследование - серьезное, но и экстрастильное.
-
2024-10-12 10:28
Два дня на сцене Русского театра Тбилисский Государственный армянский драматический театр им. Петроса Адамяна играл свою последнюю премьеру - "Хануму" в постановке руководителя театра Армена Баяндуряна, в качестве художественного руководителя постановки выступил великий грузинский режиссер Роберт Стуруа. Успех был отвальный…
-
2024-10-07 10:18
"Я хочу попросить у вас прощения" - звучит во многих впечатлениях тех, кому довелось увидеть проект театрального художника и куратора выставок актуального искусства Нелли БАРСЕГЯН "Я ВИЖУ - Я НЕ ВИЖУ". Проект, посвященный Человеку - Человеку, оказавшемуся на войне и в войне. "I See - I Cannot See" - его создательница стала обладателем награды "Responsiveness To Urgeinces" авторитетнейшего Пражского квадриннале театрального и сценического дизайна прошлого года, а на днях повторила успех на прошедшем в Тбилиси аналогичном биеннале.
-
2024-10-01 13:22
Фееричное шоу, полеты не во сне, а наяву в ночном небе над Каскадом - спектакль Cubo итальянской компании eVenti Verticali откроет Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST-2024. Президент фестиваля Артур ГУКАСЯН уверен, что все должно быть со смыслом - и фейерверки, и звезды. Еще лучше, когда они превращаются в концепцию, программу, и совсем хорошо, если в культурную политику.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-07-12 10:48
Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран. Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване. Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.
-
2024-06-20 10:37
"Хочу сказать не как председатель жюри, а как человек, который следил за жизнью форума, я получил несказанное удовольствие! И от спектаклей, и от встреч, и от той лабораторной работы, которая шла. Я хочу поблагодарить всех за то, что в наше сложное время вы, мы занимаемся театром, тратим на это наши силы, нашу жизнь. На это прекрасное, может быть, немножко странное, но очень благородное дело. Занимаемся театром, который объединяет людей!" - говорил Евгений Писарев, заслуженный артист России, художественный руководитель Московского драматического театра им. Пушкина. В начале июня в Алматы проходил V Международный молодежный театральный форум стран содружества, Балтии и Грузии.
-
2024-03-08 11:05
"Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии. Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!
-
2024-02-28 11:08
"...И показывая на мыс, горой из роз поднявшийся на горизонте Карибского моря, скажут на четырнадцати языках, смотрите, вон там, где ветер теперь так кроток, что укладывается спать под кроватями, где солнце светит так ярко, что подсолнечники не знают, в какую сторону повернуться, там, да, там находится селение Эстебана...", - так говорил Габриель Гарсиа Маркес. "Селение Эстебана" - не как символ недостижимого элизиума, а как символ готовности людей воплотить свою мечту. Но прежде чем воплотить, мечту надо узнать, услышать и обрести. И если она толкает к внутреннему преображению, совершенно не важно, из чего мечта родилась - из миража, из ничего или даже из выброшенного на берег морской волной утопленника. Об этом спектакль "Эстебан", поставленный по рассказу Г.Г. Маркеса "Самый красивый утопленник в мире" Надеждой ИСРАЕЛЯН на сцене Государственного театра кукол им. Ов. Туманяна.