Последние новости

"ЭСТЕТИКА МОЛЧАНИЯ" - В ОЖИДАНИИ СЛОВА

В эпоху невиданного расцвета литературных амбиций графоманов в любых жанрах рождение исследования в сфере искусствоведения – реальное событие. На днях в рамках драматургических чтений "Реабилитация настоящего", организованных Национальной театрально-творческой ассоциацией, состоялась презентация книги, точнее, как назвали его сами авторы, эссе-исследования Сурена и Асмик АСМИКЯН "Эстетика молчания в драматургии ХХ века". Работа вышла в свет благодаря финансированию Министерства культуры РА при посредничестве НТТА.

"ХОТЯ ЭТО НЕ ПЕРВАЯ МОЯ КНИГА, Я НЕ ПРИВЫК К ПРЕЗЕНТАЦИЯМ – они порождение нового времени. Прежде, когда книги читали, "презентовать" их было не принято. На мой взгляд, рождение книги – дело интимное. Но приходится считаться с реалиями сегодняшнего дня, - сказал Сурен Асмикян. - За дни этих чтений для меня было высшим удовольствием убедиться, что люди скучают - скучают по общению. Споры, даже конфликты, противоречия - все это оставляет свой позитивный след. Я благодарен ассоциации не только за то, что при ее помощи и посредничестве вышла в свет наша книга, но в первую очередь за то, что она пытается формировать клубную культуру. Когда-то у нас был для этих целей АДРИ - сегодня его нет, но его последователем стал этот малый зал Кукольного театра. Что до нашей книги, я очень ценю, что у нее два автора. И дело здесь не в том, что сохранилась семейная традиция. И даже не в том, что моя дочь и я – представители разных поколений искусствоведов, что само по себе уже интересно. Здесь представлены позиции профессионала и любителя. В сфере театроведения я – дилетант. Но, поверьте, дилетанты очень нужны. Они могут заметить то, что ускользает от "замылившегося" глаза профессионала".

Как это похоже на Сурена Гургеновича! В панораме портретов людей творчества его графический портрет стоит особняком – сухая изящная фигура, нервное лицо, берет, глаза за очками в тонкой металлической оправе, нервные длинные пальцы рук, взлетающих всякий раз, когда захватила тема беседы… "Дилетант" Сурен Асмикян, киновед, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РА - из той плеяды людей, чья интеллигентность определяется не столько и уж, во всяком случае, не только происхождением – семья выдающейся армянской актрисы Асмик. Она определяется даже не обширнейшим багажом знаний и владением мировой культурой. И уж точно – не обширным списком титулов и регалий. Сурен Гургенович Асмикян – тот истинный интеллигент, чье главное качество – те, уже редко встречающиеся мировосприятие и нравственный стержень, которые как-то негромко, без фанфар проявляются в любой ситуации-индикаторе. И "семейная традиция", явившаяся импульсом книги, написанной в соавторстве с дочерью Асмик Асмикян - театроведом, преподавателем ГИТиКа, специалистом в области зарубежного театра и драматургии и первым секретарем постпредства НКР в Армении – это традиция, перед которой хочется снять шляпу.

Книга „Эстетика молчания в драматургии ХХ века„."Я БЫЛА СТУДЕНТКОЙ И АСМИК АСМИКЯН, И СУРЕНА ГУРГЕНОВИЧА, - эмоционально, взахлеб говорила на презентации молодой писатель и драматург Ануш Аслибекян. - Каждая их лекция была готовой диссертацией. Для меня сегодня настоящий праздник – этой книге пора было родиться давным-давно. С нетерпением жду того момента, когда возьмусь за нее. Мне невероятно интересно, что родилось в результате сотворчества этих полярно противоположных личностей. Видеть их рядом – это уже был театр. Лекции Сурена Асмикяна были "театром молчания" - пауза и жест, который стоил сотни слов. А потом звучала мысль, которую мы сразу записывали и подписывали – "Сурен Асмикян. День. Месяц. Год". И Асмик Асмикян, которая бесконечно, как вулкан лаву, изливала на нас потоки своих знаний. За один урок можно было узнать о культуре целой эпохи, и вот здесь пауз не наблюдалось. Отец и дочь - это пауза и антипауза. У них всегда были противоположные точки зрения. Так что эта книга и в этом смысле абсолютно уникальное явление".

Книга "Эстетика молчания в драматургии ХХ века" - действительно явление из ряда вон. Во-первых, "в одном флаконе" представлены армянский и русский вариант исследования. А в-главных – не слишком большая по объему работа охватила огромный по объему пласт мировой культуры - от античного театра до армянских постановок наших дней. В фокусе книги молчание, пауза и европейская, в основном абсурдистская драматургия ХХ века, это молчание породившая. Метерлинк, Натали Саррот, Олби, Луиджи Пиранделло, Сэмюел Беккет, Гарольд Пинтер – великие писатели ушедшего века, сформировавшие не только его литературу и театр, но и философию, невозможность выхода в условиях экзистенциального существования, пропасти и сближения рационального и иррационального начал. Авторы открывают читателю и драматурга Вацлава Гавела, известного широкой публике больше в качестве первого президента независимой Чехии, добровольно покинувшего свой пост. Но исследование Асмикянов не замыкается снобистски на лауреатах Нобелевской премии. Настоящее армянского театра, пьесы Гургена Ханджяна, работы Рубена Бабаяна, Армена Элбакяна, Жирайра Дадасяна, Ованнеса Бабаханяна, Вардана Петросяна. Наконец, показавшие в Ереване свои спектакли Евгений Гришковец и театр Петра Фоменко… Весь этот материал стал не иллюстрацией, но аргументом и фактом в стремлении найти ответы на эстетические, а порой философские вопросы. А если ответ не отыскивается... Что ж – вопрос переходит в плоскость метафизики.

"ПРИЯТНО ПРЕДСТАВЛЯТЬ КНИГУ, КОТОРАЯ НАЗЫВАЕТСЯ "ЭСТЕТИКА МОЛЧАНИЯ В ДРАМАТУРГИИ ХХ ВЕКА" и впервые в истории нашего искусствоведения обращается к очень важному вопросу – к обозначению тишины, говорил на презентации заслуженный деятель искусств РА, театровед Левон Мутафян. - К сожалению, у нас действительно мало глубоких базовых теоретических работ. Мы знаем, что молчание, пауза, которая как художественный, эстетический прием обозначилась как таковая лишь в драматургии ХХ века, была открыта Чеховым. В итоге она сформировала целую теорию в системе литературы и театра. В центре исследования Сурена и Асмик Асмикян – пауза как прием, как физическое и психологическое состояние. И авторы блестяще справились с поставленной перед собой задачей.

Особо приятно отметить тот факт, что авторы обратились не только к европейской литературе, но и к современной армянской драматургии, к нашим спектаклям. Авторы этой книги стали в какой-то мере первооткрывателями – абсурдистская литература, театр абсурда крайне мало становился темой исследования. Эта книга обнаруживает интересный, оригинальный, аналитический подход к теме. По моему глубокому убеждению, книга очень ценна и в качестве учебного пособия. Особенно ее четвертая глава: это не просто подведение итогов – она полна предвидений, подсказок, она делает какие-то допущения, дает импульсы.

Еще один важный момент. Эта книга на двух языках, что дает нам возможность представить ее и за рубежом. Пусть это не прозвучит амбициозно, но за последние десятилетия мы сформировали многие театроведческие традиции, вышли в свет очень интересные исследования, которые, к сожалению, остались в узких рамках национального контекста. "Эстетика молчания в драматургии ХХ века" - фактически первая попытка представить миру наши достижения".

В ПРЕДИСЛОВИИ К КНИГЕ СУРЕН АСМИКЯН ПИШЕТ: "Подверглась сокрушительной атаке, казалось, незыблемая, гениальная гегелевская система" - классификация искусств в соответствии с их спецификой. Живопись, начиная с "Черного квадрата", покусилась на сам предмет – основу основ всякого изображения. В музыке живой голос подменяется фонограммой-плюс, а поп-музыка не пытается возродить самое сокровенное – мелодию. В театре актер все решительнее выталкивается на задворки сцены, а в литературе, даже если невозможно все пространство предоставить бессмысленной абракадабре, можно ограничиться упразднением всяких знаков препинания. Кино, в момент своего рождения заявившее о своей способности увековечить реальный миг жизни, даже в течение века не сумело остаться верным своей "самостности". В итоге из искусства стал исчезать сам человек как данность. Но, может быть, этот вывод – всего лишь домысел заблудшего (или постаревшего) сознания? Есть и другая позиция. В природе и в истории торжествует принцип цикличности, кризисы плодотворны, дебилизация (если только она не навязана специально) - только кажущаяся, и человек не деградирует, нет, наоборот, идет процесс обновления, в том числе и внутреннего мира человека. Кто знает? По крайней мере на этот вопрос даст ответ ХХI век".

Но последняя глава "Эстетики молчания…" все-таки называется "Ностальгия по… Слову". Наверное, другому, иному, но Слову. И, возможно, следующее эссе-исследование Сурена и Асмик Асмикян будет озаглавлено "В ожидании Слова". Будем ждать – иных слов и новых книг!

Основная тема:
Теги:

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • "ТАШИР АРЕНА" ЗАЖИГАЕТ ОГНИ!
    2025-07-30 12:43

    Ереванский цирк скоро зажжет огни и, судя по всему, дальше будет зажигать по полной программе! У нас появится цирк, претендующий на статус одного из лучших в мире - наш, армянский «Cirque du Soleill», и в это не только хочется, но можется верить. Ведь группа компаний "Ташир" подошла к беспечному и веселому цирковому делу - строительству нового здания и выработке новой концепции - с масштабом, глубиной и основательностью, достойных государственного строительства. Цирк как государство - как много аллюзий и метафор возникает... И все же главная из них - ереванский цирк зажигает огни, в городе появляется прекрасный центр незамутненной радости, веры в чудо и надежды, что чудеса и радость вернутся не только под цирковой купол.

  • "НАСТОЯЩАЯ МОДА НА КУЛЬТУРУ НЕПРЕМЕННО НАСТУПИТ"
    2025-07-25 10:50

    Из-за вымытого до блеска стекла витрин уже можно разглядеть детские работы тех, кто сегодня стал признанным в стране, а местами и за ее пределами мастером живописи, графики, керамики... В нижнем помещении - большой зал с дизайнерски оформленной стеной-хранением - краски, кисти, рулоны цветной бумаги, клубки шерсти...  Директор Национального центра эстетики имени Генриха Игитяна Ваан БАДАЛЯН сдержал слово. Вразрез с некоторыми товарищами, он не согласился с притерпелостью и потратил 5 лет жизни на возвращение Центру его законных владений. Вместо бутиков, магазинов и винотеки на проспект Саят-Новы теперь смотрит развеска Музея детского искусства, открытия которого осталось ждать совсем недолго.

  • ФРУНЗИК МКРТЧЯН - 95. ПОСВЯЩЕНИЕ
    2025-07-23 10:07

    Пока мы помним - Артист жив... "Обрати внимание - во всех этих портретах артиста есть если не драматизм, то по крайней мере печаль", - точно подметил замдиректора театра, носящего его имя. "Клоун с осенью в сердце"... Кумир публики, умеющий вызывать гомерический хохот, и актер-трагик с личной трагической судьбой. Великий армянский артист. Мгеру МКРТЧЯНУ, так и оставшемуся для миллионов поклонников обожаемым Фрунзиком, исполнилось бы 95. Ереванский Артистический театр – театр, им основанный и носящий его имя - посвящает сезон своего Мастеру, ставшему легендой, над которой не властно время. Прекрасным обрамлением помутневшему от времени старому зеркалу в фойе Артистического театра стали карандашные портреты-зарисовки самого Фрунзе Мкртчяна - когда человек талантлив, он талантлив во многом... А развернувшаяся в том же фойе галерея портретов Артиста, сделанных в разное время разными армянскими художниками, стала стартовым проектом, открывшим сезон посвящения.

  • "Une Vie D'amour" – ОТНЫНЕ И НАВСЕГДА
    2025-07-19 11:32

    "От имени семьи Азнавура и его фонда хочу выразить свою глубочайшую признательность за эту дань памяти. В прошлом году в связи со 100-летием в Париже, в самом начале Елисейских полей был основан парк имени Азнавура. В этот же день мэр Парижа Анн Идальго обещала, что в этом парке будет воздвигнут памятник Шарлю Азнавуру. Я надеюсь, что эти два памятника - в Ереване и Париже - станут надежными опорами моста дружбы между Францией и Арменией, дружбы, которую мой отец никогда не переставал пропагандировать, дружбы, воплощением которой он стал", - говорил глава Фонда Азнавура Николя Азнавур.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • "ПЕНЕЛОПА" – МОСКВУ ТЫ ПОКОРИЛА!
    2025-07-11 10:25

    "Москву вы покорили! А впереди еще не один фестиваль. Уверена, что этот большой успех, выпавший на долю "Пенелопы" в Москве, вы повторите еще много-много раз", - говорила генеральный директор Чеховского фестиваля Карина Цатурова...  6-7 июля на сцене прославленного московского театра им. Ермоловой и в рамках Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова состоялась мировая премьера спектакля "ПЕНЕЛОПА" авторства французской и мировой звезды, лауреата Мольеровской премии Симона Абкаряна. Совместный проект театра "Амазгаин" им. Соса Саркисяна и Чеховского фестиваля реализовался как остро современная драма и как масштабное эпическое произведение. Успех был под стать - тоже эпический.

  • ГЛАЗАМИ КЛОУНА
    2025-06-10 10:21

    "Совершенно уникальный мим", - сказал о нем классик кино Андрон Кончаловский, у которого Станислав ВАРККИ снялся в одной из главных ролей в "Доме дураков" - фильме, удостоенном под десяток престижнейших кинопремий.

  • ЛЕТОПИСЬ ТЕАТРА АРЦАХА – НЕГАСИМАЯ ЛАМПАДА
    2025-05-13 10:53

    ...И можно снова и снова повторять - "рукописи не горят"!  Впервые книга "Степанакертский Государственный Драматический театр им. В. Папазяна - летопись 1932-2023" вышла в свет в конце августа 2020 года. Папазяновцы готовились к большой театрализованной презентации альбома, вобравшего в себя 90 лет истории Степанакертского театра. Не успели...  В ереванском Государственном театре музыкальной комедии им. А. Пароняна состоялась презентация книги Карине АЛАВЕРДЯН "Степанакертский Государственный Драматический театр им. В. Папазяна – летопись 1932-2023" - рукописи не горят, история сохраняется, становяь надеждой на свое продолжение.

  • ЦАРЬ АРТАВАЗД В ГОСТЯХ У КНЯЗЕЙ СЮНИКА
    2025-04-01 10:32

    Празднование Международного дня театра и награждение главной театральной премией "Артавазд" пройдет в Капане - царь Артавазд едет на встречу с князьями Сюника! Эта фраза утрачивала метафоричность, становилась почвой и судьбой еще до начала праздника - беседующие с Небом на "ты" горы, Татев и Ваанаванк, история страны и ее театра, параллели и пересечения, воспоминания и перспективы...  И от того, что, а главное, как происходило в огромном капанском Доме культуры, на церемонии "Артавазда", рождалось золотое марево надежды - мы были, мы есть, мы будем!