Последние новости

ПАМЯТИ "ТИХОГО ГЕНИЯ"

В ряду светящихся имен выдающихся мастеров армянского изобразительного искусства особое место принадлежит Ваграму Гайфеджяну. В этом году ему исполнилось бы 135. И вот спустя 54 года после его ухода из жизни фасад дома N21 по столичному проспекту Маштоца, где жил художник (там была и его мастерская), недавно украсила красиво выполненная мемориальная доска. Инициатор - дочь художника, искусствовед Элен Гайфеджян, которую с готовностью поддержала мэрия Еревана. Это дань памяти уникальному живописцу и педагогу, воспитавшему не одно поколение замечательных армянских художников. Автор проекта - председатель Ахалцихского общества творческих работников им. Ваграма Гайфеджяна, скульптор и педагог Александр Игитханян, архитектор Левон Варданян.

Работа Ваграма Гайфеджяна

НА ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ ПРИСУТСТВОВАЛИ официальные лица, деятели культуры, художественная общественность столицы, многочисленные поклонники таланта Гайфеджяна. Открывая церемонию, председатель Союза художников Армении Карен Агамян отметил огромную роль художника, творчество которого на протяжении более полувека определяло художественный уровень наших выставок, было эталоном профессионального качества. С особой теплотой говорил Агамян о педагогической деятельности Гайфеджяна, его плодотворном воздействии на молодых художников, которое сказывалось не столько на стиле творчества, сколько на стиле мышления, не столько на приемах изображения, сколько на принципах понимания действительности и отношения к натуре. Он учил, развивал и воспитывал, давал молодым художникам не только основы профессиональной культуры, но и помогал их становлению в искусстве.

Об этом говорили и другие выступающие - директор Национальной картинной галереи народный художник Армении Фараон Мирзоян, искусствовед Мартин Микаелян и те, кому посчастливилось учиться у прекрасного педагога. По их словам, Гайфеджян мог часами говорить о призвании художника, живописи, передавать свои впечатления от картины, не мешая свободному творчеству учеников, изредка делая короткие поощрительные замечания или поправляя ошибки. Он учил видеть главное и не ждать вдохновения, потому что оно приходит только в труде. И молодые трудились со страстью, впитывая каждое слово Учителя. Он не навязывал своего почерка, своей манеры, а поддерживал и приветствовал живое проявление самобытности. Его миссия была в том, чтобы развивать и углублять понимание искусства, прививать любовь к нему, помочь овладению тонким рисунком, композицией, цветом, научить наблюдать жизнь во всем ее многообразии. Тонкий и просвещенный мастер, Гайфеджян был не только учителем и советником своих воспитанников, но и их мудрым другом. Его принципиальность в вопросах искусства производила глубокое впечатление. Мало к кому прислушивались так внимательно, как к Гайфеджяну, и мало кто так сильно влиял на студенческую молодежь. Это происходило потому, что он во всех своих словах и поступках, в каждом движении своей мысли был художником. Он казался живым воплощением духа артистизма.

Работа Ваграма Гайфеджяна

ОСОБЕННО ЖИВЫМ И ЯРКИМ БЫЛО СЛОВО ПОЭТА, ПРОЗАИКА, ЭССЕИСТА икультуролога Рубена Ангаладяна. "Говоря о Ваграме Гайфеджяне, я ловлю себя на мысли, что часто начинаю со слов "талант, труженик, нравственность", - сказал Р.Ангаладян. - В период первой половины XX века ситуация внутри национальной жизни требовала у ведущих деятелей национальной культуры определенных человеческих качеств, где среди очень важных было и высокое назначение учителя, его скромность и нравственность. Ведь если рассматривать биографию первых и последующих учащихся и выпускников училища (конца 20-х - начала 40-х), они, как правило, были либо сироты, либо беженцы, либо из очень бедных семей... И здесь важен негромкий чистый голос Гайфеджяна, его отцовское отношение к каждому ученику в отдельности. Но были еще и творчество самого Ваграма Гайфеджяна, его художественный поиск, его понимание этого мира, в котором происходили необъяснимые политические сдвиги, управляющие художественным процессом... Своим творчеством он учил определенному такту, умению не только высказываться, но и слушать и видеть, умению оценивать чужую мысль или художественное произведение. И учился сам - последнее крайне важно для понимания роста и масштаба его таланта... Армянская школа живописи, жизнестойкая, многообразная, имеет очень сильные корни. И среди этих новых, молодых, ищущих мы видим его самого, выдающегося живописца, графика, подлинного хранителя высокоморальных качеств человека, одну из ключевых фигур создателей этой школы в пределах Армении, наряду с Вардкесом Суренянцем, Егише Татевосяном, Геворгом Башинджагяном, Мартиросом Сарьяном, Александром Бажбеук-Меликяном, Джотто, Ервандом Кочаром. Он - Учитель поколений, чьи корни уходят в глубь рода, где есть и безымянные мастера, и великие труженики, и справедливость, и достоинство как почва для объективной оценки. Его ученики помнят его показы, его случайно оброненные замечания, его уроки, гордятся общением с ним, вспоминают его через всю свою жизнь. Этот воистину большой художник, как и подобает его личности, не расталкивает локтями других, не лезет в чужую душу, не отстаивает истину в последней инстанции, а размышляет, оценивает остро и глубоко, объективно, но ничего не выставляя напоказ..."

На открытии памятной доски выступил также основатель и председатель армянской компании "Соврано" и общества "Джавахк", благотворитель Сос Саакян. Пару лет назад в Ахалцихе, где родился художник, открылась мемориальная доска В.Гайфеджяна (автор - скульптор А.Игитханян, по эскизам художника В. Ованесяна). Этот небольшой, уютный город подарил миру множество великих и замечательных людей. Ярчайшей звездой среди них - писателей, художников, артистов, просветителей - светится имя Ваграма Гайфеджяна. В Ахалцихе начало не только его жизни, но и искусства, ставшего дорогим и близким многим. Напомним, что в организации мероприятий по увековечению памяти живописца участвовали мэрия Ахалциха, министерства культуры и диаспоры Армении, спонсоры Сос Саакян, Самвел Агекян, члены Союза театральных деятелей Ахалциха. За короткий срок эта творческая организация провела ряд интересных мероприятий, организовав, в частности, юбилейные вечера, посвященные Гайфеджяну, несравненной певице Лусине Закарян, поэту Деренику Чарахчяну, рано ушедшему из жизни из-за ранения в годы Великой Отечественной войны, выдающемуся соотечественнику Шарлю Азнавуру. Несколько лет назад в знаменитой ахалцихской крепости "Рабат" великий шансонье дал концерт, поблагодарив власти Ахалциха "за поддержку и содействие возрождению армянской культуры в Ахалцихе, которая была отличительной особенностью этого города".

В ЛИЦЕ ВАГРАМА ГАЙФЕДЖЯНА ПЕРЕД НАМИ ПРЕДСТАЕТ НЕ ТОЛЬКО ОДИН из наиболее талантливых и знаменитых живописцев первой половины XX века, но, может быть, и самый поэтичный. Все его произведения - его изысканные красочные полотна, пейзажи, композиционные картины, портреты, натюрморты - это искусство такого художественного уровня, что его значение не только не уменьшается со временем, а все возрастает. К сожалению, несмотря на обилие материалов о нем, мы еще не в полном объеме оценили творчество своего соотечественника, хотя и понимаем ценность его художественных исканий и принципов. В популяризации творчества художника особую роль сыграли его дочь - искусствовед Элен Гайфеджян, художник и искусствовед Николай Котанджян, один из ярчайших деятелей нашей культуры Генрих Игитян.

Работа Ваграма Гайфеджяна

Признаваясь в личной симпатии к этому замечательному человеку и художнику, Игитян писал о его духовной утонченности, особом артистизме, особых средствах, ведущих к созданию художественного стиля, который в многоликой пестроте культурной жизни XX века выделяется своей неповторимостью. Резюмируя свои мысли о художнике, он дает краткое, но емкое определение: "Есть такое понятие - "тихий гений". К Гайфеджяну оно приложимо целиком. Скрытая от огня рампы его внутренняя духовная жизнь была озарена светом искусства. Оно было его утешением, его единственной музой, его всепоглощающей страстью... Так повелось, что в целом творчество Гайфеджяна было принято рассматривать в русле общеевропейского импрессионизма, семя которого на специфической почве художественной культуры Армении дало поросль ярких индивидуальных форм. Между тем ныне совершенно очевидно, что импрессионизм Гайфеджяна, переосмысливший на свой лад стадиальные особенности стиля, не только подошел к самой крайней черте "свободы внедрения" в ее импрессионистском понимании, но и на определенном этапе перешагнул эту черту в беспредельное. По существу, "Цветовые композиции" художника, элементами пуантилизма еще привязанные к импрессионизму в его заключительной фазе, не что иное, как первенцы абстракционизма".

Вся жизнь В.Гайфеджяна, состоящая из непрерывного труда и исканий, служила и служит для всех последующих поколений примером подвига во имя искусства. Мучительный поиск правды пронизывает весь многолетний труд, находя прекрасное воплощение на всех этапах творческого развития. Наследие Гайфеджяна открывает все новые грани своего духовного богатства.

И сейчас, бывая в Государственной картинной галерее Армении, нельзя обойти зал Гайфеджяна. Идешь не просто любоваться его живописью, а проникаешься душой к чему-то чистому, возвышенному. Картины этого художника буквально околдовывают, заставляя отбросить все обыденное, увлекая особой правдой и красотой. Это светлый родник, к которому не устаешь припадать.

Основная тема:
Теги:

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ЧЕМ ТЕПЛИТСЯ ДУША...
    2025-04-25 09:46

    Самвел Паркевович Мурадян - личность уникальная. Известный литературовед, доктор филологических наук профессор ЕГУ, отметивший недавно свое 80-летие, до сих пор сохранил в себе детское восприятие жизни. Для многих он - соединение ребенка с мудрецом. В его книгах, монографиях, многочисленных статьях, научных исследованиях присутствует тот же праздник смысла, формы и колоссальных знаний, что и много лет назад. Вся его деятельность - и лекции, и книги, комментарии по случаю, споры, в которые он ввязывается, всегда имеют прямую и благородную цель: защитить базовые ценности литературы. Защитить наши исторические культурные завоевания, оживить коллективную память, чтобы не затерялась в ней чья-то драматичная судьба, не пострадала, не искривилась чья-то репутация от злого навета или пустой молвы.

  • ПОСВЯЩЕНИЕ СКОРБНОЙ ДАТЕ
    2025-04-24 10:47

    В ночь с 23-го на 24 апреля в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна Национальный филармонический оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Эдуарда Топчяна исполнением «Реквиема» Моцарта отметил скорбную дату нашей национальной боли. В концерте кроме филармонического оркестра приняли участие Государственный камерный хор «Овер» (художественный руководитель и хормейстер Сона Оганесян), Ереванский государственный камерный хор под управлением Кристины Восканян и солисты – Анна Аглатова (сопрано), София Туманян (меццо-сопрано), Тигран Мелконян (тенор) и Милан Сильянов (бас). Дирижер – Эдуард Топчян.

  • СОЗЕРЦАНИЕ ТИШИНЫ
    2025-04-21 09:35

    Замечено, что мировая культура не ведает сиротства. Для нее в отличие от политики не бывает метрополий и провинции, нет сверхдержав и отсталости. Ваграм Гайфеджян, родившись в тихой, консервативной грузинской провинции, небольшом городке Тифлисской губернии России Ахалцихе (1879 г.), одной из крупнейших армянских общин за пределами Армении, стоял у истоков авангардизма, которому, по формулировке искусствоведа Эллен Гайфеджян, выпала судьба определить облик и своеобразие путей развития национального изобразительного искусства первой половины двадцатого столетия, навести мост между дореволюционным и советским искусством, стать одним из основоположников советской армянской художественной школы. На протяжении многих десятилетий творчество этого выдающегося художника определяло художественный уровень наших выставок, было эталоном профессионального качества. Но, вероятно, в том и состоит тайна и сила подлинного искусства, что каждое новое соприкосновение с ним открывает нам новые грани, меняет ракурс восприятия, обогащает зрителя эмоционально и нравственно.

  • ИМ БЫЛА ДОСТУПНА МАГИЯ ИСКУССТВА
    2025-04-12 11:35

    Этапы большого пути: филармоническому оркестру Армении 100 лет Существует понятие социальной сущности понятия интонация, “интонационного фонда нации”, который является достоянием культуры народа и не менее важен, чем язык, архитектура, письменность. Поскольку уже по интонации можно определить принадлежность музыки к тому или иному народу, времени, эпохе. Именно таким “интонационным фондом нации” можно назвать Национальный филармонический оркестр Армении, который в этом году отмечает свою круглую дату – 100 лет со дня основания.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ТРЕТИЙ МЕМОРИАЛ ЛЕВЫ ВАРДАНЯНА
    2024-03-18 16:37

    С 15 по 17 марта в спортзале СОО "Динамо" прошел третий Мемориальный турнир по вольной борьбе, посвященный заслуженному тренеру РА, почетному работнику физической культуры и спорта Леве Варданяну.

  • НАША ВИКТОРИЯ НА БИЕННАЛЕ В ИТАЛИИ
    2023-08-26 10:35

    Известный художник-дизайнер Анна Арутюнян на днях вернулась из Италии, где представляла армянское изобразительное искусство. Около 40 полотен зрелых мастеров, имена которых вписаны в историю отечественной живописи, и порядка 70 работ юных художников – воспитанников разных культурных центров Армении Анна представила широкой международной публике в рамках проходящей в Римской Ривьере I Биеннале по искусству (I Biennale d’Art Della Riviera  Romana).

  • АРТ СТУДИЯ «СЕДРАКЯН» ПРИГЛАШАЕТ НА ВЫСТАВКУ
    2023-07-01 09:54

    Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.

  • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
    2023-06-17 10:36

    В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.